Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 126Рубрики 53Авторы 9760Новости 1909Ключевые слова 5095 Правила публикацииВебинарыRSS RSS
Культурно-историческая психология - №1 / 2021 | Перейти к описанию
Scopus
Web of Science СС

Включен в Web of Science СС (ESCI)

Включен в Scopus

SCImago Journal & Country Rank

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2019

19 место — направление «Психология»

0,643 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

1,064 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Культурно-историческая психология

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1816-5435

ISSN (online): 2224-8935

DOI: https://doi.org/10.17759/chp

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2005 года

Периодичность: 4 номера в год

Доступ к электронным архивам: открытый

Аффилирован ISCAR

 

Ф.Т. Михайлов: обращение как культурно-психологический феномен 100

|

Кудрявцев В.Т.
доктор психологических наук, профессор Международной кафедры ЮНЕСКО «Культурно-историческая психология детства», Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9283-6272
e-mail: vtkud@mail.ru

Аннотация

Анализируется понятие «обращение», с введением которого связан один из фундаментальных вкладов Ф.Т. Михайлова в философию и теоретическую психологию. Раскрывается исторический и биографический контекст поисков Ф.Т. Михайлова, за которыми стоит классическая диалектическая традиция понимания человека и его творения — культуры. Многолетняя работа в психологии и контакты с психологами позволили по-новому реализовать эту традицию в ходе осмысления основ психологического знания в рамках культурно-исторического и деятельностного подходов. С точки зрения Ф.Т. Михайлова культура предстает как сфера воплощенных обращений людей (человеческих общностей) друг к другу. В логике этих обращений понимается процесс как творения культуры в истории, так и ее освоения в ходе индивидуального развития. Индивидуальное обращение, рассчитанное на «всеобщий» отклик лежит в основе любого человеческого действия. В адресных потоках взаимных обращений, «зовов-отзывов» (не только вербальных), выражающих жизненную необходимость людей друг в друге, и рождается человеческая общность, внутри которой люди становятся «естественными органами жизнедеятельности».

Ссылка для цитирования

Подкаст
Литература
  1. Волошинов В.Н. Фрейдизм. Критический очерк. М.- Л: Гос. изд-во, 1927. 164 с.
  2. Взаимоотношения детей в совместной деятельности / Под ред. Ф.Т. Михайлова. М.: НИИ ОПП АПН СССР, 1981. 155 с.
  3. К 75-летию Ф.Т. Михайлова // Вопр. психол. 2005. № 3. С. 151—156.
  4. Кудрявцев В.Т. Философия и теоретическая психология Ф.Т. Михайлова // Вестник РГГУ. Сер. «Психология». 2006. № 1. С. 269—283.
  5. Методологические проблемы психологии личности / Под ред. Ф.Т. Михайлова. М.: НИИ ОПП АПН СССР, 1981. 181 с.
  6. Михайлов Ф.Т. Загадка человеческого Я. М.: Политиздат, 1964. 270 с.
  7. Михайлов Ф.Т. Загадка человеческого Я. 2-е изд. М.: Политиздат, 1976. 287 с.
  8. Михайлов Ф.Т. Общественное сознание, индивидуальное сознание: дис…. д-ра филос. наук. М., ИФРАН, 1986. 542 с.
  9. Михайлов Ф.Т. Общественное сознание и самосознание индивида. М.: Наука, 1990. 222 с.
  10. Михайлов Ф.Т. Избранное. М.: Индрик, 2001. 655 с.
  11. Михайлов Ф.Т. Самоопределение культуры. Философский поиск. М.: Индрик, 2003. 272 с.
  12. Михайлов Ф.Т. Проблема метода культурно- исторической психологии // Культурно-историческая психология. 2005. № 2. С. 30—46.
  13. Михайлов Ф.Т., Царегородцев Г.И. За порогом сознания. Критический очерк фрейдизма. М.: Госполитиздат, 1961. 112 с.
  14. Психологические проблемы нравственного воспитания / Ред.-сост. Ф.Т. Михайлов. М.: НИИ ОПП АПН ССР, 1977. 172 с.
  15. Самосознание: мое и наше / Ред. Ф.Т. Михайлов. М.: ИФРАН 1997. 256 с.
  16. Сароян У. Отважный юноша на летающей трапеции. М.: Эксмо, 2014. 236 с.
  17. Философско-психологические проблемы развития образования / Под ред. В.В. Давыдова. М.: Педагогика, 1981. 128 с.
  18. Философско-психологические проблемы развития образования / Под ред. В.В. Давыдова. М.: Центр инноваций в науке, технике, образовании, 1994. 127 с.
  19. Человек как предмет и субъект медицины / Ред. Ф.Т. Михайлов. М.: РГМУ, 2002. 170 с.
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2021 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License Репозиторий открытого доступа     Рейтинг репозиториев Webometrics

Яндекс.Метрика