Соловьева Ю. кандидат психологических наук, руководитель магистерской программы по нейропсихологической диагностике и реабилитации, Автономный Университет г. Пуэбла, Пуэбла, Мексика ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5610-1474 e-mail: yulia.solovieva@correo.buap.mx
Кинтанар Л. кандидат психологических наук, научный сотрудник, преподаватель магистерской программы по нейропсихологической диагностике и реабилитации, факультет психологии, Автономный Университет г. Пуэбла, Пуэбла, Мексика ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9758-1467 e-mail: luis.quintanar@correo.buap.mx
Образовательная изоляция, как следствие глобальной пандемии, стала препятствием для руководства деятельностью детей дошкольного возраста на протяжении периода продолжительностью более года. Обязательное онлайн-обучение не включало коллективную игровую деятельность. Фактически, формат параллельных сессий (занятий) не применялся во многих государственных и частных дошкольных учреждениях Латинской Америки. Цель статьи — показать уникальный опыт организации дошкольным учреждением Мексики коллективных игровых занятий с использованием социальных ролей. Полученные в исследовании результаты свидетельствуют о необходимости модификации некоторых элементов структуры игровой деятельности, в частности, таких как средства и направленность деятельности. Для онлайн-игры использовались самые разные средства на конкретном, перцептивном и вербальном уровнях. Часть направленности действия была отделена от части реализации игры, чтобы гарантировать процесс коллективной игры. В работе обсуждаются положительные и отрицательные стороны организации сетевой игровой деятельности с социальными ролями. В заключении сделан вывод о необходимости глубокого анализа формата он-лайн обучения в контексте дошкольного детства.
Vigotsky L.S. Arte e imaginación en el desarrollo del niño. México: Akal.,
2003
Smirnova E. Cultural-historical play theory. In: T. Bruce, P. Hakarainen
& M. Bredikyte (Eds). Routledge International Handbook of Early Childhood
Play, 2017. pp. 46— 57. London: Taylor & Francis.
Elkonin D.B. Psykhologiya igry [Psychology of play]. Moscú: Vlados., 1999
(In Russ.).
Vigotsky L.S. Sobraniye Sochinenii [Slected Works. Tom 4]. Moscow:
Pedagogika., 1984 (In Russ.).
Leontiev A.N. Psikhologicheskie osnovi razvitia i obucheniye rebenka
[Psychological basis of child’s development and learning]. Moscow: Sense., 2009
(In Russ.).
Obukhova
L.F.
Detskaya
psykhologia
[ Child
Psychology]. Moscow: Superior Education., 2006 (In Russ.).
Solovieva Yu. & Garvis S. Vygotsky’s conception of preschool
development: play with orientation and narration. In: N. Veraksa & S.
Sheridan (Eds). Vygotsky’s Theory in Early Childhood Education and Research,
2018. pp. 8—14. London: EECERA. The Routledge, Taylor & Francis.
Solovieva Yu. & Quintanar L. Organization of playing activity at
preschool age. In: T. Bruce, P. Hakarainen & M. Bredikyte (Eds). The
Routledge International Handbook of Early Childhood Play, 2017. pp. 340—354.
London: Taylor & Francis.
Solovieva Yu. y Quintanar L. La metodología formativa en la psicología
histórico cultural. Madrid, GIUNTI-EOS., 2019
Solovieva Yu., Escotto A., Baltazar A. & Quintanar L. Conception of
Play Activity and its application in Mexico. In: T. Bruce, P. Hakarainen &
M. Bredikyte (Eds). The Routledge International Handbook of Early Childhood
Play, 2017. pp. 97— 107. London: Taylor & Francis.
Gayatri M. The implementation of early childhood education in tehe time of
COVID-19 Pandemic: A systematic review. Humanities and Social Sciences Reviews,
2020. Vol. 8, no. 6, pp. 46—54.
OMEP Executive
Committee. OMEP Position Paper:
Early Childhood Education and Care in the Time of COVID-19. International
Journal of Early Childhood, 2020. Vol. 52, no. 2, pp. 119—128.
Kim J. Learning and Teaching Online During Covid-19: Experiences of Student
Teachers in an Early Childhood Education Practicum. International Journal of
Early Childhood, 2020. Vol. 52, no. 2, pp. 145—158.
BrėdikytėM. The Act of Cultural Mediation in Children’s Play. Forum
Oświatowe, 2012. Vol. 2, no. 47, pp. 81—100.
