Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 138Рубрики 53Авторы 10240Новости 1978Ключевые слова 5095 Подать рукописьRSS RSS
Культурно-историческая психология - №3 / 2021 | Перейти к описанию
Scopus
Web of Science СС

Включен в Web of Science СС (ESCI)

Включен в Scopus

Квартили журнала 2020

CiteScore : Q2
SNIP: Q3
SJR: Q3

Подробнее на scimagojr.com/

РИНЦ

Включен в Science Index

Входит в Ядро РИНЦ, Russian Science Citation Index

ВАК

CrossRef

Культурно-историческая психология

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1816-5435

ISSN (online): 2224-8935

DOI: https://doi.org/10.17759/chp

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2005 года

Периодичность: 4 номера в год

Доступ к электронным архивам: открытый

Аффилирован ISCAR

 

Освоение способов действия как интегральный показатель развития интеллектуальных способностей в обучении: к проблеме построения деятельностной диагностики способностей 88

|

Глазунова О.И.
кандидат психологических наук, генеральный директор, Общество с ограниченной ответственностью «Инновационная компания «Мыследеятельностная педагогика», Москва, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9882-6107
e-mail: obrantr@mail.ru

Громыко Ю.В.
доктор психологических наук, директор, Институт опережающих исследований «Управление человеческими ресурсами» им. Е.Л.Шифферса, Москва, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5943-8232
e-mail: yugromyko@gmail.com

Аннотация

В статье представлены результаты теоретического анализа в традиции деятельностного подхода и экспериментального мониторингового исследования развиваемых в образовании способностей. Теоретические выводы авторов состоят в том, что способность определяется индивидуальным присвоением культурного способа действия в совместной деятельности при решении учебной задачи. Сама же способность не тождественна выявляемому и реконструируемому способу действия, на который она опирается. Осваиваемые и формируемые в системе образования способности являются одним из ведущих механизмов, «протагонистами» развития человеческой субъективности. В статье представлены результаты проведенной мониторинговой диагностики способности понимания у школьников разных возрастных группах. Диагностика способности понимания рассматривается на основе освоения учащимися шести различных способов и техник понимания. Авторы утверждают, что комплексная деятельностная диагностика развития понимания наряду с диагностикой других способностей (рефлексии, теоретического мышления, взаимопонимания, целеполагания, самоопределения и др.) позволяет оценивать качество национального образования.

Ссылка для цитирования

Литература
  1. Акопова Э.С., Глазунова О.И., Громыко Ю.В. Диагностическая методика оценки способностей к проектированию деятельности в групповой работе «Периметр» // Психологическая наука и образование. 2020. Том 25. № 2. С. 5—18. DOI:10.17759/pse.2020250201
  2. Алексеев Н.Г. Философские основания рефлексивного подхода // Рефлексивный подход к психологическому обеспечению образования / Под ред. А.В. Карпова, И.Н. Семёнова, В.К. Солондаева. М.; Ярославль, 2004. С. 11—17.
  3. Алексеев Н.Г. Проектирование условий развития рефлексивного мышления: автореф. дисс. … д-ра психол. наук. М., 2002. 36 с.
  4. Берцфаи Л.В. Опыт построения методики диагностики учебной деятельности младших школьников // Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей: сб. науч. тр. / Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. М.: НИИОПП, 1981.
  5. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 2: Проблемы общей психологии / Под ред. В.В. Давыдова. М.: Педагогика, 1982. 504 с.
  6. Выготский Л.С. Собр. соч.: в 6 т. Т. 3: История развития высших психических функций. М., 1983. 368 с.
  7. Глазунова О.И. Методики диагностики уровня развития базовых способностей учащихся средней школы, разработанные на основе мыследеятельностного подхода // // Одаренные дети: диагностические методики / Ред. Л.Е. Курнешова. М.: Центр «Школьная книга», 2010. С. 62—80.
  8. Глазунова О.И. Диагностический мониторинг уровня развития базовых способностей учащихся средней школы // Вестник НИИ Инновационных стратегий развития общего образования. М.: Пушкинский институт, 2010—2011. С. 334—342.
  9. Глазунова О.И., Громыко Ю.В. О двух подходах к диагностике взаимодействий в совместной работе: от оценки взаимодействий в мониторинговых исследованиях PISA к деятельностному анализу сотрудничества в проектных командах // Психологическая наука и образование. 2019. Том 24. № 5. С. 58—70. DOI:10.17759/pse.2019240506
  10. Громыко Ю.В. Метод В.В. Давыдова. М.: Пушкинский институт, 2003. 416 с.
  11. Громыко Ю.В., Рубцов В.В., Марголис А.А. Школа как экосистема развивающихся детско-взрослых сообществ: деятельностный подход к проектированию школы будущего // Культурно-историческая психология. 2020. Том 16. № 1. DOI:10.17759/chp.2020160106
  12. Громыко Ю.В. Давыдов — основатель деятельностной практики образования // Психологическая наука и образование. 2020. Том 25. № 5. С. 5—18. DOI:10.17759/pse.2020250501
  13. Громыко Ю.В., Рубцов В.В. Цифровая платформа Школы будущего: Цифро-когнитивный подход в отличие от цифро-алгоритмического упрощения образования // Проектирование будущего. Проблемы цифровой реальности: труды 4-й Международной конференции (4—5 февраля 2021 г., Москва). М.: ИПМ имени М.В. Келдыша, 2021. С. 238—259. DOI:10.20948/future-2021-21
  14. Давыдов В.В. Анализ структуры мыслительного акта // Доклады Академии педагогических наук РСФСР. 1960. № 2.
  15. Давыдов В.В., Андронов В.П. Психологические условия происхождения идеальных действий // Вопросы психологии. 1979. № 5. С. 50—51.
  16. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М.: ИНТОР, 1996. 544 c.
  17. Давыдов В.В., Рубцов В.В., Крицкий А.Г. Психологические основы организации учебной деятельности, опосредствованной использованием компьютерных систем // Психологическая наука и образование. 1996. Том 1. № 2. С. 68—72.
  18. Дубровский В.Я. Структурная модель действия. 2013 [Электронный ресурс] // URL: https://gtmarket.ru/library/articles/6564 (дата обращения: 21.07.2021).
  19. Остин Дж. Л. Слово как действие // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. XVII. М., 1986. С. 22—129.
  20. Рубцов В.В., Гузман Р.Я. Психологическая характеристика способов организации совместной деятельности учащихся в процессе решения учебной задачи // Вопросы психологии. 1983. № 5. С. 48—58.
  21. Рубцов В.В., Агеев В.В., Давыдов В.В. Опробование как механизм построения совместных действий // Психологический журнал. 1985. № 4. С. 120—129.
  22. Рубцов В.В., Марголис А.А. Компьютер как средство моделирования предметных учебных сред // Информатика и народное образование. 1987. № 5. С. 8—13.
  23. Рубцов В.В. Социально-генетическая психология развивающего образования: деятельностный подход. М.: МГППУ, 2008. 416 с.
  24. Рубцов В.В. Два подхода к проблеме развития в контексте социальных взаимодействий: Л.С. Выготский vs Ж. Пиаже // Культурно-историческая психология. 2020. Том 16. № 3. С. 5—14. DOI:10.17759/chp.2020160302
  25. Семенов И.Н. Развитие жизнедеятельности В.П. Зинченко и его психологии рефлексирующего сознания и творческого акта // Культурно-историческая психология. 2011. Том 7. № 3. С. 5—11.
  26. Серль Дж.Р. Что такое речевой акт?; Косвенные речевые акты; Классификация речевых актов // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. XVII. М., 1986.
  27. Слободчиков В.И. Событийная образовательная общность — источник развития и субъект образования // Событийность в образовательной и педагогической деятельности: сб. статей. Вып. 1(43) / Под ред. Н.Б. Крыловой, М.Ю. Жилиной: науч. ред. серии Н.Б. Крылова. М., 2010.. С. 5—13.
  28. Хоружий С.С. Выготский, Флоренский и исихазм в проблеме формирования современной антропологической модели// Антропологические матрицы ХХ века. Л.С. Выготский — П.А. Флоренский: несостоявшийся диалог. Приглашение к диалогу / Концепция издания, общая редакция А.И. Олексенко. Научно-методологическая концепция проекта Ю.В. Громыко, А.А. Андрюшкова, О.И. Глазуновой, А.И. Олексенко. М.: Прогресс, 2007. С. 111—126
  29. Шулешко Е.Е. Понимание грамотности. О педагогическом решении проблем преемственности в начальном образовании детей от пяти до одиннадцати лет. Кн. первая: Условия успеха. Общая организация жизни детей и взрослых в детском саду и начальной школе вне занятий и на занятиях по разным родам деятельности. СПб.: Образовательные проекты, 2011. 287 с.
  30. Щедровицкий Г.П. Избранные труды. М.: Школа культурной политики, 1995. С. 759.
  31. Щедровицкий Г.П. Схема мыследеятельности — системно[1]структурное строение, смысл и содержание // Системные исследования: Ежегодник. Том 1986. М., 1987. C. 124—146.
  32. Agamben G. Creazione e anarchia (L’opera nell’eta della religione capitalista). Vicenza: Neri Pozza, 2017, 139 p. DOI:10.1515/arcadia-2018-0010
  33. Collaborative Problem Solving: Considerations for the National Assessment of Educational Progress.Authored by: Stephen M. Fiore, Art Graesser, Samuel Greiff, Patrick Griffin, Brian Gong, Patrick Kyllonen, Christine Massey, Harry O’Neil, Jim Pellegrino, Robert Rothman, Helen Soulé, Alina von Davier. April 2017 [Электронный ресурс]. URL: https://nces.ed.gov/nationsreportcard/pdf/researchcenter/collaborative_ problem_solving.pdf (дата обращения: 19.08.2019).
  34. PISA 2015 collaborative problem-solving framework july 2017 [Электронный ресурс]. URL: https://oecd.org/pisa/pisaproducts/Draft%20PISA%202015%20Collaborative%20PRoblem%20Solving%20 Framework%20.pdf (дата обращения: 19.08.2019).
 
Электронная редакция психологических журналов
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2022 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License Репозиторий открытого доступа     Рейтинг репозиториев Webometrics

Яндекс.Метрика