Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 141Рубрики 53Авторы 10506Новости 2002Ключевые слова 6178 Подать рукописьRSS RSS
Культурно-историческая психология - №1 / 2022 | Перейти к описанию
Scopus
Web of Science СС

Включен в Web of Science СС (ESCI)

Включен в Scopus

Квартили журнала 2021

CiteScore : Q1
SNIP: Q2
SJR: Q1

Подробнее на scimagojr.com/

РИНЦ

Включен в Science Index

Входит в Ядро РИНЦ, Russian Science Citation Index

ВАК

CrossRef

Культурно-историческая психология

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1816-5435

ISSN (online): 2224-8935

DOI: https://doi.org/10.17759/chp

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2005 года

Периодичность: 4 номера в год

Доступ к электронным архивам: открытый

Аффилирован ISCAR

 

Отношения поколений: представления современного ребенка младшего школьного возраста 87

|

Глозман Ж.М.
доктор психологических наук, профессор, ведущий научный сотрудник лаборатории нейропсихологии факультета психологии, МГУ им. Ломоносова, Москва, Россия
e-mail: Glozman@mail.ru

Наумова А.А.
магистр кафедры «Финансов и цен», финансовый факультет, Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, Москва, Россия

Аннотация

Работа направлена на изучение актуального отношения к стареющему человеку у поколения «цифрового детства» в сопоставлении с ожиданиями представителей поколения позднего возраста. Мы предположили, что, на фоне современных трансформаций межпоколенных традиций, можно ожидать признания потомками сохранение эталона поведения предков. Обследованы 284 жителей г. Петропавловск-Камчатский: 40 респондентов от 57 до 80 лет и 122 детско-родительских диад (дети от 8,2 до 9,6 лет, родители — от 27 до 61 года). На первом этапе у родителей с помощью авторской анкеты были получены данные, позволяющие представить их мнение о реальном состоянии взаимоотношений детей с прародителями и важности (не)участия бабушек/дедушек в воспитании внуков. На втором этапе анализ интервью в фокус-группах школьников и геронтологической выборке конкретизировал отношения к человеку позднего возраста и позволил независимым экспертам выделить релевантные категории (на основе контент-анализа). На третьем этапе исследовались варианты отражения(не)согласия старшего поколения с детскими суждениями. Результаты оценивались по шкале Лайкерта. Показано, что, несмотря на значимый выбор детского отношения как нейтрально-снисходительного сострадания, в диапазоне согласия ожидаемого отношения представлены детские варианты преемственности сохранения опыта обязательного и ценного поведения прародителей. Полученные данные акцентируют проблему признания уникальности опыта каждой поколенной группы как источника солидарности поколений и основы культурной адаптации к возрасту.

Ключевые слова: младшие школьники, цифровое детство, поздний возраст, эталон поведения, поведение, предки

Рубрика: Психология развития

Тип: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/chp.2022180109

Финансирование. Исследование выполнено при финансовой поддержке НИОКТРП Кам ГУ имени В. Беринга в рамках научного проекта АААА—А19—119072290002—9.

Благодарности. Авторы выражают благодарность сотрудникам «Центра развития личности и психолого-педагогической помощи населению» за сотрудничество и создание благоприятных условий для эксперимента.