Bredikyte M. & Hakkarainen P. Self-regulation and narrative
intervention in children’s play. In: T. Bruce, P. Hakarainen & M. Bredikyte
(Eds). The Routledge International Handbook of Early Childhood Play, 2017, pp.
246—258. London: Taylor & Francis.
Salmina N.G. La función semiótica y el desarrollo intelectual. En: Yu.
Solovieva & L. Quintanar (Eds). Antología del desarrollo psicológico del
niño en la edad preescolar, 2013, pp. 75—86. México, Trillas.
Leontiev A.N. Genesis of activity. In: A.N. Leontiev. Stanavleniye
Psykhologii deyatelnosti [Formation of psychology of activity]. 2003, pp.
373—385. Moscow: Sense. Serie: Living Classics. (In Russ.).
Talizina N.F. La teoría de la actividad aplicada a la enseñanza. México:
Universidad Autónoma de Puebla., 2019.
Solovieva Yu. & Quintanar L. La actividad de juego en la edad
preescolar. México: Trillas., 2016
Solovieva Yu. La importancia del juego en el marco del aprendizaje escolar
y el uso regulativo del lenguaje. En: V. Feld y M.F. Pighín (Eds.).
Neuropsicología del aprendizaje, 2020, pp. 93—110. Buenos Aires: Lugar el
Editorial.
Galperin P.Ya. Chetyri lektsii o psikhology [Four Lectures about
Psychology]. Moscow: Superior Education., 2000 (In Russ.).
Gonzáles C., & Solovieva Yu. Impacto de juego de roles sociales en la
formación de la función simbólica en preescolares. Revista de Psicología de la
Universidad de Antioquía, 2016. Vol. 8, no. 2. pp. 49—70.
Gonzáles C. Solovieva Yu. & Quintanar L. Actividad
reflexiva en
preescolares: perspectivas
psicológicas y educativas. Universitas Psychologica,
2011. Vol. 10, no. 2, pp. 423—440.
Solovieva Yu. & Gonzáles C. Indicadores de la adquisición de la función
simbólica en el nivel de acciones verbales en preescolares. Revista de la
Facultad de Medicina, 2016. Vol. 64, no. 2, pp. 257—265.
Solovieva Yu., Gonzáles C. & Quintanar L. Indicators of reflection
during acquisition of symbolic actions in Colombian preschool children.
Psychology in Russia: State of Art, 2015. Vol. 8, no. 2, pp. 61—72.
Kravtsov G.G. & Kravtsova E.E. Play in L.S. Vigotsky’s NonClassical
Psychology. Journal of Russian and East European Psychology, 2017. Vol. 48, no.
4, pp. 25—41.
Tomasello M. Los orígenes de la comunicación humana. Madrid: Katz
Editores., 2013
Bezrukikh M.M., Dubrovinskaya N.V & Farber D.A. Detskaya
pskhophysiologia [Child psychophysiology]. Moscú: Russian Academy of Education.
2005 (In Russ.).
Organisation
for
Economic
Cooperation and Development (OECD). (2020).
Strengthening online learning when schools are closed : The role of families
and teachers in supporting students during the COVID-19 crisis. Available
at:
https://www.oecd.org/coronavirus/ policy-responses/
strengthening-online-learning-when-schools-are-closed-the-role-of-families-and-teachers-in-supporting-students-during-the-covid-19-crisis-c4ecba6c/
Tarrant K., & Nagasawa M. New York Early Care and Education Survey :
Understanding the Impact of COVID-19 on New York Early Childhood System, 2020.
Available at:
https://read.oecd-ilibrary.org/view/?ref=136_136615-o13x4bkowa&title=Strengthening-online-learning-when-schools-are-closed
Veraksa N. & Sheridan S. Vygotsky’s Theory in Early Childhood Education
and Research. London: EECERA. The Routledge, Taylor & Francis., 2018
Krylova S.G. & Vodyakha Yu.Е. Actions with Virtual Objects on Touch
Screen Devices: Analysing the Perceptual Experience
of
Contemporary
Preschoolers. Кul’turno- istoricheskaya psikhologiya =
Cultural Historical Psychology, 2021. Vol. 17, no. 1, pp. 59—66.
Solovieva Yu. & Quintanar L. Efectos del confinamiento por la pandemia
COVID-2019 sobre el proceso de enseñanza- aprendizaje en los niveles básico y
medio en el estado de Puebla, 2020. Avalable at:
http://www.concytep.gob.mx/wp-content/uploads/2020/10/Efectos-del-confinamiento-sobre-el-proceso-de-ense%C3%B1anza-aprendizaje.pdf