Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 104Рубрики 51Авторы 8822Новости 1760Ключевые слова 5095 Правила публикацииВебинарыRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

Включен в Scopus

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2018

15 место — направление «Психология»

1,086 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

1,034 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Культурно-историческая психология

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1816-5435

ISSN (online): 2224-8935

DOI: https://doi.org/10.17759/chp

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2005 года

Периодичность: 4 номера в год

Доступ к электронным архивам: открытый

Аффилирован ISCAR

 

Проблема личностного развития несовершеннолетних правонарушителей: культурно-исторический подход 104

Кравцов О.Г.
кандидат психологических наук, доцент кафедры юридической психологии УНК ПСД, Московский университет МВД России им В.Я. Кикотя (МосУ МВД России имени В.Я. Кикотя), Москва, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8875-0169
e-mail: kravtsovog@gmail.com

Аннотация

В статье автор указывает, что в научной литературе часто встречаются представления о психологических отличиях несовершеннолетних правонарушителей от обычных сверстников. Причем все эти различия сводятся к тому, что у девиантных и делинкветных подростков хуже развиты когнитивные способности, креативность и волевые качества. По мнению автора, подобные представления ошибочны и не отражают сути психологической проблемы девиантного поведения. Совсем другое понимание проблемы можно получить, если рассмотреть проблему в контексте культурно-исторического подхода Л.С. Выготского. В рамках этого подхода развитие психики происходит благодаря нарастанию произвольности, способности человека управлять своими собственными психическими процессами. Здесь на первый план выходит вопрос о детерминации поведения человека внешними ситуативными переменными или внутренними волевыми усилиями. По мнению автора, этот вопрос не может быть решен механически, как это обычно делается в зарубежной психологии. Именно сам человек определяет свое отношение и смысловое наполнение окружающей социальной реальности, а не наоборот. По результатам анализа проведенных автором исследований, психологической основой девиантного поведения выступает слабое развитие личности в культурно-историческом смысле. Другими словами, имеет место слабый субъект деятельности.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Культурно-исторический подход Л.С. Выготского, как правило, не рассматривают как полноценную теорию личности. Вместе с тем Л.С. Выготский, анализируя состояние психологической науки того времени, отмечает, что «старая психология», как он именует все существовавшие в его время научные школы и направления, не могла даже верно поставить проблему личности.

Литература
  1. Артемова В.Б. Психологические особенности учащихся, систематически нарушающих учебную дисциплину: выпускная квалификационная работа. Институт психологии имени Л.С. Выготского, РГГУ. 2016. 82 с.
  2. Бочкова М.Н., Мешкова Н.В. Поведенческие особенности негативной и антисоциальной креативности на примере подростков [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2019. Т. 11 (1). C. 93—106. doi:10.17759/psyedu.2019110108
  3. Выготский Л.С. История развития высших психических функций. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956. С. 1—36.
  4. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. М., 1950. 211 с.
  5. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 4. Детская психология / Под ред. Д.Б. Эльконина. М.: Педагогика, 1984. 432 с.
  6. Выготский Л.С. Трудное детство // Собр.соч.: в 6 т. Т. 5. М.: Педагогика,1983. 368 с.
  7. Грудинин Н.С., Галынская Д.С. Личность несовершеннолетнего преступника // Вестник Уральского финансово-юридического института. 2016. № 4 (6). С. 5—10.
  8. Кравцов О.Г. Проблема творчества в контексте изучения девиантного поведения [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2019. Т. 11. № 1. C. 85—92. doi: 10.17759/psyedu.2019110107
  9. Кравцов Г.Г. Онтогенез воли / Вестник РГГУ. 2012. № 15: Психологические науки. С. 29—41.
  10. Кравцов Г.Г. Психология личности и психология искусства / Научно-практический журнал по материалам 5-ой международной конференции в Сочинском государственном университете // М.: Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования «Центр развития человека», 2018. С. 46—55.
  11. Кравцов О.Г. Психологические проблемы соблюдения школьниками учебной дисциплины в процессе социализации // Социальная педагогика в России. Научно- методический журнал. 2017. № 6. С. 26—33.
  12. Кравцов О.Г. Психологическое содержание понятия «девиантное поведение» в культурно-исторической теории // Психолого-педагогический поиск. Научно- методический журнал. 2016. № 3(39). С. 113—120.
  13. Кравцова Е.Е. Индивидуальные и коллективные аспекты зоны ближайшего развития // «Зона ближайшего развития» в теоретической и практической психологии. Материалы XI Международных чтений памяти Л.С. Выготского, Москва, 15—17 ноября 2010 г. / Под. ред. В.Т. Кудрявцева. М.: Рос. гос. гуманит. ун-т; Ин-т психологии имени Л.С. Выготского., 2010. С. 11—14.
  14. Максимов А.А. Личностные особенности людей с компьютерно-игровой зависимостью: дисс… канд. психол. наук. М.: Институт психологии имени Л.С. Выготского РГГУ. 2009. 137 с.
  15. Мешкова Н. В., Ениколопов С. Н., Кудрявцев В.Т., Кравцов О.Г., Бочкова Е.Н., Мешков И.А. Возрастные и половые особенности личностных предикторов антисоциальной креативности // Психология. Журнал Высшей школы экономики, 2020. Т. 17. № 1. С. 59—71. DOI: 10.17323/1813-8918-2020-1-59-71
  16. Мешкова Н.В. Особенности взаимосвязи антисоциально направленной креативности и ценностей у подростков с разным уровнем агрессии [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2018. Vol. 10 (2). C. 77—87 doi: 10.17759/psyedu.2018100207
  17. Мешкова Н.В., Ениколопов С.Н., Митина О.В., Мешков И.А. Адаптация опросника «Поведенческие особенности антисоциальной креативности» // Психологическая наука и образование. 2018. Т. 23 (6). С. 25—40. doi:10.17759/pse.2018230603
  18. Перелыгин В.И. Отношение к «себе» и к «другим» у подростков (на примере исследования подростков из социально-реаблилитационного приюта). Магистерская диссертация. М.: Институт психологии имени Л.С. Выготского РГГУ. 2011. 96 с.
  19. Сараева Н.М. и Вагина В.Т. Показатели социального интеллекта несовершеннолетних правонарушителей с разным уровнем субъектности // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. XLV междунар. науч.-практ. конф. № 10 (45). Новосибирск: СибАК, 2014. 144 с.
  20. Смирнов М.А., Шатова Г.Г. Некоторые особенности характеристики личностей несовершеннолетних преступников // Социально-правовая защита детства как приоритетное направление современной государственной политики: сб. мат. Межд. науч.-практ. конф. 2018. С. 573— 579.
  21. Франкл В. Сказать жизни «Да!»: психолог в концлагере. М.: Альпина Нон-фикшн, 2009. 239 с.
  22. Шайкова М.В. Психолого-криминологическая характеристика личности несовершеннолетних преступников // Российская наука и образование сегодня: проблемы и перспективы. 2015. № 2 (5). С. 85—88.
  23. Festinger L. A Theory of Cognitive Dissonance. Stanford, CA: StanfordUniversityPress, 1957. 291 p.
  24. RossLee Nisbeft Richard E. The Person and the Situation. Mc Graw Hill Publ. Company, 1991. P. 27—29.
  25. Watson J.B. Psychology as the behaviorist viewsit // Psychological Review. 1913. Vol. 20. P. 158—177.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2020 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика