Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 148Рубрики 53Авторы 10660Новости 2030Ключевые слова 6329 Подать рукописьRSS RSS
Культурно-историческая психология - №2 / 2022 | Перейти к описанию
Scopus
Web of Science СС

Включен в Web of Science СС (ESCI)

Включен в Scopus

Квартили журнала 2021

CiteScore : Q1
SNIP: Q2
SJR: Q1

Подробнее на scimagojr.com/

РИНЦ

Включен в Science Index

Входит в Ядро РИНЦ, Russian Science Citation Index

ВАК

CrossRef

Культурно-историческая психология

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1816-5435

ISSN (online): 2224-8935

DOI: https://doi.org/10.17759/chp

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2005 года

Периодичность: 4 номера в год

Доступ к электронным архивам: открытый

Аффилирован ISCAR

 

Развитие морального сознания у детей старшего дошкольного возраста посредством проблемно-противоречивых ситуаций 104

Чернокова Т.Е.
кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии, Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова (ФГАОУ ВО «САФУ»), филиал в г. Северодвинске, гуманитарный институт, Северодвинск, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0001-6033-027X
e-mail: tattyana-chernokova@yandex.ru

Гуляева А.Л.
педагог-психолог, МАОУ «СОШ № 12», структурное подразделение «Детский сад № 65 “Якорек”», Северодвинск, Россия
e-mail: azureair@list.ru

Аннотация

Проблема развития морального сознания у детей дошкольного возраста приобретает особое значение в связи с неопределенностью ценностных ориентиров в современном обществе. Актуальность темы определяется дефицитом инструментов для развивающей работы с детьми. Цель исследования — изучить возможности использования проблемно-противоречивых ситуаций в работе, направленной на развитие морального сознания у детей старшего дошкольного возраста. В исследовании принимали участие 40 детей 6—7 лет. Для изучения структуры морального сознания у детей использовалась методика Т.В. Авдуловой. Результаты констатирующего этапа показали разную степень сформированности компонентов морального сознания у обследованных дошкольников: наиболее сформирован эмоциональный компонент, наименее сформирован поведенческий компонент. Из 5 моральных норм (помощи, щедрости, честности, послушания, сопереживания) наиболее освоенными детьми оказались нормы помощи и щедрости. На формирующем этапе проверялась гипотеза о том, что продуктивным средством развития морального сознания дошкольников являются проблемно-противоречивые ситуации. Результаты контрольного этапа свидетельствуют о позитивной динамике всех компонентов морального сознания детей (U = 35; R = 0,67; P = 0,00005). Условиями применения проблемно-противоречивых ситуаций с целью развития морального сознания у детей старшего дошкольного возраста являются: разработка моральных дилемм, неизвестным в которых является цель, условия или способ действия, близких к опыту ребенка; включение проблемно-противоречивых ситуаций в разные виды деятельности детей; выстраивание последовательности занятий в соответствии со степенью освоенности моральных норм; использование при разрешении каждой проблемно-противоречивой ситуации алгоритма, позволяющего прийти к продуктивному решению, опосредствующему противоположные варианты.

