Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 129Рубрики 53Авторы 10012Новости 1955Ключевые слова 5095 Подать рукописьRSS RSS
Культурно-историческая психология - №1 / 2021 | Перейти к описанию
Scopus
Web of Science СС

Включен в Web of Science СС (ESCI)

РИНЦ

Включен в Science Index

Входит в Ядро РИНЦ, Russian Science Citation Index

ВАК

CrossRef

Культурно-историческая психология

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1816-5435

ISSN (online): 2224-8935

DOI: https://doi.org/10.17759/chp

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2005 года

Периодичность: 4 номера в год

Доступ к электронным архивам: открытый

Аффилирован ISCAR

 

Философско-педагогический смысл михайловской концепции «обращений» 49

|

Возняк В.С.
доктор философских наук, заведующий кафедрой философии, Дрогобычский государственный педагогический университет имени Ивана Франко, Дрогобыч, Украина
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-6877-3785
e-mail: volodimir.voznyak@gmail.com

Конык Р.С.
аспирант кафедры философии , Дрогобычский государственный педагогический университет имени Ивана Франко (ДГПУ), Дрогобыч, Украина
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4427-8325
e-mail: konek_m@i.ua

Аннотация

В статье рассматривается философско-образовательный смысл концепта Ф.Т. Михайлова «обращение». Обращение изнутри человеческой субъективности к субъективности других (и тем самым — к самому себе) в поисках со-чувствия, со-мыслия и со-действия понимается философом в качестве порождающего отношения человека и его способа бытия, всех субъектных свойств человека. Тем самым акцент переносится из внешне детерминирующих факторов на субъектную самость, на ее самодвижение в качестве causa sui. Если обращение является для человека порождающим отношением, то в образовательном процессе, где индивиды возводятся в образ человека, должно доминировать именно оно, а не трансляция знаний, умений и навыков. Всё, что вводится в контекст общения учащихся и учеников, должно так или иначе предстать в виде обращений к живым людям, к учащимся в первую очередь, и только тогда оно является собственно культурой. Культура же в таком своем эйдосе становится «третьим субъектом» нормального образовательного процесса, обеспечивающего целостное развитие личности.

Ссылка для цитирования

Литература
  1. Батищев Г.С. Введение в диалектику творчества. СПб.: РХГИ, 1997. 460 с.
  2. Бердяев Н.А. Я и мир объектов // Бердяев Н.А. Дух и реальность: Основы богочеловеческой духовности. Я и мир объектов: Опыт философии одиночества и общения. М.: АСТ: АСТ МОСКВА: Хранитель. 2007. С. 230—317.
  3. Возняк В.С. Зміст проблеми гуманітаризації освіти в контексті взаємовідношення розсудку і розуму // Науковий вісник Чернівецького університету. Вип. 264— 265. Філософія. Чернівці Рута, 2005. С. 131—136.
  4. Возняк В.С. Метафизика рассудка и разума. К.: Ред. журн. «Самватас», 1994. 320 с.
  5. Возняк В.С. Співвідношення розсудку і розуму як філософсько-педагогічна проблема: Монографія. Дрогобич: Редакційно-видавничий відділ Дрогобицького державного педагогічного університету імені Івана- Франка, 2008. 357 с.
  6. Гегель Г.В.Ф. Феноменология духа // Гегель Г.В.Ф. Сочинения. Т. IV. М.: Соцэкгиз, 1959. — 440 с.
  7. Лекторский В.А. К читателю // Михайлов Ф.Т. Избранное. М.: Индрик, 2001. С. 6—8.
  8. Лифшиц М. Искусство и фашизм в Германии // Лифшиц М. Почему я не модернист? М.: Икусство— ХХІ век, 2009. С. 201—275.
  9. Лобастов Г.В. Бытие и мышление: к началам диалектической логики // Эвальд Васильевич Ильенков. М.: Российская политическая энциклопедия (РОСПЭН), 2008. С. 84 —119.
  10. Мамардашвити М.К. Наука и культура // Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. М.: Прогресс, 1990. С. 291—310.
  11. Маркс К. К критике гегелевской философии права // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т. 1. 2-е изд. М.: Политиздат, 1954. С. 207—342.
  12. Маркс К. Тезисы о Фейербахе (Текст 1845 года) // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т. 42. 2-е изд. М.: Политиздат, 1974. С. 261—263.
  13. Михайлов Ф.Т. Диалектика как логика рефлексивного мышления // Избранное. М.: Индрик, 2001. С. 110—118.
  14. Михайлов Ф.Т. Философия образования: ее возможности и перспективы // Избранное. М.: Индрик, 2001. С. 452—512.
  15. Михайлов Ф.Т. и др. Теоретическая культурология. М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга; РИК, 2005. 624 с.
  16. Михайлов Ф.Т. Перспективы гуманитаризации образования // Михайлов Ф.Т. Избранное. М.: Индрик, 2001. С. 403—451.
  17. Михайлов Ф.Т. Произвольность предметной деятельности // Развивающее образование. Т. 1. Диалог с В.В. Давыдовым. М.: АПК и ПРО, 2002. С. 103—127.
  18. Михайлов Ф.Т. Самоопределение культуры. Философский поиск. М.: Индрик, 2003. 272 с.
  19. Франк С.Л. Непостижимое. Онтологическое введение в философию религии // Франк С.Л. Сочинения. М.: Правда, 1990. С. 183—559.
  20. Хайдеггер М. Что зовётся мышлением? М.: Академический Проект, 2007. 351 с.
 
Электронная редакция психологических журналов
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2022 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License Репозиторий открытого доступа     Рейтинг репозиториев Webometrics

Яндекс.Метрика