Нейропсихологические и электрофизиологические профили у подростков с СДВГ: качественный подход

212

Аннотация

Последние исследования нейропсихологических и электрофизиологических характеристик в онтогенезе показывают, что, по всей видимости, не существует одного-единственного паттерна дефицита внимания в изолированном виде. В настоящей работе мы применили качественный подход культурно-исторической нейропсихологии, разработанный А.Р. Лурия, чтобы определить функциональные факторы, лежащие в основе синдрома дефицита внимания и гиперактивности в подростковом возрасте. В исследовании приняли участие 20 подростков: 10 испытуемых с СДВГ и 10 испытуемых в контрольной группе. Мы использовали метод анализа нейропсихологического синдрома для определения функционального состояния нейропсихологических факторов мозга в соответствии с результатами нейропсихологической и электрофизиологической качественной диагностики. Мы также использовали метод электроэнцефалографии в сочетании с визуальными методами, чтобы оценить функциональное состояние кортикальных и субкортикальных мозговых структур. Результаты проведенного качественного анализа данных подтверждают существование очень разных клинических картин у подростков с СДВГ с точки зрения нейропсихологических и электрофизиологических характеристик. Похоже, имеет место не какой-то уникальный, отдельно взятый паттерн, а скорее диффузное участие субкортикальной регуляции на разных уровнях. Таким образом, СДВГ представляет собой не единую клиническую картину, а целый ряд нейропсихологических профилей. Качественный анализ синдромов с точки зрения культурно-исторического подхода подсказывает, что необходима разработка индивидуального подхода к определению функциональных механизмов мозга в каждом конкретном случае.

Общая информация

Ключевые слова: СДВГ, нейропсихологическая диагностика, ЭЭГ, А.Р. Лурия

Рубрика издания: Специальная психология

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/chp.2022180204

Финансирование. Данное исследование выполнено при финансовой поддержке Национального совета по науке и технологиям (CONACYT) — Мексика (проект № 819641/620990).

Благодарности. Авторы выражают благодарность всем подросткам, принявшим участие в исследовании.

Получена: 11.12.2020

Принята в печать:

Для цитаты: Сото Г., Соловьева Ю., Пелайо Г., Ривас Х., Мачинская Р.И., Кинтанар Л., Хазин И. Нейропсихологические и электрофизиологические профили у подростков с СДВГ: качественный подход // Культурно-историческая психология. 2022. Том 18. № 2. С. 32–44. DOI: 10.17759/chp.2022180204

Литература

  1. American Psychological Association. Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders, DSM-5 (fifth edit). Washington, DC: American Psychiatric Publishing, 2013.
  2. Ardila A., Akhutina T.V., Mikadze Y.V. A.R. Luria’s contribution to studies of the brain organization of language. Neurology, Neuropsychiatry, Psychosomatics, 2020. Vol. 12, no. 1, pp. 4—12. DOI:10.14412/2074-2711-2020-1-4-12
  3. Barkley R.A. Attention-Deficit Hyperactivity Disorder. Scientific American, 1998. Vol. 279, no. 3, pp. 66—71. DOI:10.1038/scientificamerican0998-66
  4. Barkley R.A. Attention deficit/hyperactivity disorder: A Handbook for diagnosis and treatment. Guilford Press, 2006.
  5. Benzing V., Schmidt M. Cognitively and physically demanding exergaming to improve executive functions of children with attention deficit hyperactivity disorder: A randomised clinical trial. BMC Pediatrics, 2017. Vol. 17, no. 1, pp. 1—8. DOI:10.1186/s12887-016-0757-9
  6. Bonilla-Sánchez M.R., Anguiano G.G., García F.M., Ramírez A.R. Neuropsychological Performance of Adolescents with High and Low School Performance. Psychology, 2018. Vol. 9, pp. 2768—2781. DOI:10.4236/psych.2018.913159
  7. Farber D.A., Machinskaya R.I., Kurganskii A.V., Petrenko N.E. Functional Organization of the Brain during Preparation for Recognition of Image Fragments. Neuroscience and Behavioral Physiology, 2015. Vol. 45, no. 9, pp. 1055—1062. DOI:10.1007/s11055-015-0185-6
  8. Glozman J.M., Shevchenko I.A. Executive function in children with ADHD. Psychology & Neuroscience, 2014. Vol. 7, no. 4, pp. 453—460. DOI:10.3922/j.psns.2014.4.04
  9. Hoogman M., Bralten J., Hibar D.P., Mennes M., Zwiers, M.P., Schweren, L.S.J., van Hulzen K.J.E., Medland S.E, Shumskaya E., Jahanshad N., Zeeuw P., Szekely E., Sudre G., Wolfers T., Onnink A.M.H., Dammers J.T., Mostert J.C., Vives-Gilabert Y., Kohls G., … Franke, B. Subcortical brain volume differences in participants with attention deficit hyperactivity disorder in children and adults: a cross-sectional mega-analysis. The Lancet Psychiatry, 2017. Vol. 4, no. 4, pp. 310—319. DOI:10.1016/S2215-0366(17)30049-4
  10. Huges J. R. The EEG in Clinical Practice. Boston: Butterworths-Heinemann, 1994.
  11. Kosse R.C., Bouvy, M.L., Philbert, D., de Vries, T.W., Koster, E.S. Attention-Deficit/Hyperactivity Disorder Medication Use in Adolescents: The Patient’s Perspective. Journal of Adolescent Health, 2017. Vol. 61, no. 5, pp. 619—625. DOI:10.1016/j.jadohealth.2017.05.027
  12. Koutsoklenis A., Honkasilta J., Brunila K. Reviewing and reframing the influence of relative age on ADHD diagnosis: beyond individual psycho(patho)logy. Pedagogy, Culture & Society, 2019. Vol, 00, no. 00, pp. 1—17. DOI:10.1080/14681366.2019.1624599
  13. Liu C.-Y., Asherson P., Viding E., Greven C.U., Pingault, J.-B. Early Predictors of De Novo and Subthreshold Late-Onset ADHD in a Child and Adolescent Cohort. Journal of Attention Disorders, 2021. Vol. 25, no. 9, pp. 1240—1250. DOI:10.1177/1087054719892888
  14. Luna-Villanueva B., Solovieva Y., Lázaro-García E., Quintanar L. Clinical features of brain activation deficit in children. Revista de La Facultad de Medicina, 2017. Vol. 65, no. 3, pp. 417—423. DOI:10.15446/revfacmed.v65n3.57057
  15. Luria A.R. Dynamic approach to the mental development of the abnormal child. Journal of Mental Deficiency Research, 1958. Vol. 2, pp. 27—52.
  16. Luria A.R. Human brain and psychological processes. New York: Harper & Row, 1966.
  17. Luria A.R. The working brain an introduction to neuropsychology. New York: Penguin Books, 1973.
  18. Luria A.R., Artemeva E.Y. Two Approaches to an Evaluation of the Reliability of Psychological Investigations (Reliability of a Fact and Syndrome Analysis). Soviet Psychology, 1970. Vol. 8, no. 3—4, pp. 271—282. DOI:10.2753/RPO1061-0405080304271
  19. Luria A.R., Majovski L.V. Basic approaches used in American and Soviet clinical neuropsychology. American Psychologist, 1977. Vol. 32, no. 11, pp. 959—968. DOI:10.1037/0003-066X.32.11.959.
  20. Machinskaya R.I., Lukashevich I.P., Fishman M.N. Dynamics of brain electrical activity in 5- to 8-year-old normal children and children with learning difficulties. Human Physiology, 1997. Vol. 23, no. 5, pp. 517—522.
  21. Machinskaya R.I., Semenova O.A. Peculiarities of formation of the cognitive functions in junior school children with different maturity of regulatory brain systems. Journal of Evolutionary Biochemistry and Physiology, 2004. Vol. 40, no. 5, pp. 528—538. DOI:10.1007/s10893-005-0009-3
  22. Machinskaya R.I., Zakharova M.N., Lomakina D.I. Brain Regulatory Functions in Adolescents with Signs of Deviant Behavior. An Interdisciplinary Analysis. Human Physiology, 2020. Vol. 46, no. 3, pp. 264—280. DOI:10.1134/S036211972003011
  23. Machinskaya R.I., Semenova O.A., Absatova K.A., Sugrobova, G.A. Neurophysiological factors associated with cognitive deficits in children with ADHD symptoms: EEG and neuropsychological analysis. Psychology & Neuroscience, 2014. Vol. 7, no. 4, pp. 461—473. DOI:10.3922/j.psns.2014.4.05
  24. Mikadze Y.V., Ardila A., Akhutina T.V. A.R. Luria’s Approach to Neuropsychological Assessment and Rehabilitation. Archives of Clinical Neuropsychology, 2019. Vol. 34, no. 6, pp. 795—802. DOI:10.1093/arclin/acy095
  25. Monchi O., Petrides M., Strafella A.P., Worsley K.J., Doyon J. Functional role of the basal ganglia in the planning and execution of actions. Annals of Neurology, 2006. Vol. 59, no. 2, pp. 257—264. DOI:10.1002/ana.20742
  26. Nakajima M., Halassa M.M. Thalamic control of functional cortical connectivity. Current Opinion in Neurobiology, 2017. Vol. 44, pp. 127—131. DOI:10.1016/j.conb.2017.04.001
  27. Ochoa M.F., Quintanar L. Effects of neuropsychological intervention in a child with functional deficit in programming and control. KnE Life Sciences, The Fifth International Luria Memorial Congress «Lurian Approach in International Psychological Science», 2018, pp. 660—671. DOI:10.18502/kls.v4i8.3324
  28. Pastor P.N., Reuben, C.A. Diagnosed attention deficit hyperactivity disorder and learning disability: United States, 2004-2006. Vital Health Stat, 2008. Vol. 10., no. 237, pp. 1—14.
  29. Quintanar L., Solovieva Y. Evaluación neuropsicológica breve de adultos. Puebla: Colección de pruebas neuropsicológicas Universidad Autónoma de Puebla (BUAP), 2013.
  30. Sanislow C.A. Updating the Research Domain Criteria. World Psychiatry, 2016. Vol. 15, no. 3, pp. 222—223. DOI:10.1002/wps.20374
  31. Solovieva Y., Machinskaya R., Quintanar L., Bonilla R., Pelayo, H. Neuropsicología y electrofisiología del TDAH en la edad preescolar. Puebla: Imprenta Angelópolis, 2013.
  32. Solovieva Y., Pelayo H., Méndez I., Machinskaya R., Morán G. Correlación de análisis neuropsicológico y electroencefalográfico en escolares con diagnóstico de TDAH. Revista de Neurobiología, 2016. Vol. 7, no. 15, pp. 1—15.
  33. Solovieva Y., Quintanar L. Evaluación neuropsicológica infantil breve Puebla (ENIB-Puebla). Puebla: Colección de pruebas neuropsicológicas Universidad Autónoma de Puebla (BUAP), 2017.
  34. Solovieva Y., Quintanar L., Machinskaya R.I. A Qualitative Syndromic Analysis of ADHD: Interdisciplinary Neuropsychological and Neurophysiological Approach. In J.M. Glozman (Ed.), Understanding children with attention deficit hiperactivity disorder (ADHD) (pp. 141—176). New York: NOVA, 2020.
  35. Solovieva Y., Rivas X., Méndez-Balbuena I., Machinskaya R., Pelayo-González H.J. Neuropsychology and electroencephalography to study attention deficit hyperactivity disorder. Revista de La Facultad de Medicina, 2016. Vol. 64, no. 3, pp. 427. DOI:10.15446/revfacmed.v64n3.54924
  36. Solovieva Y., Rojas L.Q., Akhutina T., Hazin I. Historical-Cultural Neuropsychology: a systemic and integral approach of psychological functions and their cerebral bases. Estudos de Psicologia, 2019. Vol. 24, no. 1, pp. 65—75. DOI:10.22491/1678-4669.20190008
  37. Solovieva Y., Torrado D.O.E., Maravilla R.L., Rivas Z.X. Análisis neuropsicológico diferencial en dos casos diagnosticados con TDAH. Informes Psicológicos, 2017. Vol. 17, no. 1, pp. 121—141. DOI:10.18566/infpsic.v17n1a07
  38. Thomas R., Sanders S., Doust J., Beller E., Glasziou P. Prevalence of Attention-Deficit/Hyperactivity Disorder: A Systematic Review and Meta-analysis. PEDIATRICS, 2015. Vol. 135, no. 4, pp. e994—e1001. DOI:10.1542/peds.2014-3482
  39. Thome J., Ehlis A.C., Fallgatter A.J., Krauel K., Lange K.W., Riederer P., Romanos M., Taurines R., Tucha O., Uzbekov M., Gerlach M. Biomarkers for attention-deficit/hyperactivity disorder (ADHD). A consensus report of the WFSBP task force on biological markers and the World Federation of ADHD. The World Journal of Biological Psychiatry, 2012. Vol. 13, no. 5, pp. 379—400. DOI:10.3109/15622975.2012.690535
  40. Wang T., Liu K., Li Z., Xu Y., Liu Y., Shi W., Chen L. Prevalence of attention deficit/hyperactivity disorder among children and adolescents in China: a systematic review and meta-analysis. BMC Psychiatry, 2017. Vol. 17, no. 1, pp. 17—32. DOI:10.1186/s12888-016-1187-9
  41. Xomskaya E. El problema de los factores en la neuropsicología. Revista Española de Neuropsicología, 2002. Vol. 4, no. 2—3, pp. 151—167. Available at: https://dialnet.unirioja.es/servlet/articulo?codigo=2011227
  42. Vigotski L.S. Acerca dos processos compensatórios no desenvolvimento da criança mentalmente atrasada. Educação e Pesquisa, 2018. Vol. 44, no. e44003001, pp. 1—22. DOI:10.1590/s1678-4634201844003001

Информация об авторах

Сото Гензель, аспирант, факультет психологии, Федеральный университет Риу-Гранди-ду-Норти, Бразилия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-6536-1585, e-mail: hanselsh@ufrn.edu.br

Соловьева Юлия, кандидат психологических наук, руководитель магистерской программы по нейропсихологической диагностике и реабилитации, Автономный Университет г. Пуэбла, Пуэбла, Мексика, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5610-1474, e-mail: yulia.solovieva@correo.buap.mx

Пелайо Гектор, PhD, профессор, факультет психологии, Автономный университет Пуэблы, Мексика, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3543-8929, e-mail: hecpe@hotmail.com

Ривас Хаман, магистр нейропсихологической диагностики и реабилитации, нейрофизиолог, Госпиталь Чолулы, Мексика, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1451-4910, e-mail: xaman.rivas@live.com.mx

Мачинская Регина Ильинична, доктор биологических наук, профессор, заведующая лабораторией нейрофизиологии когнитивной деятельности, Институт возрастной физиологии РАО, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5846-384X, e-mail: reginamachinskaya@gmail.com

Кинтанар Луис, кандидат психологических наук, научный сотрудник, преподаватель магистерской программы по нейропсихологической диагностике и реабилитации, факультет психологии, Автономный Университет г. Пуэбла, Пуэбла, Мексика, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9758-1467, e-mail: luis.quintanar@correo.buap.mx

Хазин Изабель, PhD, профессор, факультет психологии, Федеральный университет Риу-Гранди-ду-Норти, Бразилия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4045-8628, e-mail: izabel.hazin@gmail.com

Метрики

Просмотров

Всего: 538
В прошлом месяце: 25
В текущем месяце: 19

Скачиваний

Всего: 212
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 8