Культурно-историческая психология
2015. Том 11. № 4. С. 79–88
doi:10.17759/chp.2015110407
ISSN: 1816-5435 / 2224-8935 (online)
Категория отчуждения в психологии образования: история и перспективы
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: отчуждение, утрата смысла, учебная деятельность, система образования, внешняя мотивация, выгорание
Рубрика издания: Проблемы культурно-исторической и деятельностной психологии
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/chp.2015110407
Для цитаты: Осин Е.Н. Категория отчуждения в психологии образования: история и перспективы // Культурно-историческая психология. 2015. Том 11. № 4. С. 79–88. DOI: 10.17759/chp.2015110407
Фрагмент статьи
«Мы не хотим жить в мире, где за уверенность в том, что не помрешь с голоду, платят риском помереть со скуки» [25, с. 86] — гласил лозунг студенческих бунтов 1968 г. в Париже, ставших ярким проявлением неудовлетворенности студентов авторитаризмом и консерватизмом традиционной системы образования. На волне популярности марксизма в тексты социальных наук проникла категория отчуждения, описывающая характеристики социальных институтов, приводящие к дегуманизации социальных отношений в различных сферах жизни.
Литература
- Василюк Ф.Е. Психология переживания: анализ преодоления критических ситуаций. М.: Издательство Московского университета, 1984. 200 с.
- Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции. М.: Издательство Московского университета, 1991. 142 с.
- Косырев В.Н. Отчуждение учебного труда студента // Высшее образование в России. 2009. № 11. С. 138—143.
- Леонтьев А.Н. Психологические вопросы сознательности учения // Известия АПН РСФСР. 1947. Вып. 7. С. 3—40.
- Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. М.: Смысл, 1999. 487 с.
- Лобок А.М. Вероятностный мир: опыт философскопедагогических хроник образовательного эксперимента. Екатеринбург: Изд-во АМБ, 2001. 224 с.
- Лэнгле А. Жизнь, наполненная смыслом: прикладная логотерапия. М.: Генезис, 2004. 128 с.
- Лэнгле А. Эмоциональное выгорание с позиции экзистенциального анализа // Вопросы психологии. 2008. № 2. С. 3—16.
- Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 года // Из ранних произведений / К. Маркс, Ф. Энгельс. М: Гос. изд-во политической литературы, 1956. С. 517—642.
- Мильман В.Э. Внутренняя и внешняя мотивация учебной деятельности // Вопросы психологии. 1987. № 5. С. 129—138.
- Осин Е.Н. Смыслоутрата как переживание отчуждения: структура и диагностика: дисс. … канд. психол. Наук. М., 2007. 217 с.
- Осин Е.Н., Леонтьев Д.А. Смыслоутрата и отчуждение // Культурно-историческая психология. 2007. № 4. С. 68—77.
- Подвойский Д.Г., Леонтьев Д.А., Осин Е.Н. Отчуждение // Большая российская энциклопедия. Т. 24. М.: Большая российская энциклопедия, 2014. С. 706—707.
- ПошкутеВ. Позитивные аспекты переживания бессмысленности среди молодых людей [Электронный ресурс] // Экзистенциальное измерение в консультировании и психотерапии / Под ред. Ю. Абакумовой-Кочюнене. Бирштонас-Вильнюс: ВЕЭАТ, 2005. Т. 2. URL: http://hpsy.ru/ public/x2270.htm (дата обращения: 01.12.2015).
- Сартр Ж.-П. Бытие и ничто: Опыт феноменологической онтологии. М.: Республика, 2000. 639 с.
- Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990. 368 с.
- Фромм Э. Марксова концепция человека // Э. Фромм. Душа человека. М.: Республика, 1992. С. 375—414.
- Хайдеггер М. Письмо о гуманизме // Время и бытие: Статьи и выступления. М.: Республика, 1993. С. 192—220.
- Хайдеггер М. Бытие и время / Пер. с нем. В.В. Бибихина. М.: Ad Marginem, 1997. 452 с.
- Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. 2-е изд. М.: Смысл; СПб: Питер, 2003. 860 с.
- Шауфели В., Дийкстра П., Иванова Т. Увлеченность работой: как научиться любить свою работу и получать от нее удовольствие. М.: Когито-Центр, 2015. 137 с.
- Albas D., Albas C., McCluskey K. Anomie, social class and drinking behavior of high school students // Journal of Studies on Alcohol. 1978. Vol. 39. №. 5. P. 910—913.
- Barnhardt B., Ginns P. An alienation-based framework for student experience in higher education: new interpreta
- tions of past observations in student learning theory // Higher Education. 2014. Vol. 68. № 6. P. 789—805. doi: 10.1007/ s10734-014-9744-y
- Batthyany A., Russo-Netzer P. Meaning in positive and existential psychology. N.Y.: Springer, 2014. 467 p. doi: 10.1007/978-1-4939-0308-5
- Bernier-Renaud L. Scènes situationnistes de Mai 68: Enquête sur une influence présumée. Thèse. Ottawa, 2012. 124 p.
- Blumenkrantz D., Tapp J.T. Alienation and education: A model for empirical study // The Journal of Educational Research. 1977. Vol. 77. № 2. P. 104—109.
- Brookings J.B., Dana R.H., Bolton B.A. Multitrait-Mutimethod Analysis of Alienation // Journal of Psychology. 1981. Vol. 109. № 1. P. 59—64.
- Csikszentmihalyi M., Nakamura J. The Construction of Meaning Through Vital Engagement // Flourishing positive psychology and the life well-lived / Ed. by C.L.M. Keyes, J. Haidt. Washington DC: APA, 2003. P. 83—104.
- Galbo J.T. It bears repeating: Adolescent alienation in secondary schools: A literature review // The High School Journal. 1980. Vol. 64. № 1. P. 26—31.
- Hoy W.K. Dimensions of student alienation and characteristics of public high schools // Interchange. 1972. Vol. 3. № 4. P. 38—52.
- Jessor R., Jessor S.L. Problem Behaviour and Psychosocial Development. N.Y.: Academic Press Inc., 1977.
- Kolesar H. An empirical study of client alienation in bureaucratic organization. Unpublished doctoral dissertation. University of Alberta, 1967.
- Leiter M.P., Maslach C. Six areas of worklife: a model of the organizational context of burnout // Journal of Health and Human Services Administration. 1999. Vol. 21. № 4. P. 472—489.
- Leontiev D.A. Three facets of meaning // Journal of Russian & East European Psychology. 2005. Vol. 43. № 6. P. 45—72. doi: 10.1080/10610405.2005.11059270
- Leontiev D.A. Personal meaning: A challenge for psychology // The Journal of Positive Psychology. 2013. Vol. 8. No. 6. P. 459—470. doi: 10.1080/17439760.2013.830767
- Leontiev D.A. Extending the contexts of existence: benefits of meaning-guided living // Meaning in Positive and Existential Psychology / Ed. by A. Batthyany, P. Russo-Netzer. N.Y.: Springer, 2014. P. 97—114.
- Mackey J., Ahlgren A. Dimensions of adolescent alienation // Applied Psychological Measurement. 1977. Vol. 1. № 2. P. 219—232.
- Maddi S.R. The existential neurosis // Journal of Abnormal Psychology. 1967. Vol. 72. № 4. P. 311—325.
- Maddi S.R., Kobasa S.C., Hoover M. An Alienation Test // Journal of Humanistic Psychology. 1979. Vol. 19. №. 4. P. 73—76.
- Madsen K.B. A history of psychology in metascientific perspective // Advances in Psychology / Ed. by G.E. Stelmach, P.A. Vroon. Vol. 53. Amsterdam: Elsevier, 1988. 605 p.
- Mann S. Alternative perspectives on the student experience: alienation and engagement // Studies in Higher Education. 2001. Vol. 26. №. 1. P. 7—19. doi: 10.3109/0142159X.2011.543198
- Mau R. Student alienation in school context // Research in Education. 1989. Vol. 42. № 1. P. 17—28.
- Mau R. The validity and devolution of a concept: student alienation // Adolescence. 1992. Vol. 27. №. 107. P. 219.232.
- Muraven M. Autonomous self-control is less depleting // Journal of Research in Personality. 2008. Vol. 42. № 3. P. 763—770. doi: 10.1016/j.jrp.2007.08.002
- Muraven M., Gagné M., Rosman H. Helpful self-control: Autonomy support, vitality, and depletion // Journal of Experimental Social Psychology. 2008. Vol. 44. № 3. P. 573—585. doi: 10.1016/j.jesp.2007.10.008
- Nakamura J. Sustaining engagement: continuity and change into later life. Unpublished doctoral dissertation. Chi-cago, IL, 2002.
- Pines A.M. Burnout: An existential perspective // Professional burnout: Recent developments in theory and re-search. Series in applied psychology: Social issues and ques-tions / W.B. Schaufeli, C. Maslach, T. Marek (eds.). Philadel-phia, PA, US: Taylor & Francis, 2003. P. 33—51.
- Rafalides M., Hoy W.K. Student sense of alienation and pupil control orientation of high schools // The High School Journal. 1971. Vol. 55. № 3. P. 101—111.
- Ros M., Schwartz S.H., Surkiss S. Basic individual values, work values, and the meaning of work // Applied Psychology. 1999. Vol. 48. № 1. P. 49—71. doi: 10.1111/j.1464-0597.1999. tb00048.x
- Ryan R.M., Deci E.L. Self-determination theory and the facilitation of intrinsic motivation, social development, and well-being // American Psychologist. 2000. Vol. 55. № 1. P. 68—78. doi: 10.1037110003-066X.55.1.68
- Schacht R. Alienation. London: George Allen & Unwin, 1971. 52. Seeman M. On the Meaning of Alienation // American Sociological Review. 1959. Vol. 24. № 6. P. 783—791.
- Seeman M. Alienation and Anomie // Measures of Per-sonality and Social Psychological Attitudes / Ed. by J.P. Rob-inson, P.R. Shaver, L.S. Wrightsman. San Diego: Academic Press, 1991. Vol. 1. P. 291—371.
- Sidorkin A.M. In the event of learning: Alienation and participative thinking in education // Educational The-ory. 2004. Vol. 54. № 3. P. 251—262. doi: 10.1111/j.0013- 2004.2004.00018.x
- Walburg V. Burnout among high school students: A lit-erature review // Children and Youth Services Review. 2014. Vol. 42. № 1. P. 28—33. doi: 10.1016/j.childyouth.2014.03.020
- Wenz F.U. Sociological correlates of alienation among adolescent suicide attempts // Adolescence. 1979. Vol. 14. № 35. P. 19—30.
- Williamson I., Cullingford C. The uses and misuses of ‘alienation’ in the social sciences and education // British Journal of Educational Studies. 1997. Vol. 45. № 3. P. 263— 275. doi: 10.1111/1467-8527.00051
- Williamson I., Cullingford C. Adolescent alienation: its correlates and consequences // Educational Studies. 1998. Vol. 24. № 3. P. 333—343.
- Yuill C. Forgetting and remembering alienation the-ory // History of the Human Sciences. 2011. Vol. 23. № 2. P. 103—119. doi: 10.1177/0952695111400525
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 2942
В прошлом месяце: 12
В текущем месяце: 9
Скачиваний
Всего: 1302
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 4