Экспериментальное формирование понимания подростками образа человека в художественной фотографии

204

Аннотация

В статье представлен формирующий эксперимент, в котором обучение основам искусства ху- дожественной фотографии применено для формирования у обучающихся подросткового возрас- та понимания образа человека в фотографии. В исследовании с участием 62 обучающихся пятых классов и 63 обучающихся девятых—десятых классов были использованы модифицированный вариант методики изучения восприятия произведений искусства (В.А. Гуружапов, Ю.А. Полу- янов), опросник рефлексивности А.В. Карпова и методика М. Куна и Т. Макпартленда «Кто Я?» в модификации Т.В. Румянцевой. В формирующем эксперименте была применена автор- ская программа обучения основам художественной фотографии из 16 занятий. Показано, что развивающие занятия способствуют формированию смыслопорождающих систем понимания изобразительного искусства и приобщению старшеклассников к культурной норме восприятия художественной фотографии. Выявлена более высокая эффективность развивающих занятий для формирования личностных образовательных результатов (рефлексивности, самоидентифи- кации) у младших подростков. Обсуждены дальнейшие перспективы исследований и практиче- ское значение эксперимента.

Общая информация

Ключевые слова: понимание образа человека в фотографии, обучение фотографии, смыслопорождающие системы, понимание искусства, обучающиеся пяиых классов, обучающиеся девятых классов, личностные образовательные результаты

Рубрика издания: Эмпирические исследования

DOI: https://doi.org/10.17759/chp.2021170113

Для цитаты: Ермолаева М.В., Лубовский Д.В., Силаева Л.В. Экспериментальное формирование понимания подростками образа человека в художественной фотографии // Культурно-историческая психология. 2021. Том 17. № 1. С. 93–101. DOI: 10.17759/chp.2021170113

Литература

  1. Адаскина А.А. Чувство композиции как показатель художественного воображения [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2017. Том 9. № 4. С. 51—64. DOI:10.17759/psyedu.2017090406
  2. Гуружапов В.А. Роль образа в актуализации смыслопорождающих систем понимания искусства детьми (на материале анализа детьми содержания произведений живописи) // Психологическая наука и образование. 2000. Том 5. № 3. С. 96—103.
  3. Гуружапов В.А. Некоторые особенности актуализации смыслопорождающих систем понимания искусства детьми // Психологическая наука и образование. 2001. Том 6. № 3. С. 88—98.
  4. Гуружапов В.А., Шергина М.А. Развитие понимания младшими школьниками образа героя-сверстника в процессе анализа произведений детской художественной литературы // Психологическая наука и образование. 2013. Том 18. № 4. С. 45—55.
  5. Гуружапов В.А. Проблема формирования замысла сюжетных рисунков младших школьников (комментарии к статье Ю.А. Полуянова) // Культурно-историческая психология. 2018. Том 14. № 3. С. 114—118. DOI:10.17759/ chp.2018140311
  6. Ермолаева М.В., Лубовский Д. В., Силаева Л. В. «Селфи» как вид компьютерно-опосредованной коммуникации и его влияние на личностное самоопределение подростков // Новое в психолого-педагогических исследованиях. 2019. № 2 54). С. 43—49.
  7. Лубовский Д.В. К проблеме ведущей деятельности подростков в цифровую эпоху // VII Всероссийская научно-практическая конференция по психологии развития (чтения памяти Л.Ф. Обуховой) «Возможности и риски цифровой среды»: сб. материалов конференции (тезисов). Том 1 / Под ред. Т.А. Басиловой и др. М.: Изд-во ФГБОУ ВО МГППУ, 2019. С. 343—345.
  8. Мелик-Пашаев А.А. Еще раз об искусстве в общем образовании // Искусство в школе. 2020. № 1. С. 8—11.
  9. Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Исток художественного творчества: значимое переживание или освоение культурной формы? // Вопросы психологии. 2018. № 6. С. 29—39.
  10. Орлова М.А. Критериально-диагностическое обеспечение определения уровней процесса развития художественного восприятия подростков // Мир науки, культуры, образования. 2019. № 5(78). С. 205—207.
  11. Полуянов Ю.А. Взаимодействие учителя и учеников в ситуациях спонтанного проявления учебной самостоятельности младших школьников на занятиях изобразительным искусством в системе развивающего обучения // Культурно-историческая психология. 2018. Том 14. № 3. С. 101—113. DOI:10.17759/chp.2018140310
  12. Пурик Э.Э., Шакирова М.Г. Развитие художественного восприятия в процессе обучения изобразительному искусству // Педагогика искусства. 2015. № 2. С.285—290.
  13. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Электронный ресурс] // Федеральные государственные образовательные стандарты. М.: Институт стратегических исследований в образовании РАО. URL: file:///C:/Users/AACE~1/ AppData/Local/Temp/fgos_ru_osnov.pdf (дата обращения: 03.03.2021).
  14. Цукерман Г.А., Билибина Т.М., Виноградова О.М., Обухова О.Л., Шибанова Н.А. О критериях деятельностной педагогики // Культурно-историческая психология. 2019. Т. 15. № 3. С. 105—116. DOI:10.17759/chp. 2019150311
  15. Эльконин Б.Д. Продуктивное Действие // Культурно-историческая психология. 2019. Т. 15. № 1. С. 116—122. DOI:10.17759/chp. 2019150112
  16. Engaging adolescents. Building youth participation in the arts. National Guild for Community Arts Education. N.Y., 2011. 54 p.
  17. O’Hagan S. What next for photography in the age of Instagram? [Электронный ресурс]. URL: https:// www.theguardian.com/artanddesign/2018/oct/14/future-photography-in-the-age-of-instagram-essay-sean-o-hagan (дата обращения: 16.07.2020).
  18. Harper D. Talking about pictures: a case for photo elicitation // Visual Studies. 2002. Vol. 17. №. 1. P. 13—26.
  19. Lubovsky D. The Perception of Art as a Higher Mental Function // Contemporary Russian Contributions to Vygotsky’s Heritage. Special Issue / Ed. by S. Barma, V.K. Zaretskii; CRI_SAS International Journal. Revue internationale du CRIRES: innover dans la tradition de Vygotsky. 2017. Vol. 4. № 1. P. 77—79.

Информация об авторах

Ермолаева Марина Валерьевна, доктор психологических наук, профессор, кафедры ЮНЕСКО «Культурно-историческая психология детства», ФГБОУ ВО "Московский государственный психолого-педагогический университет", Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1645-5136, e-mail: mar-erm@mail.ru

Лубовский Дмитрий Владимирович, кандидат психологических наук, доцент, профессор кафедры ЮНЕСКО «Культурно-историческая психология детства», ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7392-4667, e-mail: lubovsky@yandex.ru

Силаева Любовь Владимировна, аспирант кафедры педагогической психологии факультета психологии образования, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-6100-4812, e-mail: buchkovskayal@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 582
В прошлом месяце: 18
В текущем месяце: 26

Скачиваний

Всего: 204
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 2