К 70-летию Б.Д. Эльконина. Посредник между «неклассическими» психологиями

168

Общая информация

Рубрика издания: Памятные даты

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/chp.2020160113

Для цитаты: Рубцов В.В., Марголис А.А., Кудрявцев В.Т., Шведовская А.А. К 70-летию Б.Д. Эльконина. Посредник между «неклассическими» психологиями // Культурно-историческая психология. 2020. Том 16. № 1. С. 132–133. DOI: 10.17759/chp.2020160113

Фрагмент статьи

12 марта 2020 г. исполнилось 70 лет доктору психологических наук, профессору Борису Данииловичу Эльконину. Б.Д. Эльконин — воплощение поискового духа культурно-исторической психологии, благодаря чему она, почти разменяв свой век, остается молодой наукой, «наукой будущего», как квалифицирует ее наш американский коллега и друг Майкл Коул. В качестве ученика и последователя своего отца Д.Б. Эльконина и его продолжателя В.В. Давыдова Б.Д. Эльконин является строителем здания культурно-исторической психологии, уловившим через своих наставников целый ряд прямых и скрытых посылов Л.С. Выготского, которые нашли адресата именно в его лице. Стоит указать на два момента.

Полный текст

12 марта 2020 г. исполнилось 70 лет доктору психологических наук, профессору Борису Данииловичу Эльконину. Б.Д. Эльконин — воплощение поискового духа культурно-исторической психологии, благодаря чему она, почти разменяв свой век, остается молодой наукой, «наукой будущего», как квалифицирует ее наш американский коллега и друг Майкл Коул.

В качестве ученика и последователя своего отца Д.Б. Эльконина и его продолжателя В.В. Давыдова Б.Д. Эльконин является строителем здания культурно-исторической психологии, уловившим через своих наставников целый ряд прямых и скрытых посылов Л.С. Выготского, которые нашли адресата именно в его лице. Стоит указать на два момента.

Во-первых, культурно-историческая психология, в версии Б.Д. Эльконина, — это знание о том, как в развитии человека происходит встреча идеальной и реальной форм (по Выготскому), встреча — сама по себе далеко не «идиллическая», а напряженно противоречивая, требующая от человека самопреодоления в творческом действии. Развитие — не столько попытка ребенка «взять пробу культуры», сколько найти в этой «пробе» себя самого. «Узнать», построить себя в культуре как субъекта развития.

Во-вторых, Б.Д. Эльконин расширяет идею культурного опосредствования, которое для него всегда предстает в форме посредничества живых людей. Живых и оживляющих мир и язык «психологических окаменелостей», как называл систему объективаций человеческой культуры Пьер Жане, в силу чего они сами могут быть наполнены посредническим смыслом. Это — еще один шаг к преодолению «заочного определения человека», о невозможности которого писал М.М. Бахтин. Б.Д. Эльконин мощно и самобытно артикулирует идею Выготского о том, что не сами по себе культурные предметы вызывают человека к человеческой жизни. Его вдохновляют жить по-человечески «культурные люди», конечно же не с пустыми руками, а дарящими это вдохновение с помощью культурных предметов — в идеальной и реальной форме.

И по Д.Б. Эльконину, и по Б.Д. Эльконину, никакая система идеальных образцов культуры никогда не заменит человеческого образа — образа деятельности, который являет взрослый ребенку с момента рождения. «Являет» для Б.Д. Эльконина — слово ключевое: взрослый для ребенка — прежде всего «явитель» образа деятельности. И именно в процессе «явления» образа деятельности он не сразу, а постепенно становится носителем ее образца. Вначале мы наблюдаем первозданную слитность образа и образца, но очень скоро образец отделяется и начинает жить некоей «своей» жизнью. Мама уже не просто нежно гладит ручки малыша, в которые из ее рук невзначай попадают человеческие вещи, а учит захватывать, держать, трясти, подкатывать — по- человечески, в соответствии с «установленной нормой»… Так и должно быть. Но, наверное, и потом в симфоническом звучании мы «узнаем» далекие отголоски материнской песни: в рабочих движениях мастера — уверенность папиных рук, в выдающихся книгах — продолжение бесед с мудрыми учителями и талантливыми друзьями. Чтобы все это стало «нашим» — как мамина любовь, папина надежность, как ученичество и дружба. Культурные значения приходят в жизнь ребенка через смысловые «ворота» — ничуть не в противоречие Л.С. Выготскому. Как и образцы — в составе образа деятельности. Образа, который явить может только живой — значимый посредник. Не просто в качестве пусть самого «значимого другого» (significant other — по Гарри Салливану), а в качестве зеркала собственных возможностей ребенка, о чем писал Д.Б. Эльконин.

