Единство аффекта и интеллекта в сюжетно-ролевой игре

3802

Аннотация

В статье представлена интерпретация единства аффекта и интеллекта (Л.С. Выготский) на материале сюжетно-ролевой игры. Эмоции (например, нежелание подчиниться правилу) и понимание ребенком оснований правила, изучаются отдельно друг от друга: их взаимосвязанность подразумевается, но экспериментально не доказывается. В данной работе осуществлена попытка «поймать» единство аффекта и интеллекта в рамках психологии развития, опираясь на представление о связи смысловой и технической стороны действия (Д.Б. Эльконин и др.), об умных эмоциях (А.В. Запорожец) и акте развития (Б.Д. Эльконин). Описан качественный переход в сюжетно-ролевой игре, связанный с приданием эмоциям культурной формы; показано чувствование ребенком своего действия в игре. Показано, как движение ребенка в игровом пространстве с целью добиться кульминации сюжета связано с единством аффекта и интеллекта.

Общая информация

Ключевые слова: сюжетно-ролевая игра, культурно-историческая психология

Рубрика издания: Возрастная психология

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/chp.2016120314

Для цитаты: Эльконинова Л.И. Единство аффекта и интеллекта в сюжетно-ролевой игре // Культурно-историческая психология. 2016. Том 12. № 3. С. 247–254. DOI: 10.17759/chp.2016120314

Фрагмент статьи

Л.С. Выготский писал о необходимости целостного понимания психики человека, имея в виду единство аффекта и интеллекта. Возможность такого видения им была реализована в «Психологии искусства» [2], где показан механизм катарсиса, как удачной «перековки» естественных эмоций через придание им культурной формы. Он также предупреждал об опасности однобокого понимания игры дошкольников [3].

Литература

  1. Архипов Б.А., Эльконин Б.Д. Язык антропотехнического (посреднического) действия // «Антропопраксис»: ежегодник гуманитарных исследований. Ижевск, 2011.
  2. Выготский Л.С. Психология искусства. М.: Искус- ство, 1968. 576 с.
  3. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом раз- витии ребенка / Л.С. Выготский Психология развития ре- бенка. М.: Смысл; Эксмо, 2003. 512 с. С. 200—224.
  4. Запорожец А.В. Избранные психологические труды: в 2 т. Т. I. Психическое развитие ребенка. М.: Педагогика, 1986. 320 с.
  5. Самоощущение. Опосредствование. Становление действия. // Междисциплинарные проблемы психологии телесности.  Материалы  межведомственной  научно-практической конференции. Москва, 20—21 октября 2004 г. М.: Изд- во Московского гуманитарного университета, 2004. 520 с.
  6. Эльконин Б.Д. Опосредствование. Действие. Разви- тие. Ижевск: ERGO, 2010. 280 с.
  7. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989. 560 с.
  8. Эльконинова Л.И. Полнота развития сюжетно-роле- вой игры // Психологическая наука и образование. 2014. № 1. С. 54—61.
  9. Эмоциональное развитие дошкольника / А.В. За- порожец, Я.З. Неверович, А.Д. Кошелева и др. / Под ред. А.Д. Кошелевой. М.: Просвещение, 1985. 176 с.
  10. Юрьева К.О. Опыт формирования сюжетно-ролевой игры в условиях инклюзивной группы детского сада // Мо- лодые ученые столичному образованию. Материалы XII Го- родской научно-практической конференции с международ- ным участием. М.: ГБОУ ВПО МГППУ, 2013. С. 96—98.

Информация об авторах

Эльконинова Людмила Иосифовна, кандидат психологических наук, доцент кафедры возрастной психологии факультета психологии образования, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Московская высшая школа социальных и экономических наук (ОАНО МВШСЭН), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8257-7871, e-mail: milaelk@gmail.com

Метрики

Просмотров

Всего: 4020
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 5

Скачиваний

Всего: 3802
В прошлом месяце: 18
В текущем месяце: 15