Памяти Виктора Александровича Гуружапова

100

Общая информация

Рубрика издания: Памятные даты

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/chp.2020160412

Для цитаты: Ермолаева М.В., Лубовский Д.В. Памяти Виктора Александровича Гуружапова // Культурно-историческая психология. 2020. Том 16. № 4. С. 111–117. DOI: 10.17759/chp.2020160412

Полный текст

 

 

Умер друг у меня — вот какая беда...

Как мне жить — не могу и ума приложить.

Я не думал, не верил, не ждал никогда,

Что без этого друга придется мне жить.

Эти строки К. Симонова отражают нашу неутихающую растерянность перед безвозвратностью потери того, кто был душой и сердцем кафедры педагогической психологии. Виктор Александрович вносил в монотонную размеренность буден душевную теплоту и изящество, тонкость чувств и благородство поступков — ту самую неповторимую атмосферу, которая превращала наши рабочие обязанности в праздник. Чутким взглядом художника он видел в общем деле, в каждом из нас, в учениках, в научных проектах и целях лучшее — потенциальные возможности, прекрасные качества, скрытые силы, а все трудное в общем деле оставлял себе. Тем сильнее боль и отчаяние от невосполнимости утраты, которая не утихает по прошествии года. Вы по- прежнему с нами, Виктор Александрович: мы слышим Ваш голос, получаем Вашу помощь, мысленно обращаемся к Вам за советом, имеем счастье видеть Ваши картины — нас много, мы разные, но объединены любовью к Вам, которую мы пытались отразить в наших воспоминаниях.

Виталий Владимирович Рубцов,

доктор психологических наук, профессор, академик РАО, президент МГППУ

Прошло совсем немного времени с тех пор, как не стало Виктора Александровича Гуружапова. Просто — Виктора. Много лет проработали с ним вместе, шли плечом к плечу, с самых первых дней знакомства, когда встретились в лаборатории В.В. Давыдова в 1972 году, и до последнего дня его жизни.

Виктор Александрович совместно с художником Юрием Александровичем Полуяновым работал над курсом «Изобразительное искусство» для начальной школы. Эта работа была интересна для меня тем, что введение школьников в систему понятий изобразительного искусства опиралось на понимание детьми двух условных позиций — «Художник» и «Зритель». Я в то время занимался обоснованием форм организации совместной учебной деятельности при введении в систему начальных понятий физики, и мне было небезразлично, как (за счет каких средств) сами дети начинают понимать замысел взрослого и как в системе взаимодействия взрослого и детей, а также самих детей возникают содержательные смыслы осваиваемых понятий. Мы этот вопрос неоднократно обсуждали с Виктором, и как-то раз он мне сказал: «Виталий, я точно знаю, что пока ученик не понял свою точку зрения, не отличил ее от другого видения предмета, а для меня — не стал и «художником», и «зрителем», у него не появится взгляд на картину как на произведение искусства. Это всегда, по крайней мере, две позиции в одной, и это принципиально для понимания предмета».

Виктор Александрович последовательно и глубоко эту научную позицию диалогичности мысли проводил в жизнь. — И в своей, совместной с Ю.А. Полуяновым, экспериментальной программе, и в условиях экспериментального обучения детей, и в своем подходе к подготовке педагогов, и в блестящей системе художественного развития детей, которую он организовал и сам воплощал в своей «Школе» в Третьяковской галерее.

Спустя много лет начинаешь понимать, что полифония и многоголосие были жизненным кредо Виктора Александровича Гуружапова. Он не просто уважал своих собеседников, оппонентов, друзей и просто знакомых. Он их высоко ценил и понимал их значимость для движения идей. Поэтому быть в компании его соратников, сотрудников, единомышленников означало быть вместе с ним в творческом, профессиональном сообществе, где бьется мысль, где каждый принимает точку зрения другого и поддерживает само сообщество. Вот почему так остро чувствуется, что среди нас нет сегодня Виктора Александровича Гуружапова, просто Виктора, который, как показало время, так много сделал для каждого из нас — обогатил нас своим пониманием, участием, своей мудростью, своей жизнью.

С глубокой признательностью, бесконечным уважением и в память о нем, Виталий Рубцов

Сэсэг Сыреновна Бакшиханова,

кандидат психологических наук, доцент, заведующая кафедрой психологии детства
Бурятского государственного университета имени Доржи Банзарова

Стояла холодная сибирская зима 2010 года; центр города Улан-Удэ утопал в привычных вечерних пробках, благодаря которым я опоздала на встречу с московским профессором. Виктору Александровичу Гуру- жапову официально меня представила профессор Бурятского государственного университета Римма Дуга- ровна Санжаева. Они были знакомы со времен обучения в аспирантуре. Виктор Александрович предложил участвовать в обсуждении ФГОС по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование», а также учебного плана для профиля «Психология и педагогика начального образования». С этого началось наше сотрудничество и дружба.

За время знакомства В.А. Гуружапов открылся как сын, который очень трепетно и с большим уважением относился к своему отцу. Следующая наша встреча с Виктором Александровичем состоялась опять холодной сибирской зимой, но уже 2011 года. Он приехал навестить своего отца Александра Гуружаповича Гуружапова. Как любящий сын, Виктор Александрович часто его навещал. Наши горожане помнят Александра Гуружапо- вича Гуружапова, ветерана Великой Отечественной войны, капитана первого ранга, участника морских сражений 1944—1945 годов. Я всегда поражалась: как бурят, выросший в степи, смог стать морским капитаном? Это характеризует неординарную личность отца. Александр Гуружапович в честь 9 мая надевал форму капитана первого ранга, вся грудь была в боевых орденах. Но особым предметом гордости был кортик. Его оставляют на память тем, кто отслужил на флоте 25 лет. 5 марта 2019 года Виктор Александрович приехал в Улан- Удэ для участия в круглом столе, организованном преподавателями и студентами исторического факультета БГУ и посвященном 100-летию со дня рождения А.Г. Гуружапова, который с 1965 года по 1990 год работал в Бурятском государственном педагогическом институте имени Доржи Банзарова старшим преподавателем, доцентом, а затем заведующим кафедрой истории КПСС. Это была наша последняя встреча с уважаемым профессором В.А. Гуружаповым.

Буряты традиционно почитают своих родителей, старших родственников, предков. Виктор Александрович в статье, посвященной проблемам психологического анализа педагогики паломничества в эстетическом воспитании современных детей, вспоминает случай из детства. Это было в 1969 году. Бабушка попросила отца Виктора Александровича отнести на гору Алханай, которая находится в Читинской области, одну из признанных буддийских святынь, несколько предметов из домашнего алтаря. Собралась небольшая компания родственников. Восхождение на гору было спокойным и неторопливым. Люди шли по узкой тропинке, выложенной из мелких обломков скальной породы. Виктора Александровича заинтересовало, кто ее сделал. Ответ нашелся сам собой. В одном месте бортик тропинки слегка обрушился. Отец поправил несколько камушков. Виктор Александрович несколько раз последовал его примеру. Вот так и создавалась и в течение столетий сохранялась эта дорога к природному храму. Когда возложили бабушкины дары к скале Доржипагма, объекту поклонения рода Гуружаповых, родственники поднялись выше по скале и присели отдохнуть. Открылась удивительная панорама окружающей местности: было видно одиннадцать хребтов. Дядя, муж папиной сестры, вдруг обратился: «Красиво? Запоминай! Такого не увидишь даже в Эрмитаже». Виктор Александрович пишет, что в первый момент он даже опешил, так как ему не приходила мысль сравнивать впечатления от восприятия вещей, созданных рукой человека и дикой природой. Но в данной ситуации он почувствовал, что дядя в чем-то прав. Ведь люди задолго до него проложили сюда дорогу. Пейзаж стал восприниматься им как произведение предков. В свете личности Виктора Александровича эта ситуация характеризует его как истинного представителя культурно-исторической и деятельностной психологии. Он указывает, что исходным положением постановки проблемы паломничества может быть рассмотрение объекта поклонения именно как артефакта. Поэтому необходимо анализировать деятельность человека по освоению данного сложного структурированного объекта с точки зрения формирования некоторой модели данного объекта. И это вполне возможно в рамках теории деятельности и культурно-исторической психологии. Меня всегда поражала способность профессора Гуружапова к культурно-историческому и системно-деятельностному анализу психологических явлений и фактов. Виктор Александрович в ходе научно-практических конференций и мастер-классов демонстрировал блестящий образец культурно-исторического анализа на примере разбора художественных произведений, учебной деятельности учащихся, представлений старших школьников России о становлении российской государственности и даже особенностей восприятия исторических дат.

