Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 126Рубрики 53Авторы 9654Новости 1896Ключевые слова 5095 Правила публикацииВебинарыRSS RSS
Культурно-историческая психология - №1 / 2021 | Перейти к описанию
Scopus
Web of Science СС

Включен в Web of Science СС (ESCI)

Включен в Scopus

SCImago Journal & Country Rank

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2019

19 место — направление «Психология»

0,643 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

1,064 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Культурно-историческая психология

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1816-5435

ISSN (online): 2224-8935

DOI: https://doi.org/10.17759/chp

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2005 года

Периодичность: 4 номера в год

Доступ к электронным архивам: открытый

Аффилирован ISCAR

 

Действия с виртуальными объектами на тачскрин-устройствах: анализ перцептивного опыта современных дошкольников 93

|

Крылова С.Г.
кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной психологии, конфликтологии и управления, Институтт психологии, ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет», Екатеринбург, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2089-7885
e-mail: s_g_krylova@mail.ru

Водяха Ю.Е.
кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии, Уральский государственный педа¬гогический университет (ФГБОУ ВО УрГПУ), Екатеринбург, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-6795-9174
e-mail: jullyaa@ya.ru

Аннотация

Работа посвящена анализу восприятия детьми раннего и дошкольного возраста, условно определяемыми как «цифровые аборигены», объектов виртуальной среды на экранах тачскрин-устройств (виртуальных объектов) при осуществлении действий с ними. В первой части статьи с позиций теории психического развития Д.Б. Эльконина и представлений П.Я. Гальперина о функциональных различиях между орудием и средством рассматриваются психологические результаты освоения ребенком действий с тачскрин-устройством как предметом-орудием. Во второй части статьи анализируется перцептивный опыт, получаемый детьми раннего и дошкольного возраста при использовании тачскрин-устройств. В качестве основной отличительной особенности восприятия виртуальных объектов рассматривается несоответствие информации, поступающей по визуальному и гаптическому каналам. Анализируются результаты экспериментальных исследований, позволяющих оценить степень влияния этого феномена на процесс восприятия виртуальных объектов и степень различий между представлениями о виртуальных и реальных объектах: 1) способность детей к обработке гаптической информации, а также к осуществлению межмодального переноса улучшается в возрасте от 5 до 7 лет; 2) в ситуациях значительного расхождения информации от разных чувств дети до 6 лет не осуществляют мультисенсорную интеграцию, а полагаются на одно чувство (как правило — зрение). В проведенном нами пилотажном исследовании (17 человек детей 4—5 лет) был обнаружен достоверный сдвиг в сторону увеличения времени гаптического опознания виртуального объекта по сравнению с визуально воспринятым (Тэмп = 28 при р ≤ 0,05). Этот результат может служить аргументом в пользу того, что дети не ограничиваются обработкой только визуальной информации в условиях визуально-гаптического несоответствия.

Ссылка для цитирования

Финансирование

Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ) в рамках научного проекта № 20-013-00308 А.

Литература
  1. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 6. Научное наследство / Под ред. М.Г. Ярошевского. М.: Педагогика, 1984. 400 с.
  2. Гальперин П.Я. Психологическое различие орудий человека и вспомогательных средств у животных и его значение // Психология как объективная наука: избранные психологические труды / Под ред. А.И. Подольского. М.: Институт практической психологии; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998. С. 37—93.
  3. Крылова С.Г., Водяха Ю.Е., Минюрова С.А. Познание виртуального мира детьми как «второй реальности» [Электронный ресурс] // Цифровое общество как культурно-исторический контекст развития человека: от цифровой культуры к киберкультуре / Под. ред. Р.В. Ершовой. Коломна: Государственный социально- гуманитарный университет, 2020. С. 188—192. URL: http://gsgucafpsi.ru/wp-content/uploads/2017/02/%D1% 81%D0%B1%D0%BE%D1%80%D0%BD%D0%B8%D0% BA-2020-31.01-1.pdf (дата обращения: 07.07.2020).
  4. Меньшикова Г.Я., Козловский С.А., Полякова Н.В. Исследование целостности системы «глаз—голова—тело» при помощи технологии виртуальной реальности // Экспериментальная психология. 2012. № 3. С. 115—121.
  5. Шпитцер М. Антимозг. Цифровые технологии и мозг: пер. с нем. М.: АСТ, 2014. 288 с.
  6. Эльконин Д.Б. Заметки о развитии предметных действий в раннем детстве // Вестник МГУ. Психология. 1978. № 3. С. 87—100.
  7. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Вопросы психологии. 1971. № 4. С. 66—86.
  8. Bigelow A.E. Children’s tactile identification of miniaturized common objects // Developmental Psychology. 1981. Vol. 17. № 1. P. 111—114. DOI:10.1037/0012-1649.17.1.111
  9. Bushnell E.W., Weinberger N. Infants’ detection of visual-tactual discrepancies: asymmetries that indicate a directive role of visual information // Journal of Experimental Psychology-Human Perception and Performance. 1987. Vol. 13. № 4. P. 601—608. DOI:10.1037//0096-1523.13.4.601
  10. Carrier M., Cheever N., Rosen L., Benitez S., Chang J. Multitasking across generations: Multitasking choices and difficulty ratings in three generations of Americans // Computers in Human Behavior. 2009. Vol. 25. № 2. P. 483— 489. DOI:10.1016/j.chb.2008.10.012
  11. Colombo J., Brez C.C., Curtindale L.M. Infant perception and cognition // Handbook of psychology: Developmental psychology / R.M. Lerner, M.A. Easterbrooks, J. Mistry, I.B. Weiner (eds.). New York: John Wiley & Sons, 2013. P. 61—89.
  12. Holloway D., Green L., Livingstone S. Zero to eight. Young children and their internet use [Электронный ресурс]. London: EU Kids Online, 2013. 36 p. URL: http://eprints. lse.ac.uk/52630/1/Zero_to_eight.pdf (дата обращения: 07.07.2020).
  13. Kalagher H., Jones S.S. Developmental change in young children’s use of haptic information in a visual task: the role of hand movement // Journal of Experimental Child Psychology. 2011. Vol. 108. № 2. P. 293—307. DOI:10.1016/j. jecp.2010.09.004
  14. Krylova S.G., Vodyaha Yu.E. An Experimental Study of Perception by Preschoolers: The Computer Models of Real Objects as Three-Dimensional on the Screens of Touchscreen Devices // Proceedings of the International Scientific Conference «Digitalization of Education: History, Trends and Prospects» (DETP 2020): Atlantis Press, 2020. P. 424—431. DOI:10.2991/assehr.k.200509.077
  15. Lederman S, Klatzky R. Hand movements: A Window into Haptic Object Recognition // Cognitive Psychology. 1987. Vol. 19. № 3. P. 342—368. DOI:10.1016/0010- 0285(87)90008-9
  16. Loh K.K., Kanai R. How Has the Internet Reshaped Human Cognition? // Neuroscientist. 2016. Vol. 22. № 5. P. 506—520. DOI:10.1177/1073858415595005
  17. Milner A.D., Bryant P.E. Cross-modal matching by young children // Journal of Comparative and Physiological Psychology. 1970. Vol. 71. № 3. P. 453—458. DOI:10.1037/ h0029174
  18. Piaget J. The origins of intelligence in children. New York: W.W. Norton & Company, 1952. 464 p. DOI:10.1037/11494-000
  19. Prensky M. Digital Natives, Digital Immigrants Part 1 // On the Horizon. 2001. Vol. 9. № 5. P. 1—6. DOI:10.1108/10748120110424816
  20. Rose S.A., Gottfried A.W., Bridger W.H. Cross-modal transfer in 6-month-old infants // Developmental Psychology. 1981. Vol. 17. № 5. P. 661—669. DOI:10.1037/0012- 1649.17.5.661
  21. Schorr S.B., Okamura A.M. Fingertip Tactile Devices for Virtual Object Manipulation and Exploration // Proceedings of the 2017 CHI Conference on Human Factors in Computing Systems. 2017. P. 3115—3119. DOI:10.1145/3025453.3025744
  22. Sparrow B., Liu J., Wegner D.M. Google effects on memory: cognitive consequences of having information at our fingertips // Science. 2011. Vol. 333. P. 776—778. DOI:10.1126/science.1207745
  23. Sutter C., Drewing K., Müsseler J. Multisensory integration in action control // Frontiers in Psychology. 2014. Vol. 5. P. 3—5. DOI:10.3389/fpsyg.2014.00544
  24. Volkodav T., Semenovskikh T. Dichotomy of the «clip thinking» phenomenon [Электронный ресурс] // Proceedings of ICEPS 2017 (International Conference on Education, Psychology, and Social Sciences). Vol. 4. P. 345— 353. Bangkok: Chulalongkorn University, 2017. URL: https:// www.academia.edu/34769725/Dichotomy_of_the_Clip_ Thinking_Phenomenon (дата обращения: 07.07.2020).
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2021 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License Репозиторий открытого доступа     Рейтинг репозиториев Webometrics

Яндекс.Метрика