Борис Эльконин — и сам посредник между классической «неклассической психологией» Выготского (как ее назвал Даниил Борисович Эльконин) и ее современной формой. Посредник между двумя «неклассическими» психологиями.

В качестве заведующего лабораторией теоретических и экспериментальных проблем психологии развития Психологического института РАО Борис Даниилович в рамках уникального исследовательского направления координирует поиски специалистов, стремящихся ответить на вопрос: как во встречных пробах, инициативах, проблематизациях детей и взрослых рождается развивающее образовательное пространство.

В качестве профессора Международной кафедры ЮНЕСКО «Культурно-историческая психология детства» МГППУ Б.Д. Эльконин смело вовлекает магистрантов в сферу самых новейших, порой прорывных исследований, где эксперимент является продолжением теоретического размышления о природе того, что Борис Даниилович называет «актом развития».

В качестве президента Международной Ассоциации развивающего обучения (МАРО), созданной В.В. Давыдовым более четверти века назад, и ректора Открытого университета «Развивающее обучение» Б.Д. Эльконин ищет пути превращения современной школы в большую «лабораторию развития», где могут быть выращены новые формы социальности, новые формы взаиморазвивающих отношения детей и взрослых. Ведь именно внутри этих форм социальности и для детей, и для взрослых границы образа мира раздвигаются настолько, чтобы он открылся им как мир XXI века. И не просто открылся — творился ими как их время. А время сегодня творится именно в образовании, часы которого традиционно не поспевают за ходом истории.

В качестве главного редактора журнала «Культурно-историческая психология» Б.Д. Эльконин продолжает дело своего предшественника, основателя журнала В.П. Зинченко. Владимир Петрович говорил, что наука делается не монографиями, а статьями. Под руководством Б.Д. Эльконина журнал не просто «освещает» актуальное состояние культурно- исторической психологии, а полноценно участвует в ее развитии, включая освоение новых проблемных полей, в том числе на значимом, с точки зрения теории Выготского, пересечении полидисциплинарных знаний о человеке в культуре, «вписывая» их в сферу интересов культурно-исторической психологии.

От имени руководства МГППУ, редколлегии журнала «Культурно-историческая психология», коллег, соратников, единомышленников и друзей мы поздравляем Бориса Данииловича с прекрасным юбилеем! Пусть творчество, вдохновение, желание посвящать себя ученикам остаются добрыми и надежными спутниками его жизни долгие весны и лета!

Информация об авторах

Рубцов Виталий Владимирович, доктор психологических наук, профессор, академик РАО, профессор кафедры ЮНЕСКО «Культурно-историческая психология детства», президент, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), президент Федерации психологов образования России, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2050-8587, e-mail: rubtsovvv@mgppu.ru

Марголис Аркадий Аронович, кандидат психологических наук, доцент, ректор, профессор кафедры педагогической психологии, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9832-0122, e-mail: margolisaa@mgppu.ru

Кудрявцев Владимир Товиевич, доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры ЮНЕСКО «Культурно-историческая психология детства», Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), эксперт лаборатории культурно-исторических моделей образования, Институт среднего профессионального образования имени К.Д. Ушинского; профессор дирекции образовательных программ, Московский городской педагогический университет (ГАОУ ВО МГПУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9283-6272, e-mail: vtkud@mail.ru

Шведовская Анна Александровна, кандидат психологических наук, начальник управления информационными и издательскими проектами, доцент кафедры возрастной психологии имени Л.Ф. Обуховой, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3154-4601, e-mail: anna.shvedovskaya@mgppu.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 788
В прошлом месяце: 13
В текущем месяце: 11

Скачиваний

Всего: 168
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 3