По прошествии десяти лет сотрудничества с Виктором Александровичем я стала понимать, что с ним связана целая эпоха. Это было время разработки и внедрения ФГОС по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование», работа в учебно-методическом объединении по психолого-педагоги - ческому образованию, участие в реализации проекта «Разработка и апробация новых модулей основных образовательных программ магистратуры по укрупненной группе специальностей “Образование и педагогика” (направление подготовки — Психолого-педагогическое образование), предполагающих увеличение научно-исследовательской работы и практики студентов в сетевом взаимодействии с образовательными организациями различных уровней» (2014—2015 г.). Особо памятным является проведение всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Проблемы кросскультурных исследований в психологии и педагогике образования», проходившей 31 июля — 4 августа 2017 года в Педагогическом институте Бурятского государственного университета. Организаторами конференции выступили факультет психологии образования Московского государственного психолого-педагогического университета, факультет психологии 1-го Римского университета Ла Сапиенца, педагогический институт Бурятского государственного университета. География участников была обширна: Рим, Москва, Сургут, Екатеринбург, Иркутск, Улан-Удэ. Выступали профессор Виктор Александрович Гуружапов и представители 1-го Римского университета Ла Сапиенца Пьетро Лучисано, Мария Серена Веджетти, Гуидо Бенвенуто. Конфе - ренция была организована благодаря сотрудничеству В.А. Гуружапова с преподавателями 1-го Римского университета Ла Сапиенца и запомнилась участникам тем, что анализ проблем кросскультурных исследований в психологии и педагогики образования прошел с позиций культурно-исторической российской и итальянской психологии.

Виктор Александрович оставил особый след в образовательном пространстве Республики Бурятия. Это сотрудничество с МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 32 г. Улан-Удэ». В 1995 году министр образования и науки Республики Бурятия профессор С.Д. Намсараев поставил задачу: создать экспериментальное учебное заведение, где могла бы отрабатываться перспективная для региона модель школы на основе достижений общего, среднего и дошкольного образования. Коллегия Министерства образования и науки Республики Бурятия от 7 апреля 1995 года объявила о создании Республиканской школы-лаборатории культурно-исторического типа «Образование 21 века». Научным руководителем школы стал профессор В.А. Гуружапов, а сама школа — Федеральной экспериментальной площадкой развивающего обучения по Д.Б. Эльконину—В.В. Давыдову. Это была одна из первых попыток внедрения технологии развивающего обучения в Республике Бурятия. МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 32 г. Улан-Удэ» и по настоящее время является лидером школьного образования Республики Бурятия и гордится своей историей, а также сотрудничеством с В.А. Гуружаповым.

Жизненный путь профессора Виктора Александровича тесно связан не только с Забайкальским, но и с Приангарским регионом. Он учился на математическом факультете Иркутского государственного университета. В 2017 году он прислал свое эссе «Над одним из островов моей памяти. Заметки на полях пьесы “Прощание в июне” А. Вампилова», где профессор вспоминает жизнь в Иркутске в 1966—1972 годах. Это город и моего студенчества, и он очень дорог мне. Поэтому благодаря образному языку автора я очень четко представила места дислокации героев. В.А. Гуружапов в эссе проводит параллель между героями пьесы А. Вампилова и Иркутском конца 60-х — начала 70-х годов ХХ века. Профессор так и пишет: «Первый пласт воспоминаний ..., второй пласт воспоминаний ...». Так, переходя от одной мизансцены пьесы А. Вампилова к другой, автор как будто совершает круги полета над одним из островов своей памяти. В его сознании непроизвольно всплывают множество образов людей, с которыми он встречался в Иркутске, порой случайно, в университете, в общежитии, на улице. В большинстве случаев люди были добры к нему. Прошло много лет. И автор вопрошает: «Что с ними стало, где они сейчас?». В этом эссе раскрываются эстетика сознания Виктора Александровича, тонкая организация его личности.

В завершении хочется сказать, что Виктор Александрович — человек многих ипостасей. Он был одним их ярких представителей культурно-исторической и деятельностной психологии, мудрым наставником, идейным вдохновителем проектов, писателем и журналистом, очень любил гору предков Алханай и Третьяков­скую галерею, город Рим и озеро Байкал, хороший кофе и дружескую беседу. И это мой пласт десятилетних светлых воспоминаний о нем.

