Проблема переживания в концепциях Выготского и Теплова: современный контекст

1803

Аннотация

Представлен сравнительный анализ подходов к категории переживания в концепциях Л.С. Выготского и Б.М. Теплова. Показано значение идей Л.С. Выготского о переживании как динамической единицы, соединяющей эмоциональные и когнитивные аспекты и открывающей путь к изучению социальной ситуации развития детей. Раскрывается сходство идей двух ученых в понимании роли интеллектуальных и аффективных компонентов переживания. Анализируются и отличия в позициях Выготского и Теплова. Показывается специфика концепции Б.М. Теплова, в которой эстетические переживания связывают человека с миром культуры, формируя его отношение к ее смыслам и ценностям через взаимное обогащение художника и зрителя-слушателя обобщенными образами, содержащимися в переживании. Раскрывается значимость категории переживания для современной психологии, актуальность идей двух ученых в изучении социальных (эстетических) переживаний современных детей и подростков, их влияние на процесс их социализации и инкультурации. Доказывается, что в категории переживания могут быть выделены два аспекта — когнитивный и динамический (интенциональный) и две формы переживаний — персональные и социальные. Персональные связывают отдельные представления о себе в единое целое, в то время как социальные маркируют отношение к событиям и предметам окружающего мира.

Общая информация

Ключевые слова: переживания , аффект и интеллект, динамический и когнитивный аспекты переживаний, социальная ситуация развития, эстетические переживания, музыкальная одаренность, персональные и социальные переживания

Рубрика издания: Памятные даты

DOI: https://doi.org/10.17759/chp.2016120401

Для цитаты: Изотова Е.И., Марцинковская Т.Д. Проблема переживания в концепциях Выготского и Теплова: современный контекст // Культурно-историческая психология. 2016. Том 12. № 4. С. 4–13. DOI: 10.17759/chp.2016120401

Фрагмент статьи

Современная социальная ситуация диктует необходимость становления активной и гибкой жизненной позиции, стимулирующей людей к использованию всех имеющихся у них потенциальных способностей для самореализации и личностного роста в рамках тех социальных условий и той культуры, в которой они растут и развиваются. В связи с этим встает вопрос о значимости исследования одной из центральных личностных характеристик — идентичности и тех факторов, которые влияют на становление процесса социализации и целостной и позитивной идентичности, соединяющей в себе как ее социокультурные, так и личностные формы.

Литература

  1. Асмолов А.Г. Психология личности: культурно- историческое понимание развития человека. М.: Смысл, 2007. 528 с.
  2. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6т. Т. 3. Проблемы развития психики. М.: Педагогика, 1983. 368 с.
  3. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 4. Дет- ская психология. М.: Педагогика, 1984. 432 с.
  4. Гумбольдт В. [W. von Humboldt] Язык и философия культуры. М.: Прогресс, 1985. 448 с.
  5. Изотова Е.И. Социальные переживания и идентич- ность современных юношей и девушек [Электронный ресурс] // Психологические исследования: электрон. науч. журн. 2009. № 5(7). URL: http://psystudy.ru/index.php/num/2009n5- 7/222-izotova7.html (дата обращения: 03.06.2016).
  6. Изотова Е.И. Закономерности и инварианты эмоци- онального развития детей и подростков. М.:МПГУ, 2014. 202 с.
  7. Идентичность и социализация в современном мире. Сборник методик / Под ред. Т.Д. Марцинковской. М.:МПГУ, 2015. 215 с.
  8. Категория переживания в психологии и филосо- фии. Коллективная монография / Под ред. Т.Д. Марцинковской. М.: Прометей, 2004. 456 с.
  9. Концепции социализации и индивидуализации в современной психологии. Коллективная монография / Под. ред. Т.Д. Марцинковской. М.; Обнинск: ИГ-СОЦИН, 2010. 284 с.
  10. Марцинковская Т.Д.  История,  культура,  разви- тие как образующие историко-генетической парадиг- мы // Культурно-историческая психология. 2015b. № 4. С. 69—78.
  11. Марцинковская Т.Д. Проблема социализации в исто- рико-генетической парадигме. М.: Смысл, 2015a. 248 с.
  12. Марцинковская Т.Д. Феноменология и механизмы развития: историко-генетический подход [Электронный ресурс] // Психологические исследования: электрон. науч. журн. 2012. № 5(24). С. 12. URL: http://psystudy.ru/index. php/num/2012v5n24/700-martsinkovskaya24.html (дата об- ращения:  28.05.2016).
  13. Потебня А.А. Эстетика и поэтика. М.: Искусство, 1976. 614 с.
  14. Теплов Б.М. Избранные психологические труды. Москва; Воронеж: МОДЕК, 1998. 544 с.
  15. Теплов Б. М. Психология музыкальных способно- стей. М.; Л.: АПН РСФСР, 1947. 355 с.
  16. Шпет Г.Г. Философия и психология культуры. М.: Наука, 2007. 478 с.

Информация об авторах

Изотова Елена Ивановна, кандидат психологических наук, зав. кафедрой возрастной психологии факультета дошкольной педагогики и психологии, Московского педагогического государственного университета, Москва, Россия, e-mail: teoretic@mail.ru

Марцинковская Татьяна Давыдовна, доктор психологических наук, профессор, директор института, Институт психологии им. Л.С. Выготского РГГУ, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2810-2554, e-mail: tdmartsin@gmail.com

Метрики

Просмотров

Всего: 2903
В прошлом месяце: 23
В текущем месяце: 13

Скачиваний

Всего: 1803
В прошлом месяце: 16
В текущем месяце: 15