Великий князь Владимир: Современный образ и его исторические корни

734

Аннотация

Образ Владимира Святого использовался во все времена как образ единения перед лицом внутренних и внешних врагов. Изначальная историческая личность претерпела значительное изменение с ходом времени. Сейчас образ Владимира ассоциируется в первую очередь с идеальным правителем Русского государства, наделенного наилучшими качествами.

Общая информация

Ключевые слова: Святой Владимир, Крещение Руси, образ, национальное единство, православие и католицизм, Государственная Дума

Рубрика издания: Межкультурная коммуникация и проблемы глобализации: психо-, социо- и этнолингвистика

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/langt.2015020406

Для цитаты: Белоусов В.С., Куропатова Е.С. Великий князь Владимир: Современный образ и его исторические корни [Электронный ресурс] // Язык и текст. 2015. Том 2. № 4. С. 55–64. DOI: 10.17759/langt.2015020406

Фрагмент статьи

Далее, вплоть до вторжения татаро-монголов в пределы Руси и до установления ига, лишившего нашу страну самостоятельности на срок более 100 лет, видимых признаков уважения к Владимиру сохранилось крайне мало. С течением времени, когда русские князья начали обретать некоторую долю самостоятельности от ханов, на Северо-Востоке страны постепенно начало подниматься Московское княжество. Московским князьям, долгое время боровшимся за лидирующее положение и за ярлык с соседними княжествами, нужно было обосновать свое превосходство над правителями других удельных княжеств. И здесь образ Князя Владимира сыграл свою роль – с этого момента Владимир стал почитаться прародителем московских князей, что давало последним право считать себя единственными легитимными наследниками киевских князей. Эта же мысль вместе с религиозным единством несколько позже вылилось в идеологическое обоснование знаменитой политики собирания русских земель вокруг Москвы. Борьба современной столицы за первенство, таким образом, превратила Владимира в начале XV века в «святого равноапостольного самодержца Русской земли», а уже с середины того же века культ Владимира стал церковно-государственным.

Полный текст

В нынешнем 2015 году празднуется тысячелетие со дня представления святого и равноапостольного великого князя Владимира Святославовича, что вызвало широкий интерес к этой исторической личности, и внимание к нему все усиливается. Современные государственные деятели все более обращаются к его образу, говоря о самобытной русской цивилизации. Даже при поверхностном рассмотрении, личность князя Владимира кажется основополагающей в истории основания российской государственности. Именно его волевыми решениями в 988 году был заложен крепкий фундамент, на котором в будущем была построена наша страна.

Началом почитания его останков считается 1635 год, когда митрополит Киевский Петр Могила обрёл мощи святого Владимира из руин Десятинной церкви, однако официально князь был канонизирован только в указе Святейшего Синода от 1888 года. Изучая отечественную и западную историографию, относящуюся к предшествующему периоду, мы не раз находим обращение к личности Владимира Крестителя. Источники и вещественные памятники сообщают нам, что почитание образа святого крестителя Руси началось практически сразу после его смерти. В наши дни памятники равноапостольному князю Владимиру можно найти по всему миру: Буэнос-Айрес, Лондон, Гданьск, Киев, Брисбен, Торонто, Севастополь, а также во множестве городов по всей России. Таким образом, Владимир Святославович стал правителем, чей вклад в историю признаётся повсеместно и продолжает оказывать влияние на нашу жизнь даже спустя тысячу лет после смерти. В данной статье мы попробуем проанализировать образ Владимира, сложившийся в современном обществе и найти истоки этого явления в истории.

Прежде чем перейти непосредственно к рассмотрению образа, следует обратить внимание на личность самого князя Владимира и исторических реалиях того времени. Биография его окутана множеством тайн. Сложность исследованию так же придаёт то, что не сохранилось ни одного подлинного источника, относящегося к тому времени. Большинство из доступных нам материалов сохранились для нас в списках, относящихся к XI – XIV векам [2, с.6]. Таким образом, доподлинно восстановить детали жизни святого князя задача непосильная даже современной исторической науке. Поэтому в нашем исследовании мы постараемся опираться на наиболее проверенные факты.

Святой равноапостольный князь Владимир Святославович правил в Киеве с 978-1015 годы. Его рождение часто воспринимается как незаконное из-за того, что он был рождён от простой ключницы. Однако на самом деле дело обстояло по-другому. Одним из первых привлекающих внимание фактов в биографии князя является то, что нам известно имя его матери. Обычно в летописях не говориться про княжеских матерей, однако Малуша стала исключением из правил. Предание о рождении Владимира и связанных с ним событий сохранилась в Никоновской летописи, созданной в XIV веке. Сразу после рождения Владимир занял особое место при дворе. Малуша же, как и её брат, происходили не из простого народа. Даже если не принимать во внимание давние споры историков о том, что они являются детьми Мала Древлянского (одного из главных зачинщиков убийства князя Игоря), то во многих средневековых летописях прослеживается то, что оба занимали высокие должности при княжеском доме. Должность ключницы означала то, что мать Владимира ведала всем имуществом двора княгини Ольги, и, несомненно, была к ней приближена. Добрыня же был посадником в Новгороде.

Мнение о том, что Владимир не имел права на княжеский стол, также не совсем верно. До крещения все дети князя были его воплощениями, и не зависимо от происхождения имели право на власть. Другое дело, как относились к молодому Владимиру при самом княжеском дворе.

