Шинина Т.В. кандидат психологических наук, доцент кафедры нейро- и патопсихологии факультета клинической и специальной психологии, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5572-9104 e-mail: shininaTV78@gmail.com
Митина О.В. кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник факультета психологии, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова (ФГБОУ ВО МГУ имени М.В. Ломоносова), Москва, Россия ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2237-4404 e-mail: omitina@inbox.ru
Исследование направлено на разработку шкалы оценки коммуникативных сигналов ребенка раннего возраста, с помощью которой возможно оценить предикторы развития поведенческих, когнитивных и социально-эмоциональных навыков у ребенка. Данная система фиксации коммуникативных сигналов ребенка опирается на периодизацию онтогенеза общения М. Лисиной и последователей (Е. Смирновой, Д. Годовиковой, С. Мещеряковой и др.), которая позволяет рассмотреть специфические формы общения ребенка со взрослым в условиях новой социальной ситуации развития современных детей. Представлены материалы эмпирического исследования, проведенного на выборке из диад матерей и детей раннего возраста. В исследовании (N=55) приняли участие диады матерей и детей в возрасте от 2,4 до 3,3 лет (M=2,9; SD=0,40), из которых 62% были девочки. Исследование включало в себя видеозапись игрового взаимодействия мамы с ребенком в течение 15 минут. Полученные видеопротоколы были проанализированы и закодированы с помощью программы «Observer-XT 14». Для оценки видеопротоколов экспертами использовалась методика оценки детско-родительского взаимодействия «Evaluation of child-parent interaction» [ECPI-2 ред.], шкала «Коммуникативных сигналов ребенка». Для обработки экспертных оценок использовался метод главных компонент, позволивший выделить три фактора детских индикаторов («Исследовательская активность» — «Exploratory activity»; «Личностная автономия» — «Personal autonomy»; «Эмоциональная отчужденность» — «Emotional alienation»). На основании полученных результатов можно говорить об устойчивости показателей-факторов, характеризующих коммуникативные сигналы ребенка. С опорой на массив экспериментальных данных (49 500 секунд видеоленты] разработана модель для анализа динамических изменений, происходящих в процессе детско-родительского взаимодействия. Все факторы стабильны во времени: автокорреляционные динамические ряды характеризуются высокими значениями коэффициентов корреляций (надежность каждого из 10 индикаторов или 3 детских факторов — не менее α=0,70]. Отмечается, что формирование личностной автономии при взаимодействии со значимым взрослым и эмоциональная отчужденность ребенка от взрослого могут амбивалентно влиять на исследовательскую активность ребенка.
Финансирование. Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ) в рамках научного проекта № 19-513-92001 «Кросс-культурные особенности взаимодействия значимого взрослого и ребенка в России и Вьетнаме».
Благодарности. Авторы благодарят за помощь в кодировании кейсов программой «Observer — XT 14» молодых ученых, клинических психологов кафедры нейро- и патопсихологии развития МГППУ А.Д. Гарифуллину и В.В. Пак.
Получена: 04.01.2020
Принята в печать: 01.03.2022
Ссылка для цитирования
Литература
Белинская Е.П. Современные исследования идентичности: от структурной
определенности к процессуальности и незавершенности // Вестник Санкт-
Петербургского университета. Психология и педагогика. 2018. Том 8. № 1. С.
6—15.
Веракса Н.Е. Детское развитие: две парадигмы //
Культурно-историческая психология. 2018. Том 14. № 2. С. 102—108.
DOI:10.17759/chp.2018140211
ВыготскийЛ.С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 4 / Под ред. А.В.
Запорожца. М.: Педагогика, 1984. 432 с.
Галасюк И.Н., Шинина Т.В., Иргашев Н.Р., Морозова И.Г., Пасечник
О.Н. Открытая профессиональная экспертиза методики детско-родительского
взаимодействия: векторы развития психологического инструментария // Актуальные
проблемы психологического знания. Теоретические и практические проблемы
психологии. 2018. № 3(48). C. 5—24.
Галасюк И.Н. Семейная психология: методика «оценка
детско-родительского взаимодействия». Evaluation of child-parent interaction
(ecpi-2.0): практ. пособие / Под ред. И.Н. Галасюк, Т.В. Шининой. М.: Юрайт,
2019. 223 с.
ГаласюкИ.Н.,ШининаТ.В. «Оценка детско- родительского взаимодействия»
Evaluation of child-parent interaction (ECPI). М.: ИТД Перспектива, 2017. 304
с.
Давыдов В.В. Категория деятельности и психического отражения в
теории А.Н. Леонтьева // Вестник Московского университета. Серия 14:
Психология. 1979. № 4. С. 25.
Диагностика психического развития детейот рождения до 3 лет / Под ред.
Е.О. Смирновой, Л.Н. Галигузовой, Т.В. Ермоловой, С.Ю. Мещерякова. М.: МГППУ,
2002. 128 с.
Запорожец А.В., Эльконин Д.Б. Проблемы детской психологии в трудах
А.Н. Леонтьева // А.Н. Леонтьев и современная психология / Под ред. А.В.
Запорожца и др., 1983. С. 66—77.
Кривцова С.В. Периодизация развития самости от рождения до семи лет:
экзистенциальный анализ // Вопросы психологии. 2017. № 2. С. 29—45
Курдюмов С.Н. Собственные функции горения нелинейной среды и
конструктивные законы построения ее организации // Современные проблемы
математической физики и вычислительной математики. М.: Наука, 1982. С.
235—236.
Леонтьев А.Н. Становление психологии деятельности. Ранние работы /
Под ред. А.А. Леонтьева и др. М.: Смысл, 2003. 880 с.
Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М.: Педагогика, 1986. 144
с.
Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении. СПб.: Питер,
2009. 320 с.
Марцинковская Т.Д. Информационное пространство транзитивного
общества: проблемы и перспективы развития // Консультативная психология и
психотерапия. 2019. Том 27. № 3. С. 77—96. DOI:10.17759/cpp.2019270306
Поливанова К.Н. Детство в меняющемся мире [Электронныйресурс] //
Современная зарубежная психология. 2016. Том 5. № 2. С. 5—10. DOI:10.17759/
jmfp.2016050201 (дата обращения: 20.12.2019).
Политическая психология: психосемантический подход / Под ред. В.Ф.
Петренко, О.В. Митиной. М.; Челябинск: Социум, 2018. 590 с.
Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1973. 424
с.
Смирнова Е.О. Условия формирования и поддержки детской инициативы в
детском саду // Детский сад: теория и практика. 2016. № 6(66). С. 18—31.
Смирнова Е.О., Соколов М.В. Методика диагностики структуры
родительского отношения и его динамики в онтогенезе // Психологическая наука и
образование. 2005. № 4. С. 83—91.
Солдатова Г.У., Вишнева А.Е. Особенности развития когнитивной сферы
у детей с разной онлайн-активностью: есть ли золотая середина? //
Консультативная психология и психотерапия. 2019. Том 27. № 3. С. 97—118.
DOI:10.17759/ cpp.2019270307
Солдатова Г.У. Цифровая социализация в
культурно-историческойпарадигме: изменяющийся ребенок в изменяющемся мире //
Социальная психология и общество. 2018. Том 9. № 3. С. 71—80 DOI:17759/
sps.2018090308
Токарская Л.В., Лаврова М.А. Методики оценки раннего
детско-родительского взаимодействия // Культурно-историческая психология.
2018. Том 14. № 2. С. 86—92. DOI:10.17759/chp.2018140209
Шинина Т.В. Коммуникативные сигналы особого ребенка: ресурсы
родителя в развитии общения // Материалы XV научно-практической конференции
«Практическая психология образования XXI века. Прикладная психология на службе
развивающейся личности» (г. Коломна, 9—10 февраля 2017 г.). Коломна:
Государственный социально-гуманитарный университет, 2017. С. 254—259.
Шинина Т.В. Маркеры детской инициативы: оценка видеозаписей
детско-родительского взаимодействия // Материалы VIII Международной конференции
«Воспитание и обучение детей младшего возраста (ECCE, 2019)» (г. Москва, 29
мая—1 июня 2019 г.). М.: Из-во Московского университета, 2019. С. 140—141.
Green J., Pickles A., Pasco G., Bedford R., Wan M.W., Elsabbagh M.,
Slonims V., Gliga T., Jones E.J.H., Cheung C.H.M., Charman T., Johnson M.H
et al. Randomised trial of a parent-mediated intervention for infants at high
risk for autism: longitudinal outcomes to age 3 years // Journal of Child
Psychology and Psychiatry. 2017. Vol. 58(12). P. 1—11.
DOI:10.1111/jcpp.12728
Misund A.R., Bråten S., Nerdrum P., Pripp A.H., Diseth
T.H. A Norwegian prospective study of preterm mother—infant interactions at
6 and 18 months and the impact of maternal mental health problems, pregnancy
and birth complications // BMJ Open. 2015. Vol. 6. DOI:10.1136/
bmjopen-2015-009699
Shinina T.V., Mitina O.V. Design and Validation of the «Adolescents’
Readiness for Independent Living» Questionnaire: Assessment and Development of
Life Skills // Psychological Science and Education. 2019. Vol. 24. № 1. P.
50—68. DOI:10.17759/pse.2019240104.
Shinina T.V., Mitina O.V. Markers of child communication signals:
behavioral aspect introduction // Proceedings of the XVI European Congress of
Psychology (ECP 2019) (Moscow, 2—5 July 2019). Moscow: Moscow University Press,
2019. P. 2018.
Thomas J.C., Letourneau N., Campbell T.S., Tomfohr- Madsen L.,
Giesbrecht G.F. Developmental Origins of Infant Emotion Regulation:
Mediation by Temperamental Negativity and Moderation by Maternal Sensitivity //
Developmental Psychology. 2017. Vol. 53(4). P. 611—628. DOI:10.1037/
dev0000279
Tryphonopoulos P.D., Letourneau N., DiTommaso E. Caregiver—infant
interaction quality: A review of observational assessment tools (Review) //
Comprehensive child and adolescent nursing. 2016. Vol. 39(2). P. 107—138.
DOI:10.310 9/01460862.2015.1134720
Wan M.W., Green J., Elsabbagh M., Johnson M., Charman T. Quality of
interaction between at-risk infants and caregiver at 12-15 months is associated
with 3-year autism outcome // Journal of Child Psychology and Psychiatry. 2013.
Vol. 54(7). P. 763—771. DOI:10.1111/jcpp.12032
Weber A., Harrison T.M., Steward D., Sinnott L., Shoben A. Oxytocin
trajectories and social engagement in extremely premature infants during NICU
hospitalization // Infant Behavior and Development. 2017. Vol. 48. P. 78—87.
DOI:10.1016/j.infbeh.2017.05.006
White-Traut R., Norr K.F., Fabiyi C., Rankin K.M., Li Z., Li L.
Mother-infant interaction improves with a developmental intervention for
mother-preterm infant dyads // Infant Behavior and Development. 2013. Vol.
36(4). P. 1—25. DOI:10.1016/j.infbeh.2013.07.004