Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 104Рубрики 51Авторы 8833Новости 1761Ключевые слова 5095 Правила публикацииВебинарыRSS RSS

Коченовские чтения «Психология и право в современной России»

Материалы конференции

ISBN: 978-5-4253-0032-4

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

Год издания: 2010

 

Природа девиаций и их связь с разными возрастными периодами 1030

Филонов Л.Б.
доктор психологических наук, профессор кафедры юридической психологии факультета юридической психологии , ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия

Коноплева И.Н.
кандидат психологических наук, доцент кафедры клинической и судебной психологии факультета юридической психологии, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия
e-mail: konopleva.i.n@gmail.com

Полный текст

Социальные психологи и социологи, занимающиеся изучением отклоняющегося поведения, пришли к выводу, что девиантное и нормативное поведение – две стороны социально-ролевого поведения. Именно поэтому проявление девиантного поведения у подростка имеет целью преодоление фрустрации из-за невозможности и нежелания соответствовать нормам общества, которые еще не стали нормами для взрослеющего человека. Проявления девиантного поведения зависят от того, как подросток умеет регулировать взаимоотношения в обществе. Причем это поведение может иметь не только негативную, но и позитивную направленность, вместе с тем оно отличается от принятого в обществе. Различия между негативной и позитивной девиацией достаточно условны – нормы общества постоянно претерпевают изменения и отдельные формы девиантного поведения могут становиться социально приемлемыми.

Отклоняющимся может быть признано и поведение, не соответствующее возрастным шаблонам и традициям, являющееся следствием ряда причин. Наличие норм, позволяющих фиксировать типичные черты несовершеннолетних определенного хронологического возраста, дает возможность рассматривать каждого отдельного подростка как вариант, более или менее отклоняющийся от основного типа. В соответствии с этим к отклонениям можно отнести и категорию одаренных детей, поскольку они также отличаются от сверстников. Существует определенная параллель между творческой и девиантной личностью, на что так же указывали многие специалисты.

Психологи, придерживающиеся гуманистического подхода, рассматривают отклонения в поведении как следствие потери ребенком согласия со своими собственными чувствами и невозможность реализовать себя в сложившихся условиях воспитания. В соответствии с учением Л.С. Выготского, человек становится личностью по мере включения в окружающую жизнь, т.е. личность и ее аномалии рассматриваются в социально обусловленной, развивающейся жизнедеятельности, в смене отношений ребенка к окружающему социуму. Искаженные формы самоутверждения могут возникнуть у несовершеннолетнего, если взрослые продолжают относиться к нему, не обращая внимания на его изменения, на его развитие и взросление. По нашему мнению природа девиаций лежит в задержке смены отношений к ребенку\подростку в то время, когда он переживает возрастной кризис.

Возрастной кризис понимается как состояние, в котором могут возникать специфические переживания непонятости подростка окружающим миром. Девиантные формы поведения – это приспособление к социальным и психологическим особенностям реальной жизни подростка. Аналогичную причину возникновения отклонений в поведении выдвинул Роберт Мертон, который пришел к вводу, что несогласованность между целями, выдвигаемыми обществом, и средствами, которые оно предлагает для их достижения может вызвать необходимость в изменении поведения образом, не принятым в обществе (Осипова, 1998). Несовершеннолетний меняет свое отношение к жизни и к окружающим, а вот его окружение к этому оказывается не готово, в связи с чем подросток вынужден вести себя непривычным для него и окружающих образом.

С подобными взглядами трудно не согласиться, ведь ускорение биологических и психологических процессов в период возрастных кризисов приводит к изменениям в поведении и самосознании подростка. Окружающие его близкие, как правило, оказываются не готовы признать быстро свершившиеся изменения и продолжают относиться к повзрослевшему человеку на прошлом уровне, запуская этим конфликтную ситуацию. Период взросления может спровоцировать возникновение глубоких психологических проблем.

Многие девиантные поступки подростков, попадающие в поле зрения воспитателей, являются следствием личностного кризиса. На это обращает внимание В.Л. Васильев, описывая такие изменения в строении организма подростка, которые обусловлены процессом полового созревания и проявляются в изменении пропорций тела, что болезненно воспринимается подростком, в соматических жалобах. В тоже время меняется и поведение несовершеннолетнего, что проявляется в эмоциональной неустойчивости, повышенной возбудимости, неуравновешенности, неадекватности реакции, выливающихся в неоправданную резкость и повышенную конфликтность, что само по себе способно затруднить его отношения с окружающими (Васильев, 2000). Резкое появление качественно новых свойств психики подростка требует от взрослых перестройки характера отношений с ребенком, изменений системы воспитательных мер и воздействий.

Для подросткового возраста характерна также повышенная конфликтность, особенно в отношениях со взрослыми, родителями и учителями. Одной из причин таких конфликтов со старшим поколением является новообразование подросткового периода – «чувство взрослости».

В подростковом возрасте заканчивается процесс усвоения моральных и правовых норм поведения. Это обстоятельство учитывается законодательством, которое установило частичную уголовную ответственность за убийство, кражи, грабежи, разбои, изнасилования и другие опасные преступления с 14 лет и полную уголовную ответственность за все преступления, предусмотренные Уголовным Кодексом – с 16 лет.

Конфликтность подростка приводит к тому, что меняется вся система отношений подростка и с близкими взрослыми и со сверстниками. В период роста и взросления у подростка закладывается самосознание и самооценка, чем и обусловлены большинство возникающих противоречий с окружающими. Проблемой изучения самооценки у девиантных подростков к настоящему времени занималось очень большое количество специалистов – психологов, педагогов и социологов. Важнейшей особенностью подростков является постепенное превращение оценки общественной значимости поведения в его собственную самооценку, в ходе чего у них формируются критерии самооценки.

Исследования, проведенные под руководством Л.Б. Филонова (И.В. Егоров, И.С. Дьяченко, А.А. Ларин, Л.М. Ганьшина, Т.Г. Дюбина) позволили предположить наличие устойчивой связи между самооценкой и проявлениями девиаций. При этом отдельные девиации позволили подросткам продемонстрировать свою уникальность, повысить тем самым самооценку и заявить о себе окружающим. Нами высказано предположение, что изучение крайних вариантов самооценки подростка в сочетании с личностными особенностями и анамнезом жизни даст возможность лучше понять природу девиаций и выявить факторы, влияющие на отклоняющиеся поведение.

Ссылка для цитирования

 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2020 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License Репозиторий открытого доступа

Яндекс.Метрика