Лхама Раднабазаровна Рабданова,

Ректор Государственного автономного учреждения дополнительного профессионального
образования «Агинский институт повышения квалификации работников социальной
сферы Забайкальского края»

В инновационной инфраструктуре системы образования Забайкальского края накоплен значительный опыт разработки и применения на практике системно-деятельностного содержания общего образования, остро востребованного в условиях введения и реализации ФГОС. Особо ценными и значимыми для педагогического сообщества края, Агинского Бурятского округа стали практики совместной деятельности с нашим земляком, великим ученым Виктором Александровичем Гуружаповым, доктором психологических наук, профессором Московского государственного психолого-педагогического университета.

В 2014—2015 годах ГАУ ДПО «Агинский институт повышения квалификации работников социальной сферы Забайкальского края» при поддержке Министерства образования, науки и молодежной политики Забайкальского края, администрации Агинского Бурятского округа совместно с профессором В.А. Гуружаповым инициировал проведение курсов повышения квалификации управленческих и педагогических работников Забайкальского края по распространению образовательных практик ведущих школ на основе деятельностного подхода в рамках реализации проекта МГППУ «Разработка системы распространения образовательных практик школ, реализующих ООП НОО, ООО в рамках ФГОС и показавших наилучшие результаты в международных сравнительных исследованиях качества образования, через мероприятия повышения квалификации и поддержки профессионального развития».

Более 180 руководителей и педагогических работников образовательных организаций региона, сотрудники муниципальных методических служб стали участниками образовательных событий, создания контрольно­измерительных материалов для оценки метапредметных результатов, задач разной предметной сложности, разработки проектов, современных уроков. Виктор Александрович особое внимание уделял психолого-педагогической поддержке практики внедрения ФГОС общего образования.

За период нашей совместной работы с Виктором Александровичем установлено деловое сотрудничество со школами, и это, несомненно, отразилось в их достижениях, в реализации инновационных программ и проектов на региональном и федеральном уровнях.

Педагогическое сообщество Агинского Бурятского округа Забайкальского края глубоко благодарно и признательно сотрудничеству с уважаемым Виктором Александровичем, возможности профессионального общения с последователем учения Д.Б. Эльконина—В.В. Давыдова. Многогранная и яркая личность Виктора Александровича, великого ученого-психолога, эксперта, мудрого и творческого наставника, останется в памяти каждого из нас.

Фарит Суфиянович Сафуанов,

доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой клинической
и судебной психологии факультета юридической психологии МГППУ

Виктор — мой однокурсник. Он сразу выделялся среди нас, вчерашних школьников, не только возрастом, но какой-то спокойной мудростью, изяществом, вовлеченностью во «взрослый» психологический мир. Он, будучи студентом, уже работал и общался с В.В. Давыдовым и другими именитыми психологами Психологического института. В то время он для меня олицетворял образ «старшего брата» в науке. Не скажу, что наши профессиональные интересы сильно пересекались, но личностное общение с ним было всегда интересно. Когда мы стали вместе работать в МГППУ (а кабинеты наших деканатов находятся практически друг против друга), такое общение стало более тесным и частым, мы находили время для обсуждения профессиональных и иных тем и вне стен университета. Я знаю о его выдающихся достижениях в педагогической психологии, но для меня Виктор ценен прежде всего как гармоничный человек, который, будучи человеком мира, чтил свои национальные корни, сочетал в себе глубокое понимание искусства с математическим стилем мышления, европейскую образованность с буддистской мудростью.

Игорь Николаевич Федекин

кандидат психологических наук, доцент, заведующий кафедрой педагогики
и психологии факультета педагогики и психологии Набережночелнинского государственного
педагогического университета

Познакомился я с Виктором Александровичем очень давно, в первой половине 90-х годов. Сблизились мы окончательно в сентябре 2009 года. Тогда он согласился поработать с несколькими коллегами из Набережных Челнов над совместным научным проектом. И два года работы над этим проектом стали для меня еще и открытием Виктора Александровича. Он оказался чрезвычайно добрым человеком, очень доброжелательным. Когда нам случалось бывать в Москве, а было это достаточно часто, он всегда брал на себя культурную часть нашей программы визита. Он во многом открыл для меня культурную Москву, показал многие музеи, картинные галереи. Водил нас часто на джазовые концерты. Его пешие прогулки по Москве, в которых он сам исполнял роль экскурсовода, никогда не забыть. Он никогда не повторялся в своих маршрутах. Особенно трогательно он радовался, когда изредка показывал нам выставки своих акварелей. Всегда буду жалеть, что так и не получилось по его приглашению побывать на Байкале.

