Особенности внутренней позиции матери у участниц программы ЭКО

1385

Аннотация

Целью данной работы является изучение особенностей внутренней позиции матери у участниц программы ЭКО (экстракорпорального оплодотворения), которые определяют процесс освоения родительства и характер детско-родительских отношений. В исследовании приняли участие 20 диад мать—младенец группы спонтанной беременности и 23 диады группы ЭКО (возраст младенцев 6—12 месяцев). Матери группы ЭКО демонстрируют высокую способность к безусловному принятию ребенка, стремятся к телесному контакту с ним, однако они меньше склонны поддерживать инициативу ребенка, чем матери группы спонтанной беременности. Особенности детско-родительского взаимодействия находят отражение в особенностях развития ребенка: младенцы, чьи матери поддерживают их инициативу, склонны проявлять большую активность. Стремление к телесному контакту с матерью более выражено у младенцев, чьи матери чаще прикасаются к ребенку, обнимают и берут на руки. Участницы программы ЭКО положительно относятся к выполнению родительских функций, в то же время испытывают сомнения в собственной родительской компетентности, склонны устанавливать повышенные требования к себе в роли матери.

Общая информация

Ключевые слова: психология родительства, вспомогательная репродуктивная технология ЭКО, бесплодие, детско-родительские отношения, материнство при использовании ЭКО

Рубрика издания: Эмпирические исследования

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/chp.2016120105

Для цитаты: Якупова В.А., Захарова Е.И. Особенности внутренней позиции матери у участниц программы ЭКО // Культурно-историческая психология. 2016. Том 12. № 1. С. 46–55. DOI: 10.17759/chp.2016120105

Фрагмент статьи

В отечественной психологии родительство рассма- тривается как социокультурный феномен [6]. Любое общество предъявляет к родителю определенные требования по воспитанию и заботе о ребенке, которые закреплены в социальной роли родителя. Принимая на себя ту или иную социальную роль, человек вырабатывает личностное эмоциональное отношение к ее содержанию [1].

Литература

  1. Захарова Е.И. Развитие личности в ходе освоения родительской позиции // Культурно-историческая психология. 2008. № 2. C. 24—28.
  2. Захарова Е.И. Опросник исследования эмоциональ- ной стороны детско-родительского взаимодействия // Семейная психология и семейная терапия. 1997. Т. 1. № 1. С. 15—21.
  3. Захарова Е.И., Тюрина А.И. Особенности взаимодей- ствия матери с ребенком младенческого и раннего возраста в зависимости от характера привязанности к собственной матери // Пренатальная психология и психология репро- дуктивной сферы. 2013. № 3.С. 90—111.
  4. Петрова А.А. Материнские представления об ин- дивидуально-психологических особенностях ребенка как фактор детско-родительского эмоционального взаимодей- ствия: дис. … канд. психол. наук. М., 2008. 225 с.
  5. Кляйн М. Зависть и благодарность и другие работы 1955—1963 гг. Психоаналитические труды Мелани Кляйн: в 7 т. Т. VI. Ижевск: ERGO. 2012. 332 с.
  6. Филиппова Г.Г. Психология материнства: учеб. по- собие. М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. 240 с.
  7. Якупова В.А., Захарова Е.И. Внутренняя материн- ская позиция женщин, беременность которых наступила с помощью ЭКО // Национальный психологический жур- нал. 2015. № 1(17). С. 96—104.
  8. Colpin H., Demyttenaere K., Vandemeulebroecke L. New reproductive technology and the family: The parent-child re- lationship following in vitro fertilization // Journal of Child Psychology and Psychiatry. 1995. Vol. 36. P. 1429—1441.
  9. Gibson F.L., Ungerer J., McMahon C., Leslie G.,  Saun- ders D. The mother–child relationship following in vitro fer- tilisation (IVF): infant attachment, responsivity, and maternal sensitivity // Journal of Child Psychology and Psychiatry. 2000. Vol. 41 (8). P. 1015—1023.
  10. Glascoe F.P.,  Byrne K.E.,  Chang B., Strickland  B., Ash- ford L., Johnson K. The Accuracy of the Denver-II in Develop- mental Screening // Pediatrics. 1992. Vol. 89. P. 1221—1225.
  11. Golombok S., MacCallum F., Goodman E. The “test-tube” generation: parent — child relationships and the psychological well-being of in vitro fertilization children at adolescence // Child Development. 2001. Vol. 72 (2). P. 599—608.
  12. Van Balen F. Child rearing following in vitro fertiliza- tion // Journal of Child Psychology and Psychiatry. 1996. Vol. 37. P. 687—693.

Информация об авторах

Якупова Вера Анатольевна, кандидат психологических наук, научный сотрудник факультета психологии, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова (ФГБОУ ВО МГУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9472-8283, e-mail: vera.a.romanova@gmail.com

Захарова Елена Игоревна, доктор психологических наук, доцент кафедры возрастной психологи, факультет психологии, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Москва, Россия, e-mail: E-I-Z@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2654
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 7

Скачиваний

Всего: 1385
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 7