Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 123Рубрики 53Авторы 9570Новости 1883Ключевые слова 5095 Правила публикацииВебинарыRSS RSS
Культурно-историческая психология - №4 / 2020 | Перейти к описанию
Scopus
Web of Science СС

Включен в Web of Science СС (ESCI)

Включен в Scopus

SCImago Journal & Country Rank

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2019

19 место — направление «Психология»

0,643 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

1,064 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Культурно-историческая психология

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1816-5435

ISSN (online): 2224-8935

DOI: https://doi.org/10.17759/chp

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2005 года

Периодичность: 4 номера в год

Доступ к электронным архивам: открытый

Аффилирован ISCAR

 

Культурно-исторический подход к вопросам образования 240

|

Кравцов Г.Г.
доктор психологических наук, профессор, Федеральный научно-клинический центр реаниматологии и реабилитологии (ФНКЦ РР), Москва, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4418-3254
e-mail: ekravcva@gmail.com

Кравцова Е.Е.
доктор психологических наук, профессор, Федеральный научно-клинический центр реаниматологии и реабилитологии (ФНКЦ РР), Москва, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2535-262X
e-mail: ekravcva@gmail.com

Аннотация

Поднимаются вопросы о причинах тех проблем и трудностей, которые имеют место в современном российском образовании, и путях их преодоления. Отправным пунктом размышлений авторов является поставленная Л.С. Выготским проблема соотношения и взаимосвязи обучения и развития. Выдвигается предположение о том, что очень многие беды и трудности в образовании имеют своей причиной отсутствие научно обоснованной дидактики. Существующие в настоящее время теоретические представления о том, чему и как надо учить детей, уходят своими истоками в дидактику Я.А. Коменского, построенную на основе житейского опыта и свидетельств здравого смысла, которые не имеют ничего общего с научной дидактикой. Исследования выдающихся отечественных психологов — П.Я. Гальперина и В.В. Давыдова, а также созданные ими теории обучения, по мнению авторов этой статьи, не выдерживают критики в свете тех требований, которые предъявляет научная дидактика. Главный изъян видится в том, что эти исследователи были убежденными сторонниками деятельностного подхода в психологии, который, в некотором смысле, является образцом той традиционной психологии, которая справедливо критиковалась Л.С. Выготским, поскольку ее метод, исторически сложившийся в естествознании, не позволяет даже подойти к изучению таких психологических реалий, которые стоят за понятиями свободы человека, его сознания, личности, развития, воли и произвольности. Единственный конструктивный путь в психологии образования, ведущий к созданию научно обоснованной дидактики, видится в углубленном анализе и дальнейшей разработке идей и принципов, выдвинутых Л.С. Выготским, в том числе таких, как принцип историзма, принцип целостности, идея системного и смыслового строения сознания, парадоксальное тождество общения и обобщения. Воротами, ведущими к правильному осмыслению культурно-исторического подхода в психологии, может быть положение Д.Б. Эльконина о том, что самым главным и основополагающим для создания теории развития ребенка является отношение «индивид—общество», которое в детской психологии выглядит как реальные взаимоотношения и общение ребенка с его матерью.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Многие специалисты, не понаслышке знающие о положении дел в области образования в современной России, все чаще и вполне обоснованно отмечают признаки глубокого кризиса в этой сфере общественной жизни. Отмечается, что многочисленные реформы в образовании, проводившиеся в нашей стране в последние десятилетия, не только не дали положительных результатов, но, напротив, после каждой реформы ситуация в образовании только ухудшалась.

Литература
  1. Выготский Л.С. История развития высших психических функций // Развитие высших психических функций. М.: Изд-во Академии педагогических наук, 1960. С. 505. С. 60.
  2. Давыдов В.В. Соотношение понятий «формирование» и «развитие» психики / Обучение и развитие: Материалы по симпозиуму (июнь—июль 1966). М.: Просвещение, 1966. С. 35—48.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2021 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License Репозиторий открытого доступа     Рейтинг репозиториев Webometrics

Яндекс.Метрика