Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 112Рубрики 53Авторы 9127Новости 1804Ключевые слова 5095 Правила публикацииВебинарыRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

Включен в Scopus

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2019

19 место — направление «Психология»

0,643 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

1,064 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Культурно-историческая психология

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1816-5435

ISSN (online): 2224-8935

DOI: https://doi.org/10.17759/chp

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2005 года

Периодичность: 4 номера в год

Доступ к электронным архивам: открытый

Аффилирован ISCAR

 

Социальная психология развития: интеграция идей Л.С. Выготского и А.В. Петровского 294

Толстых Н.Н.
доктор психологических наук, заведующая кафедрой «Социальная психология развития». факультет социальной психологии, Московский государственный психолого-педагогический универ-ситет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3999-4503
e-mail: nnvt@list.ru

Аннотация

В статье обсуждается продуктивность — для дальнейшего развития культурно-исторической традиции — обращения к социальной психологии, в частности к тому подходу, который разрабатывался А.В. Петровским, исходно во многом связанному с культурно-исторической теорией. Дается обоснование целесообразности оформления в качестве самоценной области научного знания такой междисциплинарной отрасли, как социальная психология развития, предметная область которой задается в свете представлений о развивающемся человеке в сложно организованном, глобализирующемся и быстро изменяющемся, качественно трансформирующемся мире. По мнению автора статьи, тренд развития культурно-исторической теории в сторону социальной психологии (шаг в эту сторону) фактически уже наметился, о чем свидетельствует все более широкое использование в конкретных исследованиях социально-психологических понятий, а также социально-психологических стратегий и методов исследования.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Идеи культурно-исторической теории, предложенные в свое время Л.С. Выготским, пронизывают сегодня, по крайней мере, в рамках московской психологической школы, исследования в разных областях. В данном сообщении речь пойдет о социальной психологии.

Литература
  1. Антология социальной психологии возраста: учеб. пособие для вузов / Под ред. М.Ю. Кондратьева. М.: МГППУ, 2010. 416 с.
  2. Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. Социальная психология личности: учеб. пособие для вузов. М.: Аспект Пресс, 2001. 301 с.
  3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб: Питер, 2008. 400 с.
  4. Божович Л.И. О культурно-исторической концепции Л.С. Выготского // Л.И. Божович. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб: Питер, 2008. С. 357—366.
  5. Божович Л.И. Психологические закономерности формирования личности в онтогенезе // Л.И. Божович. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб: Питер, 2008. С. 312—320.
  6. Венгер А.Л. Психологическое консультирование и диагностика. Практическое руководство. Часть 2. М.: Генезис, 2001. 128 с.
  7. Выготский Л.С. Психология развития как феномен культуры: избранные психологические труды. М.: Институт практической психологии; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. 512 с.
  8. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 4. Проблема возраста. М.: Педагогика, 1984. С. 244—268.
  9. Гришина Н.В. Контекст в социальной психологии и социальная психология контекста // Инновационные ресурсы социальной психологии: теории, методы, практики: сб. науч. работ / Под ред. О.В. Соловьевой, Т.Г. Стефаненко. М.: МГУ, 2017. С. 11—16.
  10. Гришина Н.В., Костромина С.Н., Мироненко И.А. Структура проблемного поля современной психологии личности // Психологический журнал. 2018. Т. 39. № 1. С. 26—35.
  11. Дафермос М. Критический анализ принятия теории Л.С. Выготского в международном академическом сообществе // Культурно-историческая психология. 2016. Т. 12. № 3. С. 27—46. doi:10.17759/chp.2016120303
  12. Джерджен К.Дж. Движение социального конструкционизма в современной психологии // Социальная психология: саморефлексия маргинальности: хрестоматия / Ред.-сост. Е.В. Якимова. М.: ИНИОН, 1995. С. 51—73.
  13. Журавлев А.Л. Особенности междисциплинарных исследований в современной психологии // Теория и методология психологии: Постнеклассическая перспектива / Отв. ред. А.Л. Журавлев, А.В. Юревич. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2007. С. 15—32.
  14. Ильин В.А. Теоретико-методологические основы социальной психологии развития // Социальная политика и социология. 2011. № 5(71). С. 341—344.
  15. Ильин В., Кондратьев М., Шихалеева А. К вопросу о ключевых понятиях социальной психологии развития // Социально-психологические проблемы образования: Вопросы теории и практики: сб. науч. трудов. Вып. 7 / Под ред. М.Ю. Кондратьева. М.: МГППУ, 2009. С. 112—123.
  16. Коломинский Я.Л., Жеребцов С.Н. Социальная психология развития личности. Минск: Выш. шк., 2009. 336 с.
  17. Кондратьев М.Ю., Ильин В.А. Азбука социального психолога-практика. М.: ПЕР СЭ, 2007. 464 с.
  18. Мудрик А.В. Социальная психология воспитания (краткая экспликация и субъективные заметки) [Электронный ресурс] // Социальная психология. docx. URL: https://yadi.sk/i/N44IQOKIFepHdQ (дата обращения: 12.02.2020).
  19. Петровский А.В. Вопросы истории и теории психологии: Избранные труды. М.: Педагогика, 1984. 272 с.
  20. Петровский А.В. Психология и время. СПб.: Питер, 2007. 448 с.
  21. Поливанова К.Н. Детство в меняющемся мире [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2016. Т. 5. № 2. С. 5—10. doi:10.17759/ jmfp.2016050201
  22. Поливанова К.Н., Шакарова М.А. Общественно- культурный образ детства (на материале анализа советских и российских художественных фильмов о детях) // Культурно-историческая психология. 2016. Т. 12. № 3. С 255—268. doi:10.17759/chp.2016120315
  23. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. СПб.: Прайм-Еврознак, 2008. 576 с.
  24. Словарь Л.С. Выготского / Под ред. А.А. Леонтьева. М.: Смысл, 2004. 119 с.
  25. Смирнова Е.О. Современная детская субкультура // Консультативная психология и психотерапия. 2015. Т. 23. № 4. С. 25—35. doi:10.17759/cpp.2015230403
  26. Смирнова Е.О. Специфика современного дошкольного детства // Национальный психологический журнал. 2019. Т. 2. № 2. С. 25—32.
  27. Собкин В.С., Буреломова А.С. Кросскультурный анализ ценностных ориентаций современных подростков // Социальная психология и общество. 2012. Т. 3. № 1. С. 100—112.
  28. Собкин В.С., Мкртычян А.А. Профессии в контексте социальных стереотипов: оценки старшеклассников двадцать лет спустя // Социология образования. Труды по социологии образования. Т. XV. Вып. XXVI / Под ред. В.С. Собкина. М.: Институт социологии образования РАО, 2011. С. 146—159.
  29. Собкин В.С., Смыслова М.М. Буллинг в стенах школы: влияние социокультурного контекста (по материалам кросскультурного исследования) // Социальная психология и общество. 2014. Т. 5. № 2. С. 71—86.
  30. Социальная психология развития: учебник для бакалавриата и магистратуры / Под ред. Н.Н. Толстых. М.: Юрайт, 2014 (2017). 603 с.
  31. Росс Л., Нисбетт Р. Человек и ситуация. Уроки социальной психологии. М.: Аспект Пресс, 2000. 429 с.
  32. Рубцова О.В. Ролевое экспериментирование как составляющая современной подростковой культуры [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2016. Т. 5. № 2. С. 24—30. doi:10.17759/ jmfp.2016050203
  33. Толстых А.В. Опыт конкретно-исторической психологии личности. СПб: Алетейя, 2000. 288 с.
  34. Толстых Н.Н. Современное взросление // Консультативная психология и психотерапия. 2015. Т. 23. № 4. С. 7—24. doi:10.17759/cpp.2015230402
  35. Толстых Н.Н. Социальная психология развития как самоценная отрасль психологической науки // Социальная психология и общество. 2010. Т. 1. № 1. С. 13—25.
  36. Толстых Н.Н., Кулагина И.Ю., Апасова Е.В., Денисенкова Н.С., Красило Т.А. Социальная возрастная психология. М.: Академический проект, 2019. 345 с.
  37. Хорошилов Д.А. Психология социального познания в зеркалах «когнитивных революций» // Социальная психология и общество. 2017. Т. 8. № 4. С. 55—71. doi:10.17759/sps.2017080405
  38. Bronfenbrenner U. The ecology of human development. Cambridge, MA: Harvard University Press, 1979. 330 p.
  39. Ross L., Nisbett R. The Person and the Situation. Perspectives of Social Psychology. NY, 1991. 320 p.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2020 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License Репозиторий открытого доступа     Рейтинг репозиториев Webometrics

Яндекс.Метрика