Каталог изданий 119Рубрики 53Авторы 9266Новости 1834Ключевые слова 5095 |
Правила публикацииВебинары![]() |
Включен в Web of Science СС (ESCI) Включен в Scopus
Рейтинг Science Index РИНЦ 2019 19 место — направление «Психология» 0,643 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX 1,064 — двухлетний импакт-фактор Культурно-историческая психология Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет ISSN (печатная версия): 1816-5435 ISSN (online): 2224-8935 DOI: https://doi.org/10.17759/chp Лицензия: CC BY-NC 4.0 Издается с 2005 года Периодичность: 4 номера в год Доступ к электронным архивам: открытый Аффилирован ISCAR EN In English |
Культурно-историческая психология К 70-летию Б.Д. Эльконина. Посредник между «неклассическими» психологиями 75Рубцов В.В. Марголис А.А. Кудрявцев В.Т. Шведовская А.А. Полный текст
12 марта 2020 г. исполнилось 70 лет доктору психологических наук, профессору Борису Данииловичу Эльконину. Б.Д. Эльконин — воплощение поискового духа культурно-исторической психологии, благодаря чему она, почти разменяв свой век, остается молодой наукой, «наукой будущего», как квалифицирует ее наш американский коллега и друг Майкл Коул. В качестве ученика и последователя своего отца Д.Б. Эльконина и его продолжателя В.В. Давыдова Б.Д. Эльконин является строителем здания культурно-исторической психологии, уловившим через своих наставников целый ряд прямых и скрытых посылов Л.С. Выготского, которые нашли адресата именно в его лице. Стоит указать на два момента. Во-первых, культурно-историческая психология, в версии Б.Д. Эльконина, — это знание о том, как в развитии человека происходит встреча идеальной и реальной форм (по Выготскому), встреча — сама по себе далеко не «идиллическая», а напряженно противоречивая, требующая от человека самопреодоления в творческом действии. Развитие — не столько попытка ребенка «взять пробу культуры», сколько найти в этой «пробе» себя самого. «Узнать», построить себя в культуре как субъекта развития. Во-вторых, Б.Д. Эльконин расширяет идею культурного опосредствования, которое для него всегда предстает в форме посредничества живых людей. Живых и оживляющих мир и язык «психологических окаменелостей», как называл систему объективаций человеческой культуры Пьер Жане, в силу чего они сами могут быть наполнены посредническим смыслом. Это — еще один шаг к преодолению «заочного определения человека», о невозможности которого писал М.М. Бахтин. Б.Д. Эльконин мощно и самобытно артикулирует идею Выготского о том, что не сами по себе культурные предметы вызывают человека к человеческой жизни. Его вдохновляют жить по-человечески «культурные люди», конечно же не с пустыми руками, а дарящими это вдохновение с помощью культурных предметов — в идеальной и реальной форме. И по Д.Б. Эльконину, и по Б.Д. Эльконину, никакая система идеальных образцов культуры никогда не заменит человеческого образа — образа деятельности, который являет взрослый ребенку с момента рождения. «Являет» для Б.Д. Эльконина — слово ключевое: взрослый для ребенка — прежде всего «явитель» образа деятельности. И именно в процессе «явления» образа деятельности он не сразу, а постепенно становится носителем ее образца. Вначале мы наблюдаем первозданную слитность образа и образца, но очень скоро образец отделяется и начинает жить некоей «своей» жизнью. Мама уже не просто нежно гладит ручки малыша, в которые из ее рук невзначай попадают человеческие вещи, а учит захватывать, держать, трясти, подкатывать — по- человечески, в соответствии с «установленной нормой»… Так и должно быть. Но, наверное, и потом в симфоническом звучании мы «узнаем» далекие отголоски материнской песни: в рабочих движениях мастера — уверенность папиных рук, в выдающихся книгах — продолжение бесед с мудрыми учителями и талантливыми друзьями. Чтобы все это стало «нашим» — как мамина любовь, папина надежность, как ученичество и дружба. Культурные значения приходят в жизнь ребенка через смысловые «ворота» — ничуть не в противоречие Л.С. Выготскому. Как и образцы — в составе образа деятельности. Образа, который явить может только живой — значимый посредник. Не просто в качестве пусть самого «значимого другого» (significant other — по Гарри Салливану), а в качестве зеркала собственных возможностей ребенка, о чем писал Д.Б. Эльконин. Борис Эльконин — и сам посредник между классической «неклассической психологией» Выготского (как ее назвал Даниил Борисович Эльконин) и ее современной формой. Посредник между двумя «неклассическими» психологиями. В качестве заведующего лабораторией теоретических и экспериментальных проблем психологии развития Психологического института РАО Борис Даниилович в рамках уникального исследовательского направления координирует поиски специалистов, стремящихся ответить на вопрос: как во встречных пробах, инициативах, проблематизациях детей и взрослых рождается развивающее образовательное пространство. В качестве профессора Международной кафедры ЮНЕСКО «Культурно-историческая психология детства» МГППУ Б.Д. Эльконин смело вовлекает магистрантов в сферу самых новейших, порой прорывных исследований, где эксперимент является продолжением теоретического размышления о природе того, что Борис Даниилович называет «актом развития». В качестве президента Международной Ассоциации развивающего обучения (МАРО), созданной В.В. Давыдовым более четверти века назад, и ректора Открытого университета «Развивающее обучение» Б.Д. Эльконин ищет пути превращения современной школы в большую «лабораторию развития», где могут быть выращены новые формы социальности, новые формы взаиморазвивающих отношения детей и взрослых. Ведь именно внутри этих форм социальности и для детей, и для взрослых границы образа мира раздвигаются настолько, чтобы он открылся им как мир XXI века. И не просто открылся — творился ими как их время. А время сегодня творится именно в образовании, часы которого традиционно не поспевают за ходом истории. В качестве главного редактора журнала «Культурно-историческая психология» Б.Д. Эльконин продолжает дело своего предшественника, основателя журнала В.П. Зинченко. Владимир Петрович говорил, что наука делается не монографиями, а статьями. Под руководством Б.Д. Эльконина журнал не просто «освещает» актуальное состояние культурно- исторической психологии, а полноценно участвует в ее развитии, включая освоение новых проблемных полей, в том числе на значимом, с точки зрения теории Выготского, пересечении полидисциплинарных знаний о человеке в культуре, «вписывая» их в сферу интересов культурно-исторической психологии. От имени руководства МГППУ, редколлегии журнала «Культурно-историческая психология», коллег, соратников, единомышленников и друзей мы поздравляем Бориса Данииловича с прекрасным юбилеем! Пусть творчество, вдохновение, желание посвящать себя ученикам остаются добрыми и надежными спутниками его жизни долгие весны и лета! Статьи по теме
|
© 2007–2021 Портал психологических изданий PsyJournals.ru Все права защищены Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г. Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ
|