Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 112Рубрики 53Авторы 9134Новости 1807Ключевые слова 5095 Правила публикацииВебинарыRSS RSS

Коченовские чтения «Психология и право в современной России»

Материалы конференции

ISBN: 978-5-4253-0032-4

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

Год издания: 2010

 

Развитие судебно-психологической экспертизы в системе СЭУ Минюста России: достижения и перспективы 1148

Жакова Т.М.
кандидат психологических наук, начальник Южного регионального центра судебной экспертизы Минюста России, Ростов-на-Дону, Россия

Шипшин С.С.
кандидат психологических наук, заместитель начальника, Южный региональный центр судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации, Ростов-на-Дону, Россия

Полный текст

Судебно-психологическая экспертиза (СПЭ) в России зародилась немногим более 30 лет назад: в 1977 году вышла книга М.М. Коченова «Судебно-психологическая экспертиза», заложившая теоретическую и методологическую основу психологической экспертизы в нашей стране. Спустя 3 года судебно-психологическая экспертиза начала развиваться в системе СЭУ Минюста России, в Южном РЦСЭ (на тот период Центральной Северо-Кавказской НИЛСЭ Минюста РСФСР). На первом этапе неоценимую теоретическую и методическую помощь в становлении СПЭ в ЦСК НИЛСЭ оказали М.М. Коченов, О.Д. Ситковская, Л.П. Конышева, С.Н. Ениколопов. В течение многих лет ЦСК НИЛСЭ оставался единственным государственным экспертным учреждением не только в системе СЭУ Минюста, но и в СССР, проводившем СПЭ. Постепенно производство СПЭ стало внедряться в другие СЭУ системы Минюста: к началу 90-х годов эксперты-психологи работали в Азербайджанском НИИСЭ, Приволжской ЛСЭ, Приморской ЛСЭ. К моменту принятия в мае 2002 года Ученым советом РФЦСЭ при Минюсте России решения о включении СПЭ в структуру судебных экспертиз, выполняемых СЭУ Минюста России (экспертная специальность 20.1 «Исследование психологии и психофизиологии человека»), на практике производство СПЭ было внедрено в 16 судебно-экспертных учреждениях. На сегодняшний день психологическая экспертиза производится в 27 из 50 СЭУ Минюста России. В среднем в год выполняется более 700 судебно-психологических экспертиз и исследований по уголовным и гражданским делам, притом, что треть из них выполняется в Южном РЦСЭ.

За прошедшие годы в системе СЭУ Минюста России были созданы секция СПЭ Научно-методического совета РФЦСЭ, секция СПЭ Центральной экспертно-квалификационной комиссии по аттестации экспертов СЭУ Минюста России. Разработана и действует программа подготовки экспертов по специальности 20.1, регулярно проводятся научно-практические конференции по общим и частным вопросам СПЭ. В системе разработаны методики (технологии) проведения экспертного исследования по делам о причинении морального вреда; по сделкам, совершенным с «пороком воли»; в отношении несовершеннолетних обвиняемых; разработаны методики опосредованной ретроспективной диагностики психического состояния человека в юридически значимой ситуации; исследования текстов, подозреваемых на предмет проявления экстремизма и т.д. Следует отметить, что налажено межведомственное взаимодействие с экспертными учреждениям МЗСР РФ по научно-методической работе, аттестации кадров, повышения квалификации экспертов, взаиморецензирования методических разработок, программ подготовки экспертов и т.д.

Анализ судебной и следственной практики, потребностей правоохранительных органов, а также основных показателей деятельности СЭУ Минюста России показывает, что необходимо развивать СПЭ по следующим направлениям:

  1. Экспертиза в отношении несовершеннолетних. Это связано с тем, что в настоящее время уделяется повышенное внимание к расследованию и судебному рассмотрению дел о преступлениях, где обвиняемыми и/или потерпевшими являются несовершеннолетние. В результате можно отметить устойчивую тенденцию к изменению структуры выполняемых психологических экспертиз: если раньше большая часть экспертиз предполагало диагностику юридически значимых эмоциональных состояний (аффекта, иных непатологических эмоциональных состояний), то в последние годы от половины до двух третей экспертиз проводится в отношении несовершеннолетних по уголовным делам (как обвиняемых, так и потерпевших и свидетелей), а также – по гражданским делам (по спорам о воспитании детей). Это влечет за собой постановку и решение целого ряда актуальных задач. Во-первых, поскольку при экспертизе в отношении несовершеннолетних обвиняемых одним из главных объектов исследования является личностная зрелость/незрелость, необходима разработка технологии диагностики личностной зрелости несовершеннолетнего. Во-вторых, изменение подхода законодателя к судебному рассмотрению уголовных дел в отношении несовершеннолетних с учетом личности несовершеннолетнего (приоритет воспитательных мер над карательными, ч.2 ст.87 УК РФ) делает актуальной оценку риска рецидива правонарушений в качестве новой экспертной задачи, что также требует разработки специальных методов оценки. В-третьих, защита прав детей, ставших жертвами преступлений, предполагает и постановку новой экспертной задачи – определения наличия у ребенка признаков психотравмы («морального вреда»). В-четвертых, существует необходимость внесения изменений в программу подготовки экспертов по специальности 20.1 с учетом новых реалий, как в законодательстве, так и судебно-следственной практике. При этом целесообразно проводить специализированное углубленное обучение экспертов для производства экспертных исследований психологии ребенка в юридически значимых ситуациях.
  2. Продолжить развитие СПЭ участников аварий на транспорте и на производстве, прежде всего экспертизы участников и ситуации ДТП. Такие экспертизы проводились в РФЦСЭ, Южном РЦСЭ и Северо-Западном РЦСЭ, однако, несмотря на объективную потребность, диктуемую ростом ДТП, вовлечением в управление транспортными средствами людей, чья психологическая пригодность к данному виду деятельности сомнительна, на практике произошло свертывание этого экспертного направления. В связи с этим необходимо переработать методические подходы к решению экспертных задач и технологию проведения экспертного исследования по определению способности участника ДТП обнаружить, оценить опасность, принять адекватное ситуации решение и реализовать его. При этом также стоит вопрос подготовки экспертов, поскольку предполагается использование специальных знаний в области инженерной психологии, транспортной психологии, психологии труда.
  3. Укреплять и наращивать межведомственное взаимодействие при производстве комплексных экспертиз (психолого-психиатрических, медико-психологических и др.) не только в плане научно-методической помощи, но непосредственно при проведении экспертиз по конкретным делам. Подобный опыт существует в Южном РЦСЭ в течение 25 лет. Как показывает практика, взаимодействие между экспертами разных ведомств повышает качество исследований и заключений, в том числе вследствие взаимодополнения методических приемов, разработанных в СЭУ различных ведомств.
  4. Развивать материально-техническую базу для объективизации исследований, активнее использовать технологические и технические средства (программное обеспечение, специальные технологические средства, полиграф, психофизиологические диагностические комплексы и т.д.).

Ссылка для цитирования

 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2020 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License Репозиторий открытого доступа     Рейтинг репозиториев Webometrics

Яндекс.Метрика