Леонид Константинович Максимов,

доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогической психологии
ГАОУ ДПО «Волгоградская государственная академия последипломного образования»

Лариса Викторовна Максимова,

старший преподаватель кафедры педагогической психологии ГАОУ ДПО
«Волгоградская государственная академия последипломного образования»

Наше активное сотрудничество с Виктором Александровичем Гуружаповым началось в особый период развития Российского образования (с 1991 по 2005 год), характеризующегося активной работой педагогических коллективов школ России по внедрению в практику авторских методик и технологий , разработанных в рамках образовательной системы Д.Б. Эльконина—В.В. Давыдова, Одним из регионов России, в котором активно велась такая работа, стал Ханты-Мансийский автономный округ (Югра) , В 1992 году в г. Нижневартовске, на базе школы-гимназии № 15 была создана «..Лаборатория психологии учебной деятельности младших школьников и младших подростков» (руководитель — доктор политологических наук Л.К. Максимов). Одним из сотрудников этой лаборатории стал Виктор Александрович Гуружапов. Он обеспечивал освоение учителями программы развивающего обучения изобразительно - му искусству младших школьников (программа Ю.А. Полуянова). Приезды Виктора Александровича в Нижневартовск были особым событием для учителей ИЗО и студентов художественно-графического факультета Нижневартовского педагогического института. На занятиях, проводимых В.А. Гуружаповым, учителя и студенты осваивали содержание учебного предмета, формы развития художественной деятель - ности младших школьников (например, обсуждение рисунков с позиции «учитель—ученик», восприятие своего рисунка «глазами другого человека» с позиций««художника» или«<зрителя»,и др.),Учителя ИЗО с большим удовольствием приглашали Виктора Александровича, на свои уроки, совместно анализировали их: выделяли успехи и неудачи, намечали пути устранения ошибок, При этом они восхищались его великолепным знанием содержания учебного предмета, умением организовать деятельность учителей и учащихся на уроках различного типа.

Еще одно воспоминание связано с периодом научной работы Виктора Александровича в Третьяковской галерее: он проводил для нас экскурсию, завершением которой стало обсуждение значения творчества, искусства для развивающего обучения. И в этом случае снова — высочайший профессионализм, широта кругозора и элегантность!

Марина Алексеевна Егорова,

кандидат педагогических наук, доцент, профессор кафедры «Педагогическая психология»
имени профессора В.А. Гуружапова факультета «Психология образования» МГППУ

Деловые отношения между людьми, имеющими давние личные связи, складываются особым образом — доверительно и в то же время более ответственно в плане протекционизма. Такими последние 20 лет были наши с Виктором отношения. Жизнь объединила нас психологическими узами в радушных аудиториях и коридорах факультета психологии МГУ, в историческом центре Москвы. Но даже в те стабильные застойные времена мы, студенты главного вуза страны, уже чувствовали «ветер перемен» и были готовы к ним. Позднее Виктор написал, обращаясь в своих воспоминаниях к той эпохе: «Мир предстал передо мной в многообразных проявлениях (конкретизациях) исходных содержательных абстракций. Был четко осознаваемый интеллектуальный порыв — хотелось докапываться до причин явлений окружающей действительности»[1]. И таким Виктор был всю жизнь — проницательным исследователем, деятельным ученым, лирическим художником. В одном из своих эссе (любимом литературном жанре В.А.) он обращается к волнующей его теме поиска смыслов и значений бытия человека. Слова Виктора Александровича сейчас звучат для нас как напутствие: «Перспективы решения проблемы интеллектуального одиночества видятся нами в коллективном творчестве людей. Вместе с тем часто совершаемая ошибка заключается в том, что страждущая душа ищет только общения, а искать надо еще объект, точнее, его создавать. Это под силу мыслящему человеку. На пути этих исканий иногда нужна передышка. Тут, действительно, может помочь понимающий собеседник. А дальше — в путь. Дорогу осилит идущий»[2].