А. Ю. Карпов в своей биографии «Владимир Святой» выдвинул гипотезу, что из-за его происхождения Владимир испытал на себе наименьшее влияние своей бабки, что опровергает теорию о том, что она могла во многом повлиять на решение внука в будущем [2, с. 18], что утверждал Иаков Мних. Более того, далее автор приводит сцену похорон княгини Ольги, где утверждает, что на Владимира факт её присутствия оказал неприятное впечатление. Бабку он не любил и поэтому всё это воспринимал «…как нечто чужое, угнетающее, тягостное…» [2, с.48]. Авторы данного исследования разделяют эту точку зрения. Воспитателем юного князя и человеком, оказавшим на него наибольшее влияние и сыгравший значительную роль в его судьбе, станет его «кормилец» Добрыня. О матери же в дальнейшем упоминаний мы не находим.

 В 970 году Владимир становится Новгородским князем. Несомненно, новгородцы нуждались в том, чтобы их представлял кто-то из княжеского рода. Это делало их равноправными с древлянами членами в составе государственного образования. Несомненна и роль Добрыни в этом «назначении». Для Владимира же это событие означало придание ему совершенно другого юридического статуса. Отныне он был равен своим братьям, так как до того как он получил новгородский стол он был княжичем, а они князьями, то есть в иерархии стояли выше его. Таким образом, это был своего рода политический симбиоз, выгодный всем и в будущем сыгравший важнейшую роль в становлении Владимира и русской истории. Дальнейшие события не имеют особой важности для нашего исследования, поэтому для более подробного их изучения отсылаем к специализированным монографиям.

В 978 году после долгой и кровавой междоусобной войны он занял Киевский стол. С этого момента началась активная государственная реформаторская деятельность князя Владимира. Одним из самых главных свершений стало, разумеется, принятие христианства и посредством него окончательное объединение страны под властью киевского князя. Опуская неутихающие споры в научной среде, мы всё же дадим краткую характеристику Руси до 988 года. Бесспорно, что принятие христианства было сложным многоплановым явлением и происходило оно в несколько волн (о их точном количестве учёные спорят до сих пор), но с точки зрения современной исторической науки принятие христианства было обусловлено рядом объективных причин:

   Во-первых, возникла явная необходимость объединить разрозненные племена в единое государство. После провала реформы 980 года стало очевидно, что для создания мощной державы необходима монотеистическая религия. Кроме того, Владимиру необходима была духовная опора его власти, помимо военной силы. И хотя «Повесть временных лет» [6] рисует нам почти мифическую картину приёма представителей других религий и процесс выбора между ними, в результате которого победило православие греческого образца, реальных подтверждений этого посольства у нас нет.

   Во-вторых, международные отношения того времени не признавали языческих правителей. Поэтому, окруженная враждебно-настроенными к язычеству религиями, Русь имела крайне шаткие позиции. Таким образом, выбор религии во многом обусловил место Руси на международной арене.

В-третьих, язычество осложняло торговлю, так как считали, что представители языческой Древней Руси обладали буйным нравом. Так в «Книге путей и Государств» говорится следующее: «Что же касается Арсы, то неизвестно, чтобы кто-нибудь из чужеземцев достигал её, так как они (жители) убивают всякого, приходящего в их земли» [1]. Данное сообщение относится к первой половине X века.

В-четвертых, существовали и причины социального характера. В работе О. М. Рапова «Русская церковь в IX – первой трети XII в.» приводится точка зрения, что Русь, которая к этому моменту уже в своём развитии становилось раннефеодальным государством, и весь ход поступательного развития общества требовал смены религии. Языческие жрецы уже не могли утешить население, которое начинает попадать в зависимость от ранних феодалов [7, с.58].

    Как изменило принятие христианства древнерусское общество? Важно подчеркнуть, что внедрение новой веры во многом происходило насильственным путём: свержение идолов на местах и построение вместо них христианских храмов, навязывание новой религии силой, отказ человека означал становление им личным врагом князя.

   При этом принятие христианства послужило началом небывалого подъёма русской культуры и государственности. Мало было принять религию, нужно было её развивать внутри государства. Это требовало создания огромной материальной базы: письменности, церковных книг, подготовка первых церковнослужителей, которые могли бы действовать на местах. Всё это позднее ляжет в основу русской культуры, а созданная в то время письменность объединила русский мир, и нормированный и кодифицированный язык [5] способствовал формированию литературного славянского языка, основу которого составил  южнославянский диалект, просуществовавший на Руси до конца  XVII века.

В то же время это было укрепление двухстороннего союза между Русью и Византией, хоть и во многом последняя в этих отношениях являлась старшим партнером.

Репутация Владимира среди народа после принятия христианства нисколько не упала. Скорее наоборот, он укрепил свою власть. Он по-прежнему был «каган всей земли» и всё так же обладал в представлениях народа сверхъестественной силой. Однако нельзя отрицать того, что Владимир и правда пытался жить как христианин, хоть это ему и не всегда удавалось. Таким образом, Владимир, как когда-то с Новгородом, вступил в своего рода симбиоз. Новая религия дала в руки князя новые инструменты власти, но и князь многое сделал для религии и в будущем православие сохