Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 126Рубрики 53Авторы 9795Новости 1911Ключевые слова 5095 Правила публикацииВебинарыRSS RSS
Культурно-историческая психология - №2 / 2021 | Перейти к описанию
Scopus
Web of Science СС

Включен в Web of Science СС (ESCI)

Включен в Scopus

SCImago Journal & Country Rank

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2019

19 место — направление «Психология»

0,643 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

1,064 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Культурно-историческая психология

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1816-5435

ISSN (online): 2224-8935

DOI: https://doi.org/10.17759/chp

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2005 года

Периодичность: 4 номера в год

Доступ к электронным архивам: открытый

Аффилирован ISCAR

 

Подросток в центре деятельностных систем в контексте COVID-19: переосмысляя практики и отношения, лежащие в основе обучения 107

|

Барма С.
профессор, факультета образования, Университет Лаваля, Канада
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3603-2552
e-mail: sylvie.barma@fse.ulaval.ca

Деланд Р.
доцент, почетный профессор, факультета педагогических наук, Университет Квебека в Труа-Ривьере, Канада
e-mail: rollande.deslandes@uqtr.ca

Сент-Мари Н.
исследователь, Университет Лаваля, Канада
e-mail: nathalie.ste-marie.1@laval.ca

Аннотация

В марте 2020 года подростки в Квебеке (Канада) внезапно столкнулись с серьёзными вызовами, связанными с закрытием школ и изменениями в организации учебного процесса вследствие пандемии COVID-19. Данная работа описывает противоречия, характеризующие эту новую ситуацию, на примере 1057 подростков, которые вынуждены были переосмыслить свои взаимоотношения с семьёй, учёбой и школой: использовать новые инструменты, опосредствующие учебную деятельность, иначе планировать свои занятия с точки зрения времени и пространства, пересмотреть свои отно-шения со значимыми взрослыми. Мы использовали одновременно две теоретические концепции: модель пересекающихся сфер влияния и культурно-историческую теорию деятельности. В рамках исследования мы предлагали подросткам заполнить онлайн-опросник, реализованный на платформе с открытым кодом (opensource survey software). Результаты позволили выявить демографические характеристики подростков и их семей, а также их общий психологический настрой, изменения в режиме дня в школе и дома, субъективные оценки касательно взаимодействия со сверстниками и учителями, родительской поддержки. Полученные данные чётко высветили противоречия, связанные с негативными эффектами пандемии на деятельностные системы и учебную деятельность подростков. В статье обсуждаются возможные способы обеспечения специальной приграничной зоны (boundary zone) для поддержки подростков.

Ссылка для цитирования

Благодарности

Исследование было проведено в Научно-исследовательском центре поддержки школ и учащихся Университета Лаваля, Канада.

