Категория отчуждения в психологии образования: история и перспективы

1302

Аннотация

Статья посвящена объяснительным возможностям и ограничениям категории отчуждения в психологии образования. Психологические исследования феноменов, связанных с категорией отчуждения (выгорание, внешняя мотивация, цинизм и др.), обычно ограничиваются уровнем индивидуальной психики, тогда как категория отчуждения описывает совокупность явлений, разворачивающихся как на индивидуальном, так и на социокультурном уровне. Показаны эвристические возможности культурно-деятельностного подхода к смыслу и смысловой регуляции как методологической основы для анализа процессов отчуждения. Дан краткий обзор результатов эмпирических исследований отчуждения в образовании, а также теоретических работ, обсуждающих генезис и способы преодоления отчуждения.

Общая информация

Ключевые слова: отчуждение, утрата смысла, учебная деятельность, система образования, внешняя мотивация, выгорание

Рубрика издания: Проблемы культурно-исторической и деятельностной психологии

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/chp.2015110407

Для цитаты: Осин Е.Н. Категория отчуждения в психологии образования: история и перспективы // Культурно-историческая психология. 2015. Том 11. № 4. С. 79–88. DOI: 10.17759/chp.2015110407

Фрагмент статьи

«Мы не хотим жить в мире, где за уверенность в том, что не помрешь с голоду, платят риском по­мереть со скуки» [25, с. 86] — гласил лозунг сту­денческих бунтов 1968 г. в Париже, ставших яр­ким проявлением неудовлетворенности студентов авторитаризмом и консерватизмом традиционной системы образования. На волне популярности марксизма в тексты социальных наук проникла категория отчуждения, описывающая характери­стики социальных институтов, приводящие к де­гуманизации социальных отношений в различных сферах жизни.

