Включен в Web of Science СС (ESCI) Включен в Scopus
Культурно-историческая психология Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет ISSN (печатная версия): 1816-5435 ISSN (online): 2224-8935 DOI: https://doi.org/10.17759/chp Лицензия: CC BY-NC 4.0 Издается с 2005 года Периодичность: 4 номера в год Доступ к электронным архивам: открытый Аффилирован ISCAR EN In English |
Культурно-историческая психология Культурно-исторический подход к вопросам образования 411Кравцов Г.Г. Кравцова Е.Е. АннотацияПоднимаются вопросы о причинах тех проблем и трудностей, которые имеют место в современном российском образовании, и путях их преодоления. Отправным пунктом размышлений авторов является поставленная Л.С. Выготским проблема соотношения и взаимосвязи обучения и развития. Выдвигается предположение о том, что очень многие беды и трудности в образовании имеют своей причиной отсутствие научно обоснованной дидактики. Существующие в настоящее время теоретические представления о том, чему и как надо учить детей, уходят своими истоками в дидактику Я.А. Коменского, построенную на основе житейского опыта и свидетельств здравого смысла, которые не имеют ничего общего с научной дидактикой. Исследования выдающихся отечественных психологов — П.Я. Гальперина и В.В. Давыдова, а также созданные ими теории обучения, по мнению авторов этой статьи, не выдерживают критики в свете тех требований, которые предъявляет научная дидактика. Главный изъян видится в том, что эти исследователи были убежденными сторонниками деятельностного подхода в психологии, который, в некотором смысле, является образцом той традиционной психологии, которая справедливо критиковалась Л.С. Выготским, поскольку ее метод, исторически сложившийся в естествознании, не позволяет даже подойти к изучению таких психологических реалий, которые стоят за понятиями свободы человека, его сознания, личности, развития, воли и произвольности. Единственный конструктивный путь в психологии образования, ведущий к созданию научно обоснованной дидактики, видится в углубленном анализе и дальнейшей разработке идей и принципов, выдвинутых Л.С. Выготским, в том числе таких, как принцип историзма, принцип целостности, идея системного и смыслового строения сознания, парадоксальное тождество общения и обобщения. Воротами, ведущими к правильному осмыслению культурно-исторического подхода в психологии, может быть положение Д.Б. Эльконина о том, что самым главным и основополагающим для создания теории развития ребенка является отношение «индивид—общество», которое в детской психологии выглядит как реальные взаимоотношения и общение ребенка с его матерью. Ключевые слова: неклассическая психология, естественнонаучный метод, логика внутреннего самообоснования, развитие как саморазвитие, свобода, личность, сознание, ведущая деятельность, формирующий подход, обучение и развитие, принцип историзма, принцип целостности, экспериментально-генетический метод, каузально-динамический анализ, научная дидактика, деятельностный подход, рефлексия, обобщения, системное и смысловое строение сознания, автономная теория воли Рубрика: Теория и методология Тип: научная статья Фрагмент статьи
Многие специалисты, не понаслышке знающие о положении дел в области образования в современной России, все чаще и вполне обоснованно отмечают признаки глубокого кризиса в этой сфере общественной жизни. Отмечается, что многочисленные реформы в образовании, проводившиеся в нашей стране в последние десятилетия, не только не дали положительных результатов, но, напротив, после каждой реформы ситуация в образовании только ухудшалась. Литература
Статьи по теме
Психология развития | Шумакова Н.Б. Творческий потенциал и его измерение в современных зарубежных исследованиях Теория и методология | Свиридов В.В. Сапогова Е.Е. Мальшакова И.Л., Портнов Ю.А. |
© 2007–2022 Портал психологических изданий PsyJournals.ru Все права защищены Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г. Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ
|