Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 104Рубрики 51Авторы 8833Новости 1761Ключевые слова 5095 Правила публикацииВебинарыRSS RSS

Коченовские чтения «Психология и право в современной России»

Материалы конференции

ISBN: 978-5-94051-113-7

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

Год издания: 2012

 

Социально-психологические факторы, детерминирующие возникновение насилия в семье 1360

Овсянникова Я.А.
кандидат психологических наук, научный сотрудник научно-исследовательской лаборатории экстремальной и кризисной психологии Национального университета гражданской защиты Украины, Харьков, Украина

Полный текст

Насилие в семье одна из острых проблем современного общества. В настоящее время семейное насилие в той или иной форме имеет тенденцию к увеличению и проявляется в каждой четвертой семье. Заметим, что случаи насилия над ребенком или подростком происходят и в традиционно неблагополучных, и во вполне обеспеченных семьях. Конечно, этой проблеме государственными органами уделяется определенное внимание, но этих мероприятий, как мы видим недостаточно.

Хотелось бы отметить, что существует множество причин и факторов, вызывающих или влияющих на проявления насилия над детьми и подростками в семье. Рассмотрим наиболее распространенные из них:

  • наличие внешних стрессов. Насилие над детьми и подростками тесно связано с социальным стрессом в семье и обществе. Среди множества проблем, которые могут повысить уровень напряженности и привести к жестокости, следует назвать, финансовые затруднения, безработица, необходимость в долговременной медицинской помощи, неудовлетворительные жилищные условия (Савченко А.П., 2009).А также отсутствие социальной помощи от государства и от общественных организаций(Малкина-Пых И.Г., 2005);
  • социальная и психологическая декомпенсация в результате внешних воздействий, превышающих пределы личностной устойчивости индивидов, вынуждает некоторых из них искать заместительной компенсации своей неудовлетворенности дома, на работе, в общественной жизни, самоутверждаясь за счет более слабых, неспособных дать отпор и защитить себя (Алексеева И.А., 2005);
  • насилие может иметь социокультурную природу, быть неотъемлемой частью стереотипных представлений о сущности семейных взаимоотношений, воспринятой с воспитанием;
  • жестокое обращение с детьми и подростками может быть результатом личного жизненного опыта родителей, которые пережили сами в детстве насилие со стороны взрослых;
  • личностные характеристики обидчика, например, депрессивность, импульсивность, агрессивность, тревожность, а также индивидуальная психопатизация личности, алкоголизм и наркомания родителей или неадекватные навыки разрешения конфликтов, патологическая ревность и др.

В тоже время определенные характерные черты ребенка, такие как постоянные претензии и жалобы, также могут способствовать жестокости по отношению к нему со стороны родителей (Алексеева И.А., 2005).

Отметим, что ни на один из перечисленных факторов нельзя возложить ответственность за данное явление. И какими бы они ни были, насилие всегда влечет за собой отрицательные последствия, с которыми жертва чаще всего не в состоянии справиться самостоятельно.

Психологическая помощь жертвам насилия должна осуществляться с учетом возрастного, физического и психического развития ребенка, состояния физического и психического здоровья, вида перенесенного насилия, силы переживания травматического опыта. Стратегии помощи обязательно должны соотноситься с умениями и способностями, связанными с развитием ребенка. Психологическая помощь обязательно должна включать технологии работы с родителями.

Хотелось бы отметить, что профилактика внутрисемейного насилия предполагает, во-первых, точную диагностику причин и факторов семейного насилия специально подготовленными лицами; во-вторых, сочетание принуждения с мерами поддержки и помощи, в том числе материальной и медицинской; в-третьих, участие в такой работе, как правоохранительных органов, так и медицинских учреждений, общественных органов, трудовых коллективов.

Ссылка для цитирования

Литература
  1. Алексеева, И.А. Жестокоеобращение с ребенком. Причины. Последствия. Помощь / И.А. Алексеева, И.Г. Новосельский. - М.:Генезис, 2005. - 256 с.
  2. Малкина–Пых,И.Г. Экстремальныеситуации / ИринаГермановнаМалкина – Пых. – М.:Изд-воЭкмо, 2005. – 960с.
  3. Насилие в отношениидетей и подростков: трагедияличности и общества : [изданиедляпедиатров, детскихпсихиатров, психотерапевтов, психологов, социальныхработников, педагогов, правозащитников] / А.П.Савченко, А.Ю.Лихачёва, Е.В.Стеньшинская, А.П.Швырёв. – Воронеж, 2009 – 78 с.

 

 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2020 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License Репозиторий открытого доступа

Яндекс.Метрика