Культурно-историческая психология как теория субъективности в работах Ф. Гонсалеса Рея

702

Аннотация

Теория субъективности бразильского психолога Ф. Гонсалеса Рея рассматривается в контексте исследований субъективности в критической психологии, основанной на переосмыслении понятия субъекта в работах М. Фуко, Л. Альтюссера и др. Понимаемая как результат социального производства, субъективность в критических концепциях предстала сверхсоциализированной и к тому же сведенной к дискурсивным конструкциям. Авторы показывают, что разрабатываемая в рамках культурно-исторической психологии теория субъективности Ф. Гонсалеса Рея дает возможность справиться с тупиками социального редукционизма критических подходов, не возвращаясь при этом к преодоленному классическому пониманию субъекта. Развивая представления Л.С. Выготского о смысле, единстве аффекта и интеллекта, анализе по единицам и др., Ф. Гонсалес Рей предлагает новую онтологию психологической науки, позволяющую преодолеть фрагментированный подход к исследованию отдельных психических функций, процессов, состояний и т. д., а также переосмыслить отношения индивидуального и социального. В статье обсуждается значимость для культурно-исторической психологии качественной эпистемологии и конструктивно-интерпретативной методологии.

Общая информация

Ключевые слова: субъективность, смысл, субъект, культурно-историческая психология, критическая психология, Ф. Гонсалес Рей, качественная методология

Рубрика издания: Теория и методология

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/chp.2020160107

Для цитаты: Бусыгина Н.П., Ярошевская С.В. Культурно-историческая психология как теория субъективности в работах Ф. Гонсалеса Рея // Культурно-историческая психология. 2020. Том 16. № 1. С. 68–77. DOI: 10.17759/chp.2020160107

Фрагмент статьи

Работы известного бразильского психолога кубинского происхождения Фернандо Гонсалеса Рея (Fernando González Rey) мы открыли для себя в поле не культурно-исторической — как можно было бы ожидать, — а критической психологии. Организованный нами научный семинар по проблемам междисциплинарных исследований субъективности оказался практически полностью сосредоточен на критической психологии, поскольку именно в этом гетерогенном направлении, вдохновленном идеями социальной критики, неомарксизмом, концепцией власти М. Фуко и психоанализом, субъективность (англ. subjectivity) заняла место основного предмета исследований.

Литература

  1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб.: Питер, 2008. 398 с.
  2. Брушлинский А.В. Проблемы психологии субъекта. М.: Институт психологии РАН, 1994. 109 с.
  3. Бусыгина Н.П. Качественная методология в психологии: исторические этапы и современное состояние // Журнал практического психолога. Специальный выпуск: Качественная методология в психологии. 2013. № 4. С. 10—30.
  4. Бусыгина Н.П. Понимающая психотерапия Ф.Е. Василюка и поворот к языку в психологии и социальных науках // Культурно-историческая психология. 2019. Т. 19. № 1. С. 15—24. doi:10.17759/ chp.2019150102
  5. Бусыгина Н.П. Субъект в формациях знания и власти: вариации критических исследований в психологии [Электронный ресурс] // История и философия науки в эпоху перемен: сб. научных статей / Под ред. И.Т. Касавина и др.: в 6 т. Т. 3. М.: Русское Общество истории и философии науки, 2018. С. 87—89. URL: http://rshps.ru/ books/congress2018t3.pdf (дата обращения: 10.01.20).
  6. Выготский Л.С. Воображение и его развитие в детском возрасте // Выготский Л.С. Психология развития человека. М.: Смысл; Эксмо, 2005. С. 46—54.
  7. Выготский Л.С. Мышление и речь. М.: Лабиринт, 1999. 352 с.
  8. Выготский Л.С. Психология искусства. Ростов н/Д: Феникс, 1998. 408 с.
  9. Выготский Л.С. Слепой ребенок // Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 5. Основы дефектологии. М.: Педагогика, 1983. С. 86—100.
  10. Гройс Б.Е. Русский авангард по обе стороны «черного квадрата» // Вопросы философии. 1990. № 11. С. 67—73.
  11. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. 304 с.
  12. Осницкий А.К. Регуляторный опыт, субъектная активность и самостоятельность человека. Часть 1 [Электронный ресурс] // Психологические исследования: электрон. науч. журн. 2009. № 5(7). URL: http://psystudy. ru/index.php/num/2009n5-7/221-osnitsky7.html (дата обращения: 10.01.20).
  13. Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности. Ростов н/Д: Феникс, 1996. 512 с.
  14. Подорога В.А. Власть и познание (археологический поиск М. Фуко) // Власть: Очерки современной политической философии Запада / Отв. ред. В.В. Мшвениерадзе. М.: Наука, 1989. С. 206—255.
  15. Слободчиков В.И. Психологические проблемы становления внутреннего мира человека // Вопросы психологии. 1986. № 6. С. 14—22.
  16. Толстых Н.Н. Теория Л.И. Божович: личность, психика, индивидуальность // Культурно-историческая психология. 2019. Т. 15. № 2. С. 85—90. doi:10.17759/ chp.2019150210
  17. Чубаров И.М. Структуры коллективной чувственности в русском левом авангарде: искусство и социальный проект: дисс. … д-ра филос. наук. М., 2014. 486 с.
  18. Чудновский В.Э. Проблема субъективности в свете современных задач психологии воспитания // Вопросы психологии. 1988. № 4. С. 15—24.
  19. González Rey F. A dialog with Holzkamp on the matter of subjectivity [Электронный ресурс] // Annual Review of Critical Psychology. 2019. Vol. 16. P. 80—101. URL: https:// thediscourseunit.files.wordpress.com/2019/12/0080.pdf (дата обращения: 10.01.20).
  20. González Rey F. A re-examination of defining moments in Vygotsky’s work and their implications for his continuing legacy // Mind, Culture & Activity. 2011. Vol. 18(3). P. 257— 275. doi:10.1080/10749030903338517
  21. González Rey F. Historical relevance of Vygotsky’s work: It’s significance for a new approach to the problem of subjectivity in psychology [Электронный ресурс] // Outlines: Critical Practice Studies. 2009. № 1. P. 59—73. URL: https:// tidsskrift.dk/outlines/article/view/2589 (дата обращения: 10.01.20).
  22. González Rey F. Subjectivity as a new theoretical, epistemological and methodological pathway within cultural-historical psychology // González Rey F. et al. (eds.) Subjectivity in Cultural-Historical Approach: Theory, Methodology and Research. Singapore: Springer, 2019. P. 21— 36. doi:10.1007/978-981-13-3155-8_2
  23. González Rey F. The topic of subjectivity in psychology: Contradictions, paths and new alternatives // Journal for the Theory of Social Behavior. 2017. Vol. 47(4). P. 502—521. doi:10.1111/jtsb.12144
  24. González Rey F., Mitjáns Martínez A. The constructive-interpretative methodological approach: orienting research and practice on the basis of subjectivity // Subjectivity in Cultural-Historical Approach: Theory, Methodology and Research / González Rey F. et al. (eds.). Singapore: Springer, 2019. P. 37—60. doi:10.1007/978-981-13-3155-8_3
  25. González Rey F. et al. (eds.) Subjectivity in Cultural- Historical Approach: Theory, Methodology and Research. Singapore: Springer, 2019. 273 p. doi:10.1007/978-981-13- 3155-8
  26. González Rey F. et al. The topic of subjectivity within cultural-historical approach: where it has advanced from and where it is advancing to // Subjectivity in Cultural-Historical Approach: Theory, Methodology and Research / González Rey F. et al. (eds.). Singapore: Springer, 2019. P. 3—20. doi:10.1007/978-981-13-3155-8_1
  27. Goulart D.M., González Rey F. Mental health care and educational actions: from institutional exclusion to subjective development // European Journal of Psychotherapy & Counselling. 2016. Vol. 18(4). P. 367—383. doi:10.1080/1364 2537.2016.1260617
  28. Kirschner S.R. The indispensable subject of psychology: theory, subjectivity and the specter of inner life // Re-envisioning Theoretical Psychology: Diverging Ideas and Practices / Teo T. (ed.). Cham, Switzerland: Palgrave Macmillan, 2019. P. 131—159. doi:10.1007/978-3-030-16762- 2_6
  29. Henriques J. et al. Changing the Subject: Psychology, Social Regulation and Subjectivity. London: Methuen, 1984. 376 p.
  30. Hook D. Foucault, Psychology and the Analytics of Power. N.Y.: Palgrave Macmillan, 2007. 301 p. doi:10.1057/9780230592322
  31. Leontiev A.A. ECCE HOMO. Methodological problems of the activity theoretical approach // Multidisciplinary Newsletter for Activity Theory. 1992. № 11(12). P. 41—44.
  32. Parker I. (ed.) Handbook of Critical Psychology. N.Y.: Routledge, 2015. 477 p.
  33. Teo T. From psychological science to the psychological humanities: Building a general theory of subjectivity // Review of General Psychology. 2017. Vol. 21(4). P. 281—291. doi:10.1037/gpr0000132
  34. Walkerdine V. Subjectivity, overview // Encyclopedia of Critical Psychology / Teo T. (ed.). N.Y.: Springer, 2014. P. 1880—1883. doi:10.1007/978-1-4614-5583-7_596
  35. Willig C., Billin A. Existentialist-informed hermeneutic phenomenology // Qualitative Research Methods in Mental Health and Psychotherapy / Harper D., Thompson A.R. (eds.). Wiley-Blackwell, 2012. P. 117—130. doi:10.1002/9781119973249.ch9

Информация об авторах

Бусыгина Наталья Петровна, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры индивидуальной и групповой психотерапии факультета консультативной и клинической психологии, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2344-9543, e-mail: boussyguina@yandex.ru

Ярошевская Светлана Викторовна, младший научный сотрудник, лаборатория научный основ детской практической психологии, Психологический институт Российской академии образования (ФГБНУ ПИ РАО),, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1906-3725, e-mail: yaroshevskaya@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1066
В прошлом месяце: 11
В текущем месяце: 19

Скачиваний

Всего: 702
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 2