О вкладе в детскую психологию Е.О. Смирновой

66

Общая информация

Тип материала: персоналии

Для цитаты: Собкин В.С. О вкладе в детскую психологию Е.О. Смирновой // Культурно-историческая психология. 2022. Том 18. № 3.

Фрагмент статьи

Елена Олеговна Смирнова (01.11.1947 — 03.02.2020) — советский и российский психолог, специалист в области возрастной психологии. Доктор психологических наук (1992), профессор (2003).

В 1971 окончила факультет психологии Московского государственного университета. После окончания университета поступила на работу в Институт психологии АПН РСФСР в Лабораторию психологии детей раннего и дошкольного возраста, которой заведовала М.И. Лисина. Под ее руководством в 1977 году Еленой Олеговной была защищена кандидатская диссертация на тему «Влияние общения со взрослым на эффективность обучения дошкольников». После смерти М.И. Лисиной она возглавила лабораторию, где, продолжая и развивая научные традиции коллектива, активно разрабатывает проблемы развития общения детей со взрослыми и сверстниками. В 1992 году Елена Олеговна защитила докторскую диссертацию на тему «Условия и предпосылки становления произвольного поведения детей», в основе которой лежит теоретическое различение понятий воли и произвольности и экспериментальное изучение роли взрослого в становлении произвольного поведения ребенка.

Полный текст

Выпуск посвящается 75-летию Елены Олеговны Смирновой

Елена Олеговна Смирнова (01.11.1947 — 03.02.2020) — советский и российский психолог, специалист в области возрастной психологии. Доктор психологических наук (1992), профессор (2003).

В 1971 окончила факультет психологии Московского государственного университета. После окончания университета поступила на работу в Институт психологии АПН РСФСР в Лабораторию психологии детей раннего и дошкольного возраста, которой заведовала М.И. Лисина. Под ее руководством в 1977 году Еленой Олеговной была защищена кандидатская диссертация на тему «Влияние общения со взрослым на эффективность обучения дошкольников». После смерти М.И. Лисиной она возглавила лабораторию, где, продолжая и развивая научные традиции коллектива, активно разрабатывает проблемы развития общения детей со взрослыми и сверстниками. В 1992 году Елена Олеговна защитила докторскую диссертацию на тему «Условия и предпосылки становления произвольного поведения детей», в основе которой лежит теоретическое различение понятий воли и произвольности и экспериментальное изучение роли взрослого в становлении произвольного поведения ребенка.

В течение ряда лет Елена Олеговна являлась руководителем научно-практического эксперимента по разработке новых форм педагогической работы с детьми раннего возраста, осуществляемого при поддержке Московского комитета по образованию. Под её руководством была разработана инновационная комплексная программа воспитания и развития детей раннего возраста «Первые шаги», направленная на поддержку становления личности ребенка.

Особое внимание в своих исследованиях Елена Олеговна уделяла проблемам становления самосознания и нравственного развития ребенка. При этом ею были изучены такие формы межличностных отношений, как агрессивность, обидчивость, демонстративность и пр. На основе этих исследований была создана программа нравственного воспитания и коррекции межличностных отношений, которая используется в детских дошкольных учреждениях. В 2004 году Смирнова стала научным руководителем Московского городского Центра игры и игрушки при Московском городском психолого-педагогическом университете. Под ее руководством разработаны концепция и методика психолого-педагогической экспертизы игрушек и игровых материалов, проведен цикл исследований, посвященных анализу игровой деятельности современных детей и влиянию игрушек на детскую игру.

Под научным руководством Е.О. Смирновой подготовлено и защищено более 20 кандидатских диссертаций.

Елене Олеговне Смирновой в 2011 году была присуждена Премия правительства Российской Федерации в области образования за цикл трудов «Система воспитания и развития детей от рождения до семи лет». Она награждена медалями К. Д. Ушинского, Г.И. Челпанова, а также является лауреатом конкурса «Грант Москвы» в области наук и технологий в сфере образования (2002, 2005).

Результаты психолого-педагогических исследований Елены Олеговны отражены в ряде монографий, учебников и методических пособий. Среди них перечислим лишь некоторые: Смирнова Е.О., Богуславская З.М. Развивающие игры для дошкольников (1992); Смирнова Е.О. Психология ребенка: учебник для педагогических училищ и вузов (1997); Смирнова Е.О. Развитие воли и произвольности в раннем и дошкольном возрастах (1998); Галигузова А.С., Смирнова Е.О. Искусство общения с ребенком от года до шести лет: советы психолога (2004); Смирнова Е. О., Холмогорова В.М. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция (2005); Смирнова Е.О. Детская психология: учебник для студентов высших педагогических учебных заведений, обучающихся по специальности «Дошкольная педагогика и психология» (2006); Cмирнова Е.О. Дошкольник в современном мире (2006); Смирнова Е.О., Холмогорова В.М. Конфликтные дети (2009); Смирнова Е.О. Ползунки и ходунки. Три первых года в жизни малышей (2009); Смирнова Е.О., Галигузова Л.Н., Мещерякова С.Ю. Образовательная программа для детей раннего возраста «Первые шаги» (2009).

За годы научной деятельности Еленой Олеговной опубликовано множество статей в различных научных и популярных журналах. Условно их можно сгруппировать в семь самостоятельных направлений исследования: 1) психологические особенности становления форм общения в дошкольном возрасте; 2) проблема воли и произвольности; 3) исследования психологических особенностей детско-родительских отношений; 4) развитие межличностных отношений ребенка-дошкольника со сверстниками; 5) исследование психологических особенностей игры современных дошкольников; 6) разработка психолого-педагогических оснований экспертизы детских игрушек; 7) психологические аспекты анализа современной детской субкультуры.

В своих работах она стремилась рассматривать психологические проблемы детства «по гамбургскому счету». Завершим это вступление ее словами:

«В жизни мы далеко не все можем делать по плану и в соответствии со своими желаниями… Но психология — это всегда интересно. При условии, что с годами ты не обрастаешь самодовольством и чувством обретенной истины. Если ты не успокаиваешься в уверенности, что истина вся без остатка содержится в некой конкретной теории. Я не люблю, когда людям все понятно: вот это — деятельность, это — сознание, это — опосредованность… Такая позиция сильно мешает действительному пониманию человека. Именно в … поиске и заключается интерес… Как бы ни трансформировались мои представления о возможностях педагогического влияния на ребенка, я до сих пор убеждена: если мы хотим понять нечто существенное о человеке, ключи к пониманию — в начале его жизненного пути». (Смирнова Е.О. Как я стала психологом детства // Дошкольное образование. 2006. № 14).

В.С. Собкин

доктор психологических наук, профессор, академик, руководитель Центра социокультурных проблем современного образования, ФГБНУ «Психологический институт Российской академии образования»(ФГБНУ «ПИ РАО»), г. Москва, Россия

Информация об авторах

Собкин Владимир Самуилович, доктор психологических наук, пррфессор, академик РАО, руководитель Центра социологии образования, ФГБНУ «Институт управления образованием РАО» (ФГБНУ «ИУО РАО»), руководитель Центра социокультурных проблем современного образования, ФГБНУ «Психологический институт Российской академии образования» (ФГБНУ «ПИ РАО»)., Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2339-9080, e-mail: sobkin@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 242
В прошлом месяце: 11
В текущем месяце: 27

Скачиваний

Всего: 66
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 8