Литература

  1. Василюк Ф.Е. Психология переживания: анализ преодоления критических ситуаций. М.: Издательство Мо­сковского университета, 1984. 200 с.
  2. Иванников В.А. Психологические механизмы воле­вой регуляции. М.: Издательство Московского универси­тета, 1991. 142 с.
  3. Косырев В.Н. Отчуждение учебного труда студен­та // Высшее образование в России. 2009. № 11. С. 138—143.
  4. Леонтьев А.Н. Психологические вопросы созна­тельности учения // Известия АПН РСФСР. 1947. Вып. 7. С. 3—40.
  5. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строе­ние и динамика смысловой реальности. М.: Смысл, 1999. 487 с.
  6. Лобок А.М. Вероятностный мир: опыт философско­педагогических хроник образовательного эксперимента. Екатеринбург: Изд-во АМБ, 2001. 224 с.
  7. Лэнгле А. Жизнь, наполненная смыслом: приклад­ная логотерапия. М.: Генезис, 2004. 128 с.
  8. Лэнгле А. Эмоциональное выгорание с позиции эк­зистенциального анализа // Вопросы психологии. 2008. № 2. С. 3—16.
  9. Маркс К. Экономическо-философские рукопи­си 1844 года // Из ранних произведений / К. Маркс, Ф. Энгельс. М: Гос. изд-во политической литературы, 1956. С. 517—642.
  10. Мильман В.Э. Внутренняя и внешняя мотивация учебной деятельности // Вопросы психологии. 1987. № 5. С. 129—138.
  11. Осин Е.Н. Смыслоутрата как переживание отчужде­ния: структура и диагностика: дисс. … канд. психол. Наук. М., 2007. 217 с.
  12. Осин Е.Н., Леонтьев Д.А. Смыслоутрата и отчуж­дение // Культурно-историческая психология. 2007. № 4. С. 68—77.
  13. Подвойский Д.Г., Леонтьев Д.А., Осин Е.Н. Отчужде­ние // Большая российская энциклопедия. Т. 24. М.: Боль­шая российская энциклопедия, 2014. С. 706—707.
  14. ПошкутеВ. Позитивные аспекты переживания бес­смысленности среди молодых людей [Электронный ре­сурс] // Экзистенциальное измерение в консультировании и психотерапии / Под ред. Ю. Абакумовой-Кочюнене. Бир­штонас-Вильнюс: ВЕЭАТ, 2005. Т. 2. URL: http://hpsy.ru/ public/x2270.htm (дата обращения: 01.12.2015).
  15. Сартр Ж.-П. Бытие и ничто: Опыт феноменологи­ческой онтологии. М.: Республика, 2000. 639 с.
  16. Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990. 368 с.
  17. Фромм Э. Марксова концепция человека // Э. Фромм. Душа человека. М.: Республика, 1992. С. 375—414.
  18. Хайдеггер М. Письмо о гуманизме // Время и бытие: Статьи и выступления. М.: Республика, 1993. С. 192—220.
  19. Хайдеггер М. Бытие и время / Пер. с нем. В.В. Биби­хина. М.: Ad Marginem, 1997. 452 с.
  20. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. 2-е изд. М.: Смысл; СПб: Питер, 2003. 860 с.
  21. Шауфели В., Дийкстра П., Иванова Т. Увлеченность работой: как научиться любить свою работу и получать от нее удовольствие. М.: Когито-Центр, 2015. 137 с.
  22. Albas D., Albas C., McCluskey K. Anomie, social class and drinking behavior of high school students // Journal of Studies on Alcohol. 1978. Vol. 39. №. 5. P. 910—913.
  23. Barnhardt B., Ginns P. An alienation-based framework for student experience in higher education: new interpreta­
  24. tions of past observations in student learning theory // High­er Education. 2014. Vol. 68. № 6. P. 789—805. doi: 10.1007/ s10734-014-9744-y
  25. Batthyany A., Russo-Netzer P. Meaning in positive and existential psychology. N.Y.: Springer, 2014. 467 p. doi: 10.1007/978-1-4939-0308-5
  26. Bernier-Renaud L. Scènes situationnistes de Mai 68: En­quête sur une influence présumée. Thèse. Ottawa, 2012. 124 p.
  27. Blumenkrantz D., Tapp J.T. Alienation and education: A model for empirical study // The Journal of Educational Re­search. 1977. Vol. 77. № 2. P. 104—109.
  28. Brookings J.B., Dana R.H., Bolton B.A. Multitrait-Muti­method Analysis of Alienation // Journal of Psychology. 1981. Vol. 109. № 1. P. 59—64.
  29. Csikszentmihalyi M., Nakamura J. The Construction of Meaning Through Vital Engagement // Flourishing positive psychology and the life well-lived / Ed. by C.L.M. Keyes, J. Haidt. Washington DC: APA, 2003. P. 83—104.
  30. Galbo J.T. It bears repeating: Adolescent alienation in secondary schools: A literature review // The High School Journal. 1980. Vol. 64. № 1. P. 26—31.
  31. Hoy W.K. Dimensions of student alienation and char­acteristics of public high schools // Interchange. 1972. Vol. 3. № 4. P. 38—52.
  32. Jessor R., Jessor S.L. Problem Behaviour and Psychoso­cial Development. N.Y.: Academic Press Inc., 1977.
  33. Kolesar H. An empirical study of client alienation in bureaucratic organization. Unpublished doctoral dissertation. University of Alberta, 1967.
  34. Leiter M.P., Maslach C. Six areas of worklife: a model of the organizational context of burnout // Journal of Health and Human Services Administration. 1999. Vol. 21. № 4. P. 472—489.
  35. Leontiev D.A. Three facets of meaning // Journal of Russian & East European Psychology. 2005. Vol. 43. № 6. P. 45—72. doi: 10.1080/10610405.2005.11059270
  36. Leontiev D.A. Personal meaning: A challenge for psy­chology // The Journal of Positive Psychology. 2013. Vol. 8. No. 6. P. 459—470. doi: 10.1080/17439760.2013.830767
  37. Leontiev D.A. Extending the contexts of existence: ben­efits of meaning-guided living // Meaning in Positive and Ex­istential Psychology / Ed. by A. Batthyany, P. Russo-Netzer. N.Y.: Springer, 2014. P. 97—114.
  38. Mackey J., Ahlgren A. Dimensions of adolescent alien­ation // Applied Psychological Measurement. 1977. Vol. 1. № 2. P. 219—232.
  39. Maddi S.R. The existential neurosis // Journal of Ab­normal Psychology. 1967. Vol. 72. № 4. P. 311—325.
  40. Maddi S.R., Kobasa S.C., Hoover M. An Alienation Test // Journal of Humanistic Psychology. 1979. Vol. 19. №. 4. P. 73—76.
  41. Madsen K.B. A history of psychology in metascientific perspective // Advances in Psychology / Ed. by G.E. Stel­mach, P.A. Vroon. Vol. 53. Amsterdam: Elsevier, 1988. 605 p.
  42. Mann S. Alternative perspectives on the stu­dent experience: alienation and engagement // Studies in Higher Education. 2001. Vol. 26. №. 1. P. 7—19. doi: 10.3109/0142159X.2011.543198
  43. Mau R. Student alienation in school context // Re­search in Education. 1989. Vol. 42. № 1. P. 17—28.
  44. Mau R. The validity and devolution of a concept: student alienation // Adolescence. 1992. Vol. 27. №. 107. P. 219.232.
  45. Muraven M. Autonomous self-control is less deplet­ing // Journal of Research in Personality. 2008. Vol. 42. № 3. P. 763—770. doi: 10.1016/j.jrp.2007.08.002
  46. Muraven M., Gagné M., Rosman H. Helpful self-control: Autonomy support, vitality, and depletion // Journal of Ex­perimental Social Psychology. 2008. Vol. 44. № 3. P. 573—585. doi: 10.1016/j.jesp.2007.10.008
  47. Nakamura J. Sustaining engagement: continuity and change into later life. Unpublished doctoral dissertation. Chi-cago, IL, 2002.
  48. Pines A.M. Burnout: An existential perspective // Professional burnout: Recent developments in theory and re-search. Series in applied psychology: Social issues and ques-tions / W.B. Schaufeli, C. Maslach, T. Marek (eds.). Philadel-phia, PA, US: Taylor & Francis, 2003. P. 33—51.
  49. Rafalides M., Hoy W.K. Student sense of alienation and pupil control orientation of high schools // The High School Journal. 1971. Vol. 55. № 3. P. 101—111.
  50. Ros M., Schwartz S.H., Surkiss S. Basic individual values, work values, and the meaning of work // Applied Psychology. 1999. Vol. 48. № 1. P. 49—71. doi: 10.1111/j.1464-0597.1999. tb00048.x
  51. Ryan R.M., Deci E.L. Self-determination theory and the facilitation of intrinsic motivation, social development, and well-being // American Psychologist. 2000. Vol. 55. № 1. P. 68—78. doi: 10.1037110003-066X.55.1.68
  52. Schacht R. Alienation. London: George Allen & Unwin, 1971. 52. Seeman M. On the Meaning of Alienation // American Sociological Review. 1959. Vol. 24. № 6. P. 783—791.
  53. Seeman M. Alienation and Anomie // Measures of Per-sonality and Social Psychological Attitudes / Ed. by J.P. Rob-inson, P.R. Shaver, L.S. Wrightsman. San Diego: Academic Press, 1991. Vol. 1. P. 291—371.
  54. Sidorkin A.M. In the event of learning: Alienation and participative thinking in education // Educational The-ory. 2004. Vol. 54. № 3. P. 251—262. doi: 10.1111/j.0013- 2004.2004.00018.x
  55. Walburg V. Burnout among high school students: A lit-erature review // Children and Youth Services Review. 2014. Vol. 42. № 1. P. 28—33. doi: 10.1016/j.childyouth.2014.03.020
  56. Wenz F.U. Sociological correlates of alienation among adolescent suicide attempts // Adolescence. 1979. Vol. 14. № 35. P. 19—30.
  57. Williamson I., Cullingford C. The uses and misuses of ‘alienation’ in the social sciences and education // British Journal of Educational Studies. 1997. Vol. 45. № 3. P. 263— 275. doi: 10.1111/1467-8527.00051
  58. Williamson I., Cullingford C. Adolescent alienation: its correlates and consequences // Educational Studies. 1998. Vol. 24. № 3. P. 333—343.
  59. Yuill C. Forgetting and remembering alienation the-ory // History of the Human Sciences. 2011. Vol. 23. № 2. P. 103—119. doi: 10.1177/0952695111400525

Информация об авторах

Осин Евгений Николаевич, кандидат психологических наук, доцент, заместитель заведующего Международной лабораторией позитивной психологии личности и мотивации, Высшая школа экономики (ФГАОУ ВО НИУ ВШЭ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3330-5647, e-mail: eosin@hse.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2942
В прошлом месяце: 12
В текущем месяце: 9

Скачиваний

Всего: 1302
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 4