Включен в Web of Science СС (ESCI) Включен в Scopus
Культурно-историческая психология Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет ISSN (печатная версия): 1816-5435 ISSN (online): 2224-8935 DOI: https://doi.org/10.17759/chp Лицензия: CC BY-NC 4.0 Издается с 2005 года Периодичность: 4 номера в год Доступ к электронным архивам: открытый Аффилирован ISCAR EN In English |
Культурно-историческая психология Проблема переживания в концепциях Выготского и Теплова: современный контекст 2010Изотова Е.И. Марцинковская Т.Д. АннотацияПредставлен сравнительный анализ подходов к категории переживания в концепциях Л.С. Выготского и Б.М. Теплова. Показано значение идей Л.С. Выготского о переживании как динамической единицы, соединяющей эмоциональные и когнитивные аспекты и открывающей путь к изучению социальной ситуации развития детей. Раскрывается сходство идей двух ученых в понимании роли интеллектуальных и аффективных компонентов переживания. Анализируются и отличия в позициях Выготского и Теплова. Показывается специфика концепции Б.М. Теплова, в которой эстетические переживания связывают человека с миром культуры, формируя его отношение к ее смыслам и ценностям через взаимное обогащение художника и зрителя-слушателя обобщенными образами, содержащимися в переживании. Раскрывается значимость категории переживания для современной психологии, актуальность идей двух ученых в изучении социальных (эстетических) переживаний современных детей и подростков, их влияние на процесс их социализации и инкультурации. Доказывается, что в категории переживания могут быть выделены два аспекта — когнитивный и динамический (интенциональный) и две формы переживаний — персональные и социальные. Персональные связывают отдельные представления о себе в единое целое, в то время как социальные маркируют отношение к событиям и предметам окружающего мира. Фрагмент статьи
Современная социальная ситуация диктует необходимость становления активной и гибкой жизненной позиции, стимулирующей людей к использованию всех имеющихся у них потенциальных способностей для самореализации и личностного роста в рамках тех социальных условий и той культуры, в которой они растут и развиваются. В связи с этим встает вопрос о значимости исследования одной из центральных личностных характеристик — идентичности и тех факторов, которые влияют на становление процесса социализации и целостной и позитивной идентичности, соединяющей в себе как ее социокультурные, так и личностные формы. Литература
Статьи по теме
Теория и методология | Носуленко В.Н. Вопросы интеграции качественных и количественных методов в психологическом исследовании Культурно-историческая психология: традиции и инновации | Юдина Т.А., Алехина С.В. Психология развития | Бережковская Е.Л., Кравцов Л.Г. Взаимодействие средней школы и университета как условие самоопределения у старшеклассников Психология образования | Авдеева Н.Н., Егорова М.А., Кочетова Ю.А. Психологическое просвещение как воспитательный ресурс современной системы образования |
© 2007–2022 Портал психологических изданий PsyJournals.ru Все права защищены Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г. Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ
|