Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 105Рубрики 53Авторы 8859Новости 1768Ключевые слова 5095 Правила публикацииВебинарыRSS RSS

Коченовские чтения «Психология и право в современной России»

Материалы конференции

ISBN: 978-5-4253-0032-4

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

Год издания: 2010

 

Совершенствование коммуникативных умений инспекторов дорожно-патрульной службы Государственной инспекции безопасности дорожного движения 737

Борисова С.Е.
кандидат психологических наук, доцент кафедры уголовного права, криминологии и психологии, Орловский юридический институт МВД России, Россия
e-mail: ya.borisowa-svet2012@yandex.ru

Полный текст

В настоящее время одной из актуальных задач государственной политики России является обеспечение безопасности дорожного движения, что обусловлено высоким уровнем дорожно-транспортного травматизма и тяжестью последствий дорожно-транспортных происшествий. Реализация утвержденной Правительством Российской Федерации федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах» позволила добиться значимых позитивных результатов, однако ситуация на дорогах России продолжает оставаться тревожной.

Существенная роль в области обеспечения безопасности дорожного движения принадлежит деятельности инспекторов дорожно-патрульной службы Государственной инспекции безопасности дорожного движения (далее – ДПС ГИБДД), реализующим профессиональные функции в процессе взаимоотношений с участниками дорожного движения.

Поэтому практическую значимость представляет изучение и совершенствование коммуникативных умений инспекторов ДПС ГИБДД. Некоторые из этих умений исследованы нами в результате анкетирования сотрудников ДПС ГИБДД (инспекторов ДПС ГИБДД и командиров (заместителей) батальонов (рот) ДПС, входящих в состав полка и отдельных рот ГИБДД) и участников дорожного движения (студентов заочного обучения внебюджетного факультета и неаттестованных сотрудников Орловского юридического института МВД России). Мы использовали анкету, направленную на изучение мнения о важности коммуникативных умений инспекторов дорожно-патрульной службы ГИБДД, влияющих на их взаимоотношения с участниками дорожного движения. В ходе анкетирования использовался перечень умений сотрудника органов внутренних дел в сфере профессионального общения, разработанный С.Е. Кораблевым (Кораблев, 2009).

По мнению всех опрошенных, наиболее важными аналитико-перцептивными характеристиками личности инспектора ДПС ГИБДД являются умения планировать общение и оценивать собеседника, предвидя его намерения. Сотрудники ДПС ГИБДД также в число наиболее важных особенностей включают умение анализировать мимику, позы, жесты, взгляд партнера по общению, сопоставляя их с высказываниями, а участники дорожного движения большее значение, чем вторая категория опрошенных, придают умению сотрудника осуществлять самоанализ и оценку собственных переживаний в ходе общения. Отметим, что специфика профессиональной деятельности инспекторов ДПС ГИБДД предполагает проявление высокого уровня действенности в общении, что, вероятно, не оставляет достаточного количества времени на рефлексию и анализ собственных состояний. В то же время данное умение является одним из компонентов компетентности инспектора ДПС ГИБДД в общении.

Оценивая роль тактико-психологических умений в сфере взаимоотношений с участниками дорожного движения, обе группы опрошенных в числе наиболее значимых указали умение предупреждать и преодолевать конфликты во взаимоотношениях и умение устанавливать психологический контакт с разными категориями граждан.

Умение строить общение с лицами, находящимися в состоянии опьянения, сотрудники ДПС ГИБДД располагают на третьем месте по степени значимости. Участники же дорожного движения не включают его даже в первую пятерку наиболее важных умений инспектора ДПС ГИБДД. Это, возможно, объясняется отсутствием у большинства граждан опыта общения с лицами, находящимися в состоянии опьянения, аналогичного тому, который имеется у инспекторов ДПС ГИБДД.

Характеризуя отдельные коммуникативные действия инспекторов ДПС ГИБДД обе группы респондентов среди первых четырех наиболее важных указали следующие умения: верно подобрать слова, соответствующие ситуации взаимоотношений и психологии участника дорожного движения; слушать собеседника (участника дорожного движения), проникать в смысл того, что порой неявно выражено в его словах; аргументировано защищать свою позицию и опровергать неприемлемые для служебных задач предложения; задавать вопросы.

В завершение хотелось бы сделать вывод, что даже краткий психологический анализ показывает актуальность профессионально-психологической подготовки инспекторов ДПС ГИБДД. В рамках данной подготовки представляется целесообразным проведение занятий, предусматривающих формирование устойчивых представлений о психологических особенностях и закономерностях взаимоотношений с участниками дорожного движения, развитие и совершенствование профессионально-важных коммуникативных умений в ходе проведения социально-психологических тренингов.

Ссылка для цитирования

Литература
  1. Кораблев С.Е. Тренинг развития коммуникативной компетентности сотрудников правоохранительных органов: Учебное пособие. М.: ЦОКР МВД России, 2009.
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2020 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License Репозиторий открытого доступа

Яндекс.Метрика