Ссылка для цитирования

Литература
  1. Авдулова Т.П., Аксенова Е.Г., Захарова Т.Н. Диагностика и развитие моральной компетентности личности дошкольника: психолого-педагогическая служба сопровождения ребенка: метод. пособие. М.: Владос. 2014. 127 с.
  2. Байковская Н.А. Развитие идеи Л. Кольберга о межкультурной универсальности становления моральных суждений в современных исследованиях // Психологическая наука и образование. 2013. № 2. C. 190—202.
  3. Белолуцкая А.К., Ле-ван Т.Н., Холодова О.Л. Особенности взаимодействия педагогов с детьми дошкольного возраста при разрешении этически противоречивых ситуаций: результаты пилотного исследования // Современное дошкольное образование. 2018. № 4(86). С. 4—17. DOI:10.244 11/1997-9657-2018-00013
  4. Веракса А.Н. Развитие отношений межличностной значимости в дошкольном возрасте // Социально-психологические проблемы образования. Вопросы теории и практики: сб. науч. трудов. Вып. 4. Ч. II / Под ред. М.Ю. Кондратьева. М.: МГППУ, 2006. С. 4—19.
  5. Веракса Н.Е. Диалектическое мышление: логика и психология // Культурно-историческая психология. 2019. Том. 15. № 3. С. 4—12. DOI:10.17759/chp. 2019150301
  6. Веракса Н.Е., Гаврилова М.Н., Белолуцкая А.К., Тарасова К.С. Эмоциональное и когнитивное развитие детей дошкольного возраста: анализ исследований с позиции структурно-диалектического подхода // Сибирский психологический журнал. 2020. № 75. С. 115—143. DOI:10.17223/17267080/75/7
  7. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: АСТ; Астель; Люкс, 2005. 671 с.
  8. Голоюс Е.А. Исследование развития нравственного сознания у детей дошкольного возраста // Известия ПГПУ имени В.Г. Белинского. 2012. № 28. С. 1188—1193.
  9. Заикин В.А. Современные тенденции развития психологии морали: социально-психологический взгляд [Электронный ресурс] // Психологические исследования. 2012. Том 5. № 21. С. 9. URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 15.05.2021).
  10. Захарова В.А. Классификация методов нравственного воспитания младших школьников // Гуманитарные исследования. Педагогика и психология. 2021. № 5. С. 46—59.
  11. Ким И.О. Понятие моральных представлений в отечественной и зарубежной психологии // Вестник Череповецкого государственного университета. Серия: Психологические науки. 2012. № 4(44). С. 146—150.
  12. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М.: Директ-Медиа, 2014. 274 с.
  13. Молчанов С.В. Мораль справедливости и мораль заботы: зарубежные и отечественные подходы к моральному развитию // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2011. № 2. С. 59—72.
  14. Муратова А.А., Моисеева А.Н. Нравственное воспитание детей дошкольного возраста // Вопросы педагогики. 2019. № 9-1. С. 76—80.
  15. Пиаже Ж. Моральное суждение у ребенка: пер. с фр. М.: Академический Проект. 2006. 480 с.
  16. Попова Р.Р., Баянова Л.Ф., Веракса А.Н., Кочеткова Е.А. Психологические особенности распознавания эмоций у дошкольников при разном уровне культурной конгруэнтности [Электронный ресурс] // Психологические исследования. 2018. Том 11. № 61. С. 6. URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 03.05.2021).
  17. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. № 1155 Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_154637 (дата обращения 16.04.2019).
  18. Саламова Э.Х. Нравственное воспитание ребенка в дошкольном возрасте // Вестник научной мысли. 2021. № 6. С. 902—904.
  19. Смирнова Е.О., Холмогорова В.М. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция. М.: Владос. 2005. 158 с.
  20. Сурова И.В. Моральное сознание детей и его исследования в психологии // Психологическая наука и образование. 2008. № 5. С. 47—56.
  21. Чудина Н.В. Решение противоречивых социальных задач детьми дошкольного возраста // Вестник МГПУ. Серия: Педагогика и психология. 2011. № 2(16). С. 93—99.
  22. Шиян О.А. Развитие творческого мышления. Работаем по сказке. М.: Мозаика-синтез. 2012. 97 с.
  23. Шиян О.А. Как дошкольники разрешают противоречивые социальные ситуации? // Современное дошкольное образование. Теория и практика. 2008. № 1. С. 38—44.
  24. Шиян О.А. Образовательный проект «Превращения»: возможности развития творческого (диалектического) мышления ребенка в детском саду// Современное дошкольное образование. Теория и практика. 2016. № 7. С. 58—69.
  25. Colliver Ye., Veraksa N. The aim of the game: A pedagogical tool to support young children’s learning through play Learning // Culture and Social Interaction. 2019. Vol. 21. P. 296—310. DOI:10.1016/j.lcsi.2019.03.001
  26. Eisenberg N., Fabes R. A., Spinrad T. L. Prosocial development // Handbook of child psychology. Vol. 3: Social, emotional, and personality development / N. Eisenberg, W. Damon, R. M. Lerner (eds.). New York: Wiley. 2006. P. 646—718. DOI:10.1002/9780470147658.chpsy0311
  27. Padilla-Walker L.M., Carlo G. Prosocial Development: A multidimensional approach. New York: Oxford University Press, 2014. 474 p.
  28. Veraksa N., Belolutskaya A., Vorobyeva I., Krasheninnikov E., Rachkova E., Shiyan I., Shiyan O. Structural dialectical approach in psychology: problems and research results // Psychology in Russia: State of the Art. 2013. № 6(2). P. 65—77. DOI:10.11621/pir.2013.0206
  29. Volling B.L., Mahoney A., Rauer A.J. Sanctification of Parenting, Moral Socialization, and Young Children’s Conscience Development // Psychology of Religion and Spirituality. 2009. Vol. 1. № 1. P. 53—68. DOI:10.1037/a0014958
 
Электронная редакция психологических журналов
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2022 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License Репозиторий открытого доступа     Рейтинг репозиториев Webometrics

Яндекс.Метрика