Светлана Петровна Санина,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Педагогическая психология»
имени профессора В.А. Гуружапова факультета «Психология образования» МГППУ

Я часто бывала у Виктора Александровича на лекциях. Особенно запомнились занятия, на которых он со студентами-психологами рассматривал основные моменты учебной деятельности младших школьников как реальные феномены и обсуждал, что означает «мыслить теоретически». Он показывал студентам, как научиться замечать даже самые малозаметные детали, ведь именно они иногда позволяют лучше понимать происходящее. Он вникал в самое существо дела, и это проявлялось во всем: в оценке политических событий, в кафедральных делах и житейских ситуациях, и даже в его увлечениях. Будучи прекрасным эссеистом, он очень тщательно подбирал необходимые слова. Он говорил, что для психолога найти точное и выразительное слово является особым искусством. При обсуждении дел на заседаниях кафедры бывало, что кто-то чем-то был недоволен. Но Виктор Александрович всегда очень мудро выходил из ситуации. Он учил нас теоретическому отношению к делу. И часто заканчивал встречи напутственными словами: «Нас ждут великие дела!» И мы верили ему, потому что именно такими делами он занимался сам.

Владимир Леонидович Соколов,

кандидат психологических наук, доцент кафедры «Педагогическая психология»
имени профессора В.А. Гуружапова факультета «Психология образования» МГППУ

С Виктором Александровичем неразрывно связаны 23 года моей жизни, и ему я обязан всем в части моей научной судьбы, связанной с педагогической психологией. Мы познакомились в 1996 году, когда в нашей школе было организовано обучение в начальных классах по системе Д.Б. Эльконина—В.В. Давыдова. Виктор Александрович курировал преподавание математики, проводил экспертизу учебного процесса. С его помощью мы раскрывали для себя секреты развивающего обучения. Позже Виктор Александрович стал научным руководителем моего диссертационного исследования. Наш эксперимент был посвящен изучению развития теоретического мышления младших подростков на уроках математики. Он умел руководить так, что создавалось ощущение совместного решения задачи. Придя в 2001 году работать преподавателем на кафедру педагогической психологии МГППУ, возглавляемую Виктором Александровичем, я смог принять участие в различных психолого-педагогических проектах под его руководством. Вместе с ним мы создавали электронное приложение к учебнику по математике для начальной школы, разрабатывали задания для диагностики метапредметных компетенций, создавали уникальную компьютерную программу — симулятор педагогической деятельности. Как заведующий кафедрой, Виктор Александрович всегда был демократичным, общительным, умел увлечь сотрудников новыми научными идеями и всегда поражал своим широким кругозором.

Татьяна Анатольевна Егоренко,

кандидат психологических наук, доцент, заведующая кафедрой «Педагогическая психология»
имени профессора В.А. Гуружапова факультета «Психология образования» МГППУ

При воспоминание о Викторе Александровиче встает перед глазами образ активного, интересующегося и многогранного человека. Он был ученым-исследователем, экспертом в области образования, тонким ценителем искусства и великим педагогом. Вспоминается наш совместный поход со студентами в музей «Пресня», как он с легкостью заменил экскурсовода и провел интереснейшую экскурсию, посвященную среднему образованию в XX веке. Впечатленные студенты не хотели покидать выставку и засыпали Виктора Александровича вопросами, а он, с блеском в глазах и большим энтузиазмом, на них отвечал. Виктор Александрович был основателем, идейным вдохновителем и бессменным руководителем кафедры «Педагогическая психология» Московского государственного психолого-педагогического университета. Являясь учеником и продолжателем идей В.В. Давыдова, он всегда был нацелен на «развитие». Множество идей, разработок и проектов нашли свое воплощение под его руководством. Бесценным является его личный вклад в современную психологию образования. Имя Виктора Александровича Гуружапова навсегда вошло в историю российской педагогической психологии.

* * *

Спасибо Вам, что Вы были с нами, дорогой Виктор Александрович!


[1]  Мы и Мир. Психологическая газета. 2006. № 120.

[2]  Там же.

Информация об авторах

Ермолаева Марина Валерьевна, доктор психологических наук, профессор, кафедры ЮНЕСКО «Культурно-историческая психология детства», ФГБОУ ВО "Московский государственный психолого-педагогический университет", Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1645-5136, e-mail: mar-erm@mail.ru

Лубовский Дмитрий Владимирович, кандидат психологических наук, доцент, профессор кафедры ЮНЕСКО «Культурно-историческая психология детства», ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7392-4667, e-mail: lubovsky@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 475
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 1

Скачиваний

Всего: 100
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 0