Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 121Рубрики 53Авторы 9472Новости 1866Ключевые слова 5095 Правила публикацииВебинарыRSS RSS

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2019

72 место — направление «Психология»

0,116 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

CrossRef

Язык и текст

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (online): 2312-2757

DOI: https://doi.org/10.17759/langt

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2014 года

Периодичность: 4 номера в год

Формат: сетевое издание

Язык журнала: Русский, английский

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Модальность в процессе порождения речевого высказывания 2025

|

Алиева Э.Н.
доктор филологических наук, профессор кафедры лингводидактики и межкультурных коммуникаций, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия
e-mail: lingvamiep@mail.ru

Аннотация

В статье речь идет об основных постоянно присутствующих и обязательных грамматических признаках предложения - категориях коммуникативности, модальности, предикативности и интонационно-просодических средствах. Все эти категории, равные по степени значимости, являются обязательными признаками любого предложения, в то же время каждая в отдельности различается отношением содержания предложения к действительности.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Вопрос о взаимодействии грамматических признаков предложения в его формировании является, пожалуй, наиболее актуальным в теории пред¬ложения, поэтому данный вопрос требует самого тщательного анализа, чтобы выяснить само содержание этих понятий, характер их проявления, степень их нагрузки при конструировании предложения.

Однако следует отметить, что значение отнесенности содержания предложения к действительности в одинаковой степени относится ко всем основным признакам предложения, т.е. коммуникативности, модальности, предикативности и мелодико-интонационным средствам. И каждая из этих категорий самостоятельно обеспечивает данное значение: коммуникативность — созданием коммуникативной ситуации речи, модальность — обеспечением семантического содержания предложения, предикативность — созданием структурного строения предложения, мелодико-интонационные средства — про¬содическим оформлением предложения. Проследим за механизмом порождения предложения.

Литература
  1. Леонтьев А.А. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания. М., 1969.
  2. Выготский Л.С. Мышление и речь // Собр. соч. М., 1982-1994.
  3. Пенфидьд В, Робертс Л. Речь и мозговые механизмы. Л., 1964.
  4. Зимняя И.А. Педагогическая психология. Ростов-на-Дону,1997.
  5. Жинкин Н.И. О кодовых переходах во внутренней речи // Вопросы языкознания, № 6, 1964.
  6. Рябова Т.В. Механизм порождения речи по данным афазиологии. // Вопросы порождения речи и обучения языку. М., 1967.
  7. Чистович Л.А. Речь: Артикуляция и восприятие. М., 1965.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2021 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License Репозиторий открытого доступа     Рейтинг репозиториев Webometrics

Яндекс.Метрика