В настоящей статье, которая носит дискуссионный характер, предпринята попытка рассмотреть проблему формирования понятий сквозь призму синтеза понятийного аппарата культурно-исторической теории Л.С. Выготского и системы понятий деятельностного подхода А.Н. Леонтьева. Идея связать одно с другим привела нас к теоретическому конструкту, который мы назвали понятие-деятельность (concept-activity): это диалектическое единство понятия и его генетической деятельности, т.е. систематизированных видов деятельности, в которых рождаются и обретают целенаправленность понятия. Используя категории воли и сознания, мы связываем научные понятия с действиями (понятия-действия), а житейские понятия — с операциями (понятия-операции). Объединение этих элементов позволяет рассматривать возникновение понятийного мышления как деятельность и обозначать это термином «понятие-деятельность». Иными словами, если научные понятия связаны с действиями, то, поскольку и те, и другие происходят из сознательного и произвольного, житейские понятия связаны с операциями, т.к. находятся в сфере не-сознательного и не-произвольного. В статье также обсуждается, каким образом категория понятия-деятельности обобщает переход между двумя формами понятий и какое значение это имеет применительно к формированию понятий.
Bakhurst D.
Reflections
on
activity theory. Educational Review, 2009. Vol. 61, no. 2, pp. 197—210.
DOI:10.1080/00131910902846916
Blunden A. Concepts: A critical approach, 2012. Koninklijke Brill NV.
Dafermos M. Activity theory: Theory and practice, 2015. In I. Parker (Ed.),
Handbook of critical psychology (pp. 261—270). Routledge.
Davydov V. V. Problems of developmental teaching: The experience of
theoretical and experimental psychology research, 1988. Vol. 30. M.E.
Sharpe.
Derry J. Vygotsky, Philosophy and Education, 2013. John Wiley & Sons.
DOI:10.1002/9781118368732
Engeström Y., Nummijoki J., Sannino A. Embodied Germ Cell at Work: Building
an Expansive Concept of Physical Mobility in Home Care. Mind, Culture, and
Activity, 2012. Vol.19, no. 3, pp. 287—309.
DOI:10.1080/10749039.2012.688177
Engeström Y., Sannino A. Concept Formation in the Wild. Mind, Culture, and
Activity, 2012. Vol.19, no. 3, pp.201— 206.
DOI:10.1080/10749039.2012.690813
Engeström Y., Pasanen A., Toiviainen H., Haavisto V. Expansive learning as
collaborative concept formation at work, 2005. In K. Yamazumi, Y. Engeström, H
Daniels (Eds.), New learning challenges: Going beyond the industrial age system
of school and work (pp. 47—77). Kansai University Press.
Fodor J. Concepts: Where cognitive science went wrong, 1998. Oxford
University Press.
Franks B. Sense Generation: A “Quasi-Classical” Approach to Concepts and
Concept Combination. Cognitive Science, 1995. Vol. 19, no. 4, pp. 441—505.
Greeno J. G. Learning in activity, 2005. In R.K. Sawyer (Ed.), The
Cambridge Handbook of the learning sciences (pp. 79—96). Cambridge University
Press.
Hjørland B. Concept theory. Journal of the American Society for Information
Science and Technology, 2009, Vol. 60, no. 8, pp. 1519—1536.
DOI:10.1002/asi.21082
13. Hutchins E. Cognition in the Wild, 1995. MIT Press.
Hutchins E. Concepts in practice as sources of order. Mind, Culture, and
Activity, 2012. Vol. 19, no. 3, pp. 314—323.
DOI:10.1080/10749039.2012.694006
Larrain A. Argumentation and concept development: The role of imagination.
European Journal of Psychology of Education, 2017. Vol. 32, no. 4, pp. 521—536.
DOI:10.1007/ s10212-016-0316-7
Larrain A., Haye A. A dialogical conception of concepts. Theory &
Psychology, 2014. Vol. 24, no. 4, pp. 459—478.
DOI:10.1177/0959354314538546
Leontiev A. The Problem of Activity in Psychology. Soviet Psychology, 1974.
Vol.13, no. 2, pp. 4—33. DOI:10.2753/ RPO1061-040513024
Leontiev A. The Assimilation of Scientific Concepts by Schoolchildren: A
Problem in Pedagogical Psychology. Journal of Russian and East European
Psychology, 1995. Vol. 33, no. 6, pp. 12—38.
DOI:10.2753/RPO1061-0405330612
Leontiev A. The genesis of activity. Journal of Russian & East European
Psychology, 2005. Vol. 43, no. 4, pp. 58—71.
Leontiev A. The development of mind, 2009. Marxists Internet Archive.
Leontiev A. Activity and consciousness, 2009. Marxists Internet
Archive.
Levant A. Two, three, many strands of activity theory! Educational Review,
2018. Vol. 70, no. 1, pp. 100—108. DOI:10 .1080/00131911.2018.1388619
Margolis E., Laurence S. The ontology of concepts— Abstract objects or
mental representations? Noûs, 2007. Vol. 41, no. 4, pp. 561—593.
Nersessian N. The Cognitive-Cultural Systems of the Research Laboratory.
Organization Studies, 2006. Vol. 27, no. 1, pp. 125—145.
DOI:10.1177/0170840606061842
Nersessian N. Engineering Concepts: The Interplay between Concept Formation
and Modeling Practices in Bioengineering Sciences. Mind, Culture, and Activity,
2012. Vol. 19, no. 3, pp. 222—239. DOI:10.1080/10749039.2012.68 8232
Roth W.-M. Conceiving concepts and conceptions: A cultural-historical
approach. Journal of Theoretical and Philosophical Psychology, 2011. Vol. 31,
no. 2, pp. 106—114. DOI:10.1037/a0023160
Roth W.-M. The Mathematics of Mathematics: thinking with the late Spinozist
Vygotsky, 2017. Sense Publishers
Sannino A. The principle of double stimulation: A path to volitional
action. Learning, Culture and Social Interaction, 2015. Vol. 6, pp. 1—15.
DOI:10.1016/j.lcsi.2015.01.001
Sannino A., Daniels H., Gutiérrez K.D. Learning and Expanding with Activity
Theory, 2009. Cambridge University Press.
Stetsenko A. Standing on the Shoulders of Giants A Balancing Act of
Dialectically Theorizing Conceptual Understanding on the Grounds of Vygotsky’s
Project, 2010. In W,-M. Roth (Ed.), Re/Structuring Science Education: ReUniting
Sociological and Psychological Perspectives (pp. 69—88). Springer.
DOI:10.1007/978-90-481-3996-5_6
Veresov N. Marxist and non-Marxist aspects of the cultural-historical
psychology of LS Vygotsky. Outlines. Critical Practice Studies, 2005. Vol. 7,
no. 1, pp. 31—49.
Vygotsky L. The Collected Works of L.S. Vygotsky. Problems of general
psychology, 1987. Vol. 1 (R.W. Rieber & A.S. Carton, Eds.; N. Minick,
Trans.). Plenum Press.
Vygotsky L. Развитие житейских и научных понятий в школьном возрасте
[Development of everyday and scientific concepts in school age children].
Психологическая Наука и Образование [Psychological Science and Education],
1996. Vol. 1, pp. 5—19.
Vygotsky L. The Collected Works of L.S. Vygotsky. Child psychology, 1998.
Vol. 5 (R.W. Rieber, Ed.; M.J. Hall, Trans.). Plenum Press.
Zinchenko V.P. Early stages in children’s cultural
development, 2011.
In M.
Hedegaard, A. Edwards, & M.
Fleer (Eds.), Motives in children’s development (pp. 63—76). Cambridge
University Press. DOI:10.1017/ CBO9781139049474.006