Получена: 14.05.2021

Принята в печать: 01.03.2022

Ссылка для цитирования

Литература
  1. Амбарова П.А. Образовательные стратегии в структуре модели «успешного» старения [Электронный ресурс] // Материалы III международного форума «Cognitive Neuroscience—2020» (г. Екатеринург, 11—12 декабря 2020 г.). Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2021. С. 56—60. URL:https://elar.urfu.ru/handle/10995/95455 (дата обращения:10.04.2021).
  2. Барсуков В.Н., Шабунова А.А. Тренды изменения трудовой активности старшего поколения в условиях старения населения // Проблемы развития территории. 2018. № 4(96). С. 87—103. DOI:10.15838/ptd.2018.4.96.6
  3. Биггз С., Хаапала И. Долгая жизнь, взаимопонимание и эмпатия поколений / Пер. с англ. А.А. Ипатовой // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2016. № 2. С. 46—58. DOI:10.14515/monitoring.2016.2.03
  4. Буланова Д.Д. Роль старшего поколения в воспитании дошкольников // Научное отражение. 2017. № 4 (8). С. 9—11.
  5. Выготский Л.С. Психология развития человека. М.: Смысл; ЭКСМО, 2003. 1136 с.
  6. Горлин Ю.М., Ляшок В.Ю., Малева Т.М. Повышение пенсионного возраста: позитивные эффекты и вероятные риски // Экономическая политика. 2018. № 1. С. 148—179.
  7. Елютина М.Э., Чеканова Э.Е. Социальная геронтология. М.: ИНФРА, 2004. 157 с.
  8. Запорожец А.В. Избранные психологические труды. М.: Директ-Медиа, 2008. 1287 с.
  9. Краснова О.В. Роль бабушки: сравнительный анализ // Психология зрелости и старения. 2000. № 2. С. 89—114.
  10. Краснова О.В. Эйджизм в работе с пожилыми людьми // Психология старости и старения / Сост. О.В. Краснова, А.Г. Лидерс. М.: ACADEMA, 2003. С. 354—362.
  11. Кулик А.А. Специфика образа жизни людей, проживающих в сложных климатогеографических условиях // Вестник Кемеровского государственного университета. 2020. № 22(1). С. 139—151. DOI:10.21603/2078-8975-2020-22-1-139-151
  12. Наумова В.А. Диалог поколений: культурно-исторический подход // Материалы Первого международного симпозиума по культурно-исторической психологии «Актуальные проблемы культурно-исторической психологии» (г. Новосибирск, 17—19 ноября 2020 г.). Новосибирск: Из-во НГПУ, 2020. С. 45—57.
  13. Низамова А.Н. Активное долголетие и внешний вид: как теоретическая концепция регулирует самовосприятие в старшем возрасте? [Электронный ресурс] // Журнал исследований социальной политики. 2016. Том 14. № 4. С. 569—582. URL:https://jsps.hse.ru/issue/view/268 (дата обращения:10.04.2021).
  14. Пенсионная реформа в России [Электронный ресурс]. URL://http://pensiya.molodaja-semja.ru/reforma/ (дата обращения:10.04.2021).
  15. Поливанова К.Н. Детство в меняющемся мире // Современная зарубежная психология. 2016. Том 5. № 2. С. 5—10. DOI:10.17759/jmfp.2016050201
  16. Постникова М.И. Межпоколенные отношения в контексте культурно-исторической концепции // Мир науки, культуры, образования. 2010. № 4(23). С. 125—128.
  17. Смирнова Е.О., Смирнова С.Ю., Шеина Е.Г. Родительские стратегии в использовании детьми цифровых технологий // Современная зарубежная психология. 2019. Том 8. № 4. С. 79—87. DOI: 10.17759/ jmfp.2019080408
  18. Солдатова Г.У. Цифровая социализация в культурно-исторической парадигме: изменяющийся ребенок в изменяющемся мире // Социальная психология и общество. 2018. Том 9. № 3. С. 71—80. DOI: 10.17759/sps.2018090308
  19. Солдатова Г.У., Вишнева А.Е. Особенности развития когнитивной сферы у детей с разной онлайн активностью: есть ли золотая середина? // Консультативная психология и психотерапия. 2019. Том 27. № 3. С. 97—118. DOI: 10.17759/cpp.2019270307
  20. Старчикова М.В. Адаптивные стратегии лиц пожилого и старческого возраста в контексте межпоколенного взаимодействия // Известия Алтайского государственного университета. 2010. № 2(2). С. 127—130.
  21. Стрижицкая О.Ю., Петраш М.Д. Несемейные межпоколенные отношения: проблемы и перспективы // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология. 2019а. № 9(3). С. 243—253. DOI: 10.21638/spbu16.2019.302
