Концепции формирования основ профессиональной речи учителя русского языка в общей системе профессиональной подготовки (к постановке проблемы)

627

Аннотация

В статье рассматривается проблема научного обоснования методики формирования профессиональной речи у студентов, которых готовят к будущей педагогической деятельности в качестве преподавателя русского языка; проблема необходимости разработки концепции формирования основ профессиональной речи преподавателя русского языка в общей системе профессиональной подготовки; и, в частности, проблема необходимости разработки и внедрения в учебный процесс дисциплин, обучающих студентов конструированию высказываний в зависимости от речевой ситуации на уроках русского языка. От успешной разработки данных проблем зависит внедрение в систему профессиональной подготовки методики конструирования речевых высказываний как эффективного способа формирования профессиональной речи.

Общая информация

Ключевые слова: образовательная среда, границы компетенции, профессиональная деятельность, образовательный выбор, эффективность профессиональной деятельности

Рубрика издания: Лингводидактика и новации. Психологические основы изучения языков и культур

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Лютоев И.О. Концепции формирования основ профессиональной речи учителя русского языка в общей системе профессиональной подготовки (к постановке проблемы) [Электронный ресурс] // Язык и текст. 2015. Том 2. № 1. С. 45–50. URL: https://psyjournals.ru/journals/langt/archive/2015_n1/Lutoev (дата обращения: 25.04.2024)

Полный текст

В связи с процессами дифференциации и интеграции почти во всех сферах деятельности человека чрезвычайно остро встал вопрос формирования и развития языковых средств, обеспечивающих коммуникацию в профессиональных сферах общения. Это объясняет возросший в последние годы научный интерес к исследованиям в области терминоведения в целом и отраслевых терминологий в частности, а также возрастающий интерес к языковым средствам, как со стороны специалистов, использующих их в качестве своего рода рабочего инструмента [10], так и со стороны учёных, прежде всего лингвистов, выбирающих их в качестве объекта анализа [3].

Данная проблематика достаточно актуальна, поскольку продиктована необходимостью унификации и упорядочения терминологии определённой области знания, важностью выявления основных тенденций её развития и определения закономерностей семантической и структурной организации терминологии.

Общение в профессиональной сфере предполагает знание и умение адекватного использования специальной лексики. Этот слой лексики характеризуется постоянным появлением новых единиц, непосредственно отражающих социально — экономические условия жизнедеятельности человека, в рамках которого происходит формирование новых понятий и получение нового знания.

Профессиональный язык должен рассматриваться не как сугубо специальные терминологические системы, а как неоднородные комплексы, расслоение которых на горизонтальные пласты определяется различными параметрами коммуникативной ситуации.

В профессиональной деятельности педагога его речевое поведение имеет особую значимость, т.к. от культуры общения зависит степень установления межличностного контакта с учащимся, влияющего как на процесс, так и на исход обучения. Установление такого контакта требует высокого уровня сформированности как коммуникативной компетенции, позволяющей осуществлять общение в различных коммуникативных ситуациях, так и профессионально-коммуникативной компетенции, представляющей собой комплекс знаний, умений и навыков, необходимых для решения коммуникативных задач в сфере профессиональной деятельности.

В настоящее время в центре внимания лингвистов находится изучение профессиональной речи [7]. Это объясняется тем, что профессиональная речь является одной из главных составляющих успеха в профессиональной деятельности специалиста, в том числе, а, может, в первую очередь, учителя русского языка.

Профессиональную речь педагога можно представить как речевую деятельность учителя в процессе целенаправленного взаимодействия с учащимися в соответствующих коммуникативных ситуациях, продукт деятельности, реализующийся в следующих формах речи: внутренней, внешней, устной и письменной, основанный на принципах классической риторики.

В качестве структурных единиц профессиональной речи педагога возможно выделить следующие: воздействие при взаимодействии, продукт-текст, риторические средства. Эти составляющие относятся к коммуникативной, профессиональной, риторической областям. Коммуникативная область предполагает знание педагогом психологических особенностей аудитории; профессиональная область предполагает владением предмета речи, терминологией; риторическая область позволяет применить знания в коммуникативной области и профессиональной области так, чтобы они действительно были усвоены. Взаимодействие коммуникативной, риторической, профессиональной областей, при которой выявляется образец речи, служащий для копирования и подражания лежит в основе правильной и грамотно построенной профессиональной речи.

Особенность профессиональной речи учителя русского языка заключается не только и не столько в содержании, сколько в выборе лингвистических средств.

Профессиональная речь учителя русского языка должна быть нацелена на успешное общение, соответствующее нормам культуры речи. Она предполагает содержание обучающего характера, соответствие дидактическим принципам, которые помогают речи педагога быть научной, доступной, воспитывающей, наглядной.

Профессиональная речь учителя русского языка активно формируется уже во внутренней форме, закладываются ее основные воздействующие речевые формулы, что является еще одной существенной особенностью этой речи. Педагогическая речь — одна из профессионально ориентированных риторик, основной задачей которой является обучение эффективному педагогическому общению, развитие навыков профессиональной речи, становление профессиональной коммуникативной личности. Индивидуальный стиль речи выступает концептуально важным понятием, одухотворяющим весь процесс риторической подготовки будущего учителя.

