Включен в Web of Science СС (ESCI) Включен в Scopus
Культурно-историческая психология Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет ISSN (печатная версия): 1816-5435 ISSN (online): 2224-8935 DOI: https://doi.org/10.17759/chp Лицензия: CC BY-NC 4.0 Издается с 2005 года Периодичность: 4 номера в год Доступ к электронным архивам: открытый Аффилирован ISCAR EN In English |
Культурно-историческая психология Методологические проблемы изучения детского развития в «живой» лаборатории на примере Лаборатории понятийной игры 273Флир М. Фрагкиадаки Г. Рай П. АннотацияЦифровые технологии открывают для исследователей возможности, которых не существовало во времена, когда Выготский разрабатывал свой культурно-исторический подход к изучению детского развития. Необходимо лучше понимать, как устроена взаимосвязь методологии и метода при использовании цифровых инструментов в изучении раннего (1—5 лет) периода в развитии детей. В настоящей статье представлена концепция «живой» лаборатории, которая позволила бы исследовать динамику данного культурного возрастного периода в домашней обстановке или в детских дошкольных учреждениях в рамках формирующего эксперимента. Мы рассматриваем теоретические положения Выготского как обоснование для использования цифровых инструментов исследования в «живой» лаборатории. Ключевыми моментами для лаборатории являются: 1) охват развития в движении; 2) включение прошлого в текущий контекст исследования; 3) проектирование исследований, выходящих за рамки застывших, завершенных форм развития; 4) создание условий для изучения свернутых, интенсифицированных видов развития. Конструирование исследовательских контекстов, удовлетворяющих данным условиям и позволяющих сжатым формам развития раскрыться, представляет собой динамичный и в то же время диалектический способ изучения раннего развития. В статье мы рассматриваем цифровые инструменты (такие как видеосъемка и сбор цифровых данных), во-первых, как часть формирующего эксперимента «Мир понятийной игры» (Conceptual PlayWorld), а во-вторых, как элемент культурно- исторической концепции лонгитюдного исследования развития понятий у младенцев и детей раннего и дошкольного возраста в формате «живой» лаборатории. Ключевые слова: культурно-исторический, метод, методология, раннее детство, цифровой, видеосъемка, развитие Рубрика: Культурно-историческая психология: традиции и инновации Тип: научная статья DOI: https://doi.org/10.17759/chp.2020160306 Финансирование. Работа выполнена при финансовой поддержке Австралийского национального совета по научным исследованиям (Australian Research Council [FL180100161; DP180101030]). Благодарности. Мы признательны Австралийскому национальному совету по научным исследованиям за финансовые средства, выделенные на организацию Лаборатории понятийной игры и исследования в сфере воображения и игры, воображения и STEM (Science, Technology, Engineering and Mathematics). Статьи по теме
Психология развития | Шумакова Н.Б. Творческий потенциал и его измерение в современных зарубежных исследованиях История психологии, Клиническая психология | Зверева Н.В., Рощина И.Ф., Хромов А.И. Гусельцева М.С. Метамодернизм в психологии: новые методологические стратегии и изменения субъективности Гришина Н.В. |
© 2007–2022 Портал психологических изданий PsyJournals.ru Все права защищены Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г. Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ
|