  22. Стрижицкая О.Ю., Петраш М.Д. Методологические проблемы и подходы к эмпирическому исследованию межпоколенных отношений [Электронный ресурс] // Мир науки. Педагогика и психология. 2019б. № 6. URL:https://mir-nauki.com/PDF/108PSMN619.pdf (дата обращения:10.04.2021).
  23. Сыманюк Э.Э., Буковей Т.Д., Зеер Э.Ф. Трансвитальность как фактор преодоления кризиса утраты профессии // Материалы III международного форума «CognitiveNeuroscience — 2020» (г. Екатеринург, 11—12 декабря 2020 г.). Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2021. С. 88—91. URL: https://elar.urfu.ru/handle/10995/95463 (дата обращения:10.04.2021).
  24. Тайкова Л.В., Тайков С.М. Проблема межпоколенных отношений в современном обществе и семье // Вестник Новгородского государственного университета. 2015. № 5(88). C. 92—95. 
  25. Чернышкова Е.В. Визуальный образ старости в контексте современной жизни // Научные проблемы гуманитарных исследований. 2011. № 9. С. 288—293.
  26. Шарин В.И., Кулькова И.А. Влияние помощи старшего поколения на рождаемость в России // Народонаселение. 2019. № 2. С. 40—50. DOI:10.24411/1561-7785-2019-00014
  27. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах. М.: Институт практической психологии; Воронеж: НПО МОДЭК, 1995. 416 с.
  28. Этимологический онлайн-словарь русского языка М. Фасмера [Электронный ресурс]. URL: https://lexicography.online/etymology/vasmer/ (дата обращения:10.04.2021).
  29. Яфальян А.Ф. Эстетическое самовыражение детей в условиях межпоколенческого диалога // Педагогическое образование в России. 2017. № 12. С. 80—86.
  30. Flamion A., Missotten P., Jennotte L., Hody N., Adam S. Old Age-Related Stereotypes of Preschool Children. Front. Psychol. 2020. Vol. 11. P. 807. DOI:10.3389/fpsyg.2020.00807
  31. Flamion A., Missotten P., Marquet M., Adam S. The influence of contacts with grandparents on the views of children and adolescents on the elderly. Child of Dev. 2019. Vol. 90(4). P. 1155—1169. DOI:10.1111/cdev.12992
  32. Hsieh H.F., Shannon S.E. Three Approaches to Qualitative Content Analysis // Qualitative Health Research. 2005. Vol. 15(9). P. 1277—1288. DOI:10.1177/1049732305276687
  33. Levy B.R, Myers L.M. Preventive health behaviors influenced by self-assessment of aging. Preventive medicine. 2004. Vol. 39(3). P. 625. DOI: 10.1016/j.ypmed.2004.02.029.
  34. Levy B.R. The embodiment of the stereotype: A psychosocial approach to aging. Current trends in psychological Science. 2009. Vol. 18(6). P. 332—336. DOI:10.1111/j.1467—8721.2009.01662.x.
  35. Mendonsa J., Marquez S., Abrams D. Children's attitudes toward the elderly: Current and future directions. In: Ayalon L., Tesch-Römer C. (eds) Contemporary Perspectives on Ageism. International Perspectives on Aging. 2018. Vol. 19. P. 517—548. DOI:10.1007/978-3-319-73820-8_30
  36. Naumova V.A., Glozman J.M. Representations of old age in childhood // Lurian Journal. 2021. Vol. 2 (1).  P. 63—79. DOI:10.15826/Lurian.2021.2.1.4
  37. Rowe J.W., Kahn R.L. Successful aging // The Gerontologist. 1997. Vol. 37(4). P. 433—440. DOI:10.1093/geront/37.4.433
  38. Strizhitskaya O. Aging in Russia // The Gerontologist. 2016. Vol. 56(5). P. 795—799 DOI:10.1093/geront/gnw007
  39. Tornstam L. Gerotranscendence. A Developmental Theory of Positive Aging. New York: Springer, 2005. 226 p. URL: http://repositorii.urindo.ac.id/repository2/files/original/94bf151af9fff10ee512fe9032b10e5536cb401a.pdf (дата обращения: 10.04.2021).
  40. Vauclair C.M., Rodrigues R.В., Marques S., Esteves C.S., Cunha F., Gerardo F. Doddering but deareven in the eyes of young children? Age stereotyping and prejudice in childhood and adolescence // Int. J. Psychol. 2018. Vol. 53. P. 63—70. DOI:10.1002/ijop.12430
 
Электронная редакция психологических журналов
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2022 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License Репозиторий открытого доступа     Рейтинг репозиториев Webometrics

Яндекс.Метрика