Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 139Рубрики 53Авторы 10244Новости 1978Ключевые слова 5095 Подать рукописьRSS RSS
Культурно-историческая психология - №1 / 2020 | Перейти к описанию
Scopus
Web of Science СС

Включен в Web of Science СС (ESCI)

Включен в Scopus

Квартили журнала 2020

CiteScore : Q2
SNIP: Q3
SJR: Q3

Подробнее на scimagojr.com/

РИНЦ

Включен в Science Index

Входит в Ядро РИНЦ, Russian Science Citation Index

ВАК

CrossRef

Культурно-историческая психология

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1816-5435

ISSN (online): 2224-8935

DOI: https://doi.org/10.17759/chp

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2005 года

Периодичность: 4 номера в год

Доступ к электронным архивам: открытый

Аффилирован ISCAR

 

Социальная психология развития: интеграция идей Л.С. Выготского и А.В. Петровского 658

|

Толстых Н.Н.
доктор психологических наук, заведующая кафедрой «Социальная психология развития» факультета социальной психологии, ФГБОУ ВО "Московский государственный психолого-педагогический университет" (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3999-4503
e-mail: nnvt@list.ru

Аннотация

В статье обсуждается продуктивность — для дальнейшего развития культурно-исторической традиции — обращения к социальной психологии, в частности к тому подходу, который разрабатывался А.В. Петровским, исходно во многом связанному с культурно-исторической теорией. Дается обоснование целесообразности оформления в качестве самоценной области научного знания такой междисциплинарной отрасли, как социальная психология развития, предметная область которой задается в свете представлений о развивающемся человеке в сложно организованном, глобализирующемся и быстро изменяющемся, качественно трансформирующемся мире. По мнению автора статьи, тренд развития культурно-исторической теории в сторону социальной психологии (шаг в эту сторону) фактически уже наметился, о чем свидетельствует все более широкое использование в конкретных исследованиях социально-психологических понятий, а также социально-психологических стратегий и методов исследования.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Идеи культурно-исторической теории, предложенные в свое время Л.С. Выготским, пронизывают сегодня, по крайней мере, в рамках московской психологической школы, исследования в разных областях. В данном сообщении речь пойдет о социальной психологии.

Литература
  1. Антология социальной психологии возраста: учеб. пособие для вузов / Под ред. М.Ю. Кондратьева. М.: МГППУ, 2010. 416 с.
  2. Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. Социальная психология личности: учеб. пособие для вузов. М.: Аспект Пресс, 2001. 301 с.
  3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб: Питер, 2008. 400 с.
  4. Божович Л.И. О культурно-исторической концепции Л.С. Выготского // Л.И. Божович. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб: Питер, 2008. С. 357—366.
  5. Божович Л.И. Психологические закономерности формирования личности в онтогенезе // Л.И. Божович. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб: Питер, 2008. С. 312—320.
  6. Венгер А.Л. Психологическое консультирование и диагностика. Практическое руководство. Часть 2. М.: Генезис, 2001. 128 с.
  7. Выготский Л.С. Психология развития как феномен культуры: избранные психологические труды. М.: Институт практической психологии; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. 512 с.
  8. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 4. Проблема возраста. М.: Педагогика, 1984. С. 244—268.
  9. Гришина Н.В. Контекст в социальной психологии и социальная психология контекста // Инновационные ресурсы социальной психологии: теории, методы, практики: сб. науч. работ / Под ред. О.В. Соловьевой, Т.Г. Стефаненко. М.: МГУ, 2017. С. 11—16.
  10. Гришина Н.В., Костромина С.Н., Мироненко И.А. Структура проблемного поля современной психологии личности // Психологический журнал. 2018. Т. 39. № 1. С. 26—35.
  11. Дафермос М. Критический анализ принятия теории Л.С. Выготского в международном академическом сообществе // Культурно-историческая психология. 2016. Т. 12. № 3. С. 27—46. doi:10.17759/chp.2016120303
  12. Джерджен К.Дж. Движение социального конструкционизма в современной психологии // Социальная психология: саморефлексия маргинальности: хрестоматия / Ред.-сост. Е.В. Якимова. М.: ИНИОН, 1995. С. 51—73.
  13. Журавлев А.Л. Особенности междисциплинарных исследований в современной психологии // Теория и методология психологии: Постнеклассическая перспектива / Отв. ред. А.Л. Журавлев, А.В. Юревич. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2007. С. 15—32.
  14. Ильин В.А. Теоретико-методологические основы социальной психологии развития // Социальная политика и социология. 2011. № 5(71). С. 341—344.
  15. Ильин В., Кондратьев М., Шихалеева А. К вопросу о ключевых понятиях социальной психологии развития // Социально-психологические проблемы образования: Вопросы теории и практики: сб. науч. трудов. Вып. 7 / Под ред. М.Ю. Кондратьева. М.: МГППУ, 2009. С. 112—123.
  16. Коломинский Я.Л., Жеребцов С.Н. Социальная психология развития личности. Минск: Выш. шк., 2009. 336 с.
  17. Кондратьев М.Ю., Ильин В.А. Азбука социального психолога-практика. М.: ПЕР СЭ, 2007. 464 с.
  18. Мудрик А.В. Социальная психология воспитания (краткая экспликация и субъективные заметки) [Электронный ресурс] // Социальная психология. docx. URL: https://yadi.sk/i/N44IQOKIFepHdQ (дата обращения: 12.02.2020).
  19. Петровский А.В. Вопросы истории и теории психологии: Избранные труды. М.: Педагогика, 1984. 272 с.
  20. Петровский А.В. Психология и время. СПб.: Питер, 2007. 448 с.
  21. Поливанова К.Н. Детство в меняющемся мире [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2016. Т. 5. № 2. С. 5—10. doi:10.17759/ jmfp.2016050201
  22. Поливанова К.Н., Шакарова М.А. Общественно- культурный образ детства (на материале анализа советских и российских художественных фильмов о детях) // Культурно-историческая психология. 2016. Т. 12. № 3. С 255—268. doi:10.17759/chp.2016120315
  23. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. СПб.: Прайм-Еврознак, 2008. 576 с.
  24. Словарь Л.С. Выготского / Под ред. А.А. Леонтьева. М.: Смысл, 2004. 119 с.
  25. Смирнова Е.О. Современная детская субкультура // Консультативная психология и психотерапия. 2015. Т. 23. № 4. С. 25—35. doi:10.17759/cpp.2015230403
  26. Смирнова Е.О. Специфика современного дошкольного детства // Национальный психологический журнал. 2019. Т. 2. № 2. С. 25—32.
  27. Собкин В.С., Буреломова А.С. Кросскультурный анализ ценностных ориентаций современных подростков // Социальная психология и общество. 2012. Т. 3. № 1. С. 100—112.
  28. Собкин В.С., Мкртычян А.А. Профессии в контексте социальных стереотипов: оценки старшеклассников двадцать лет спустя // Социология образования. Труды по социологии образования. Т. XV. Вып. XXVI / Под ред. В.С. Собкина. М.: Институт социологии образования РАО, 2011. С. 146—159.
  29. Собкин В.С., Смыслова М.М. Буллинг в стенах школы: влияние социокультурного контекста (по материалам кросскультурного исследования) // Социальная психология и общество. 2014. Т. 5. № 2. С. 71—86.
  30. Социальная психология развития: учебник для бакалавриата и магистратуры / Под ред. Н.Н. Толстых. М.: Юрайт, 2014 (2017). 603 с.
  31. Росс Л., Нисбетт Р. Человек и ситуация. Уроки социальной психологии. М.: Аспект Пресс, 2000. 429 с.
  32. Рубцова О.В. Ролевое экспериментирование как составляющая современной подростковой культуры [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2016. Т. 5. № 2. С. 24—30. doi:10.17759/ jmfp.2016050203
  33. Толстых А.В. Опыт конкретно-исторической психологии личности. СПб: Алетейя, 2000. 288 с.
  34. Толстых Н.Н. Современное взросление // Консультативная психология и психотерапия. 2015. Т. 23. № 4. С. 7—24. doi:10.17759/cpp.2015230402
  35. Толстых Н.Н. Социальная психология развития как самоценная отрасль психологической науки // Социальная психология и общество. 2010. Т. 1. № 1. С. 13—25.
  36. Толстых Н.Н., Кулагина И.Ю., Апасова Е.В., Денисенкова Н.С., Красило Т.А. Социальная возрастная психология. М.: Академический проект, 2019. 345 с.
  37. Хорошилов Д.А. Психология социального познания в зеркалах «когнитивных революций» // Социальная психология и общество. 2017. Т. 8. № 4. С. 55—71. doi:10.17759/sps.2017080405
  38. Bronfenbrenner U. The ecology of human development. Cambridge, MA: Harvard University Press, 1979. 330 p.
  39. Ross L., Nisbett R. The Person and the Situation. Perspectives of Social Psychology. NY, 1991. 320 p.
Статьи по теме
 
Электронная редакция психологических журналов
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2022 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License Репозиторий открытого доступа     Рейтинг репозиториев Webometrics

Яндекс.Метрика