В связи с проблемой воспитания творческой личности будущего специалиста в теории и практике вузовской подготовки учителя определились ведущие перспективные направления: 1. описание принципов, методов и приемов организации учебно-воспитательного процесса подготовки учителя; определение «репертуара педагогических жанров», характеристика единых подходов к обучению профессионально значимым высказываниям; выявление специфики педагогико-риторической категории «речевой идеал (учителя)» как содержательно-целевого концепта, определяющего перспективы работы по обучению речевому мастерству.

Однако проблема обучения будущего учителя русского языка профессиональной речи приобрела новый статус: обучение будущего специалиста в контексте развития его как коммуникативной личности, развития его индивидуального риторического потенциала [5; 4; 6]. Этот концептуальный подход нуждается в дальнейшей конкретной теоретической и практической разработке как в области уточнения самого понятия, так и в области методических путей по развитию индивидуального стиля профессиональной речи. В центре индивидуального стиля индивидуальность самого учителя, который раскрывает и совершенствует свои творческие риторические способности в области профессиональной речи.

Овладение профессиональной речью невозможно без становления речевой деятельности как сущностно-личностной характеристики будущего специалиста. Однако, в традиционной системе образования элементы речевой подготовки будущего учителя русского языка не объединены целостной концепцией, нередко случайны и не являются предметом особого внимания.

Сложность перехода от подготовки будущего специалиста к самостоятельной деятельности в современной профессиональной школе обусловлена, кроме прочего, изменением положения личности. Если на этапе обучения будущий специалист находится на положении объекта, воспринимающего внешние воздействия педагогической системы, то на этапе самостоятельной деятельности он должен занять позицию активного субъекта, включенного во все внутренние связи деятельности. Чем раньше молодой специалист займет активную позицию, тем раньше сформируется его профессиональная речь.

Однако, как показывает анализ соответствующих исследований, данные, касающиеся формирования профессиональной речи студентов, малочисленны и разрозненны [4; 7]. Можно считать доказанным, что несмотря на имеющийся спектр теоретических знаний о речевой деятельности в философии, психологии, лингвистике, значения речи в педагогическом процессе, и даже выделение таких научных направлений, как педагогическая лингвистика и педагогическая риторика, не существует концепции формирования основ профессиональной речи учителя русского языка в общей системе профессиональной подготовки.

Следует констатировать противоречие между очевидной значимостью слова учителя русского языка и широкого его использования в педагогическом процессе, с одной стороны, и отсутствием в учебном процессе дисциплин, обучающих студентов конструированию высказываний в зависимости от речевой ситуации на уроках русского языка, с другой стороны [1]. Решение о подборе методик формирования профессиональной речи у студентов является одной из проблем профессионального образования в современных условиях.

Исходя из вышесказанного, актуальность дальнейшего исследования данной проблематики определяется необходимостью разработки научного обоснования методики формирования профессиональной речи у студентов [2]. От успешной разработки данной проблемы зависит внедрение в систему профессиональной подготовки методики конструирования речевых высказываний как эффективного способа формирования профессиональной речи.

Литература

  1. Алиева Э.Н. Выражение вопроса в русском, английском и лезгинском языках. Вестник Самарского государственного университета. 2009. № 1 (67). С. 164–170.
  2. Алиева Э.Н., Ханбалаева С.Н., Веденяпина Э.А. Комментарий как ключ к пониманию текста художественного произведения. Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Русская филология. 2013. № 6. С. 5–9.
  3. Барабанщиков В.А., Носуленко В.А., Самойленко Е.С. Познание в деятельности и общении: от теории и практики к эксперименту. М.: Институт психологии РАН, 2009.
  4. Ломов Б.Ф. Психическая регуляция деятельности. М: Институт психологии РАН, 2006.
  5. Майстренко В.И. Взаимосвязь синдрома эмоционального выгорания и степени удовлетворенности профессиональных потребностей учителей // Психологическая наука и образование. 2010. № 1
  6. Миллер Л.В. Психологическая помощь в кризисных ситуациях: границы профессиональной компетенции специалистов системы образования// Психологическая наука и образование. 2013. № 1
  7. Моросанова В.И., Аронова Е.А. Развивающее и традиционное образование: эффекты в личностном развитии старшеклассников // Психологическая наука и образование. 2004. № 1
  8. Мулина В.Т., Шарова Е.Н. Профессиональное самоопределение молодежи в условиях социокультурной трансформации российского общества (региональный аспект)// Журнал социологии и социальной антропологии. 2010. Т.13. № 1.
  9. Подпругина В.В., Блинникова И.В. Ментальные репрезентации эмоций у учащихся // Психологический журнал. 2002. № 3
  10. Ситаров В.А. Дидактика: Учебное пособие для студентов выcших учебных заведений / Под ред. В.А. Сластенина: 2-е изд., стереотип. М., 2004.

Информация об авторах

Лютоев Игорь Олегович, аспирант, кафедра «Лингводидактика и межкультурные коммуникации», факультет «Иностранные языки», ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, e-mail: igor_lutoev@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2529
В прошлом месяце: 9
В текущем месяце: 23

Скачиваний

Всего: 627
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 0