Литература
  1. Anderson, A.R., Christenson, S.L., Sinclair, M.F., & Lehr, C.A. (2004). Check & Connect: The importance of relationships for promoting engagement with school. Journal of School Psychology, 42, 95—113.
  2. Barma, S., Laferrière, T., Lemieux, B., Massé- Morneau, J., & Vincent, M. C. (2017). Early  stages  in building hybrid activity between school and work: the case of PénArt. Journal of Education and Work, 30(6), 669—687.
  3. Bartlett, J. et al. (2001). Organizational research: Determining appropriate sample size in survey research. Retrieved on July 3, 2020 from http://citeseerx.ist.psu.edu/viewdoc/download?doi=10.1.1.486.8295&rep=rep1& type=pdf.
  4. Barton, A.W., Brody, G.H., Yu, T., Kogan, S.M., Chen, E., & Ehrlich, K.B. (2019). The profundity of the everyday: Family routines in adolescence predict development in young adulthood. Journal of Adolescent Health, 64, 340— 346.
  5. Boudreau, E. (2020). Supporting teenagers in a pandemic. Usable knowledge. Relevant research for today’s educators. https://www.gse.harvard.edu
  6. CEFRIO (2019). The digital family. NETendances 2019. https://cdn-contenu.quebec.ca/cdn-contenu/adm/ min/education/publications-adm/SCF/netendances_2019_ fascicule_famille_numerique.pdf?1592330158
  7. Choudhury, S., Blakemore, S.J., & Charman, T. (2006). Social cognitive development during adolescence. Social Cognitive and Affective Neuroscience, 1, 165—174.
  8. Comer, J.S., Fan, B., Duarte, C.S., Wu, P., Musa, G.J., Mandell, D.J.,…Hoven, C.W. (2010). Attack-related life disruption and child psychopathology in New York city public schoolchildren 6-months post-9/11. Journal of Clinical Child & Adolescent Psychology, 39(4), 460—469.
  9. Davis, K.S. & Dupper, D.R. (2004). Student-Teacher relationships. Journal of Human Behavior in the Social Environment, 9(1—2), 179—193.
  10. Deslandes, R. (1996). School-Family Collaboration: The Influence of Parenting Style and Parental Involvement on High School Success. (Doctoral thesis). Laval University, Canada.
  11. Deslandes, R. (2020). School-Family-Community Collaborations. Retrospective on what has been done and what has been learned. Volume 1. School-Family Relations. URL:    https://f1dfdbec-27a5-47d5-b7a8-627874ff492f. filesusr.com/ugd/791c53_55c4b2bc495541b79069dba6a9fa 7e03.pdf
  12. Doré-Côté, A. (2007). Relationship between the teacher’s interpersonal communication style, the caring relationship, the student’s commitment and the risk of dropping out of school in Secondary 3 students. Doctoral thesis. Quebec University at Trois-Rivières, Canada.
  13. Engeström, Y. (2015). Learning by expanding: An activity-theoretical approach to developmental research (2nd ed.). Cambridge,   Royaume-Uni:   Cambridge   University Press.
  14. Engeström, Y. & Sannino, A. (2013). Volition and transformative agency: theoretical perspective on activity. Revue internationale du CRIRES: Innover dans la tradition de Vygostsky, p. 8.
  15. Hawryluck, L., Gold, W.L., Robinson, S., Pogorski, S., Galea, S. & Styra, R. (2004). SARS control and psychological effects of quarantine, Toronto, Canada. Emerging Infectious Diseases, 10(7), 1206—1212.
  16. Liang, X. (2011). An analysis of the nature of classroom activities: A comparative study of an immersion English class and a non-immersion English class in the mainland of China. Frontiers of Education in China, 6(2), 310—330.
  17. Meeus, W. (2016). Adolescent psychosocial development: A review of longitudinal models and research. Developmental Psychology, 52(12), 1969—1993.
  18. Quebec Health Survey of High School Students 2016— 2017, Tome 2 and 3. https://www.qhshss.stat.gouv.qc.ca/
  19. Roorda, D.L., Jorgensen, T.D., & Koomen, H.M.Y. (2019). Different teachers, different relationships? Student- teacher relationships and engagement in secondary education. Learning and Individual Differences, 75, 1—12.
  20. Scales, P.C., Pekel, K., Sethi, J., Chamberlain, R. & Van Boekel, M. (2020). Academic year changes in student-teacher developmental relationships and their linkage to middle and high school students’ motivation: A mixed-methods study. Journal of Early Adolescence, 40(4), 499—536.
  21. Sprang, G., & Silman, M. (2013). Posttraumatic stress disorder in parents and youth after health-related disasters. Disaster Medicine and Public Health Preparedness, 7(1), 105— 110.
  22. Stark, E. (2019). Examining the role of motivation and learning strategies in student success in online versus face-to- face courses. Online Learning, 23(3), 234—251.
  23. Steinberg, L. (2014). Age of opportunity: Lessons from the new science of adolescence. Houghton Mifflin Harcourt.
  24. Tang, W., Lu, Y., & Xu, J. (2018). Post-traumatic stress disorder, anxiety and depression symptoms among adolescent earthquake victims: comorbidity and associated sleep-disturbing factors. Social Psychiatry and Psychiatric Epidemiology, 53, 1241—1251.
  25. Tobbell, J., & O’Donnell, V.L. (2013). The formation of interpersonal and learning relationships in the transition from primary to secondary school: Students, teachers and school context. International Journal of Educational Research, 59, 11—23.
  26. Turley, C., & Graham, C. (2019). Interaction, student satisfaction, and teacher time investment in online high school courses. Journal of Online Learning Research, 5(2), 169—198.
  27. Yu, M.V.B., Johnson, H.E., Deutsch, N.L. & Varga, S.M. (2018). “She calls me by my last name”: Exploring adolescent perceptions of positive teacher-student relationships. Journal of Adolescent Research, 33(3), 332—362.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2021 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License Репозиторий открытого доступа     Рейтинг репозиториев Webometrics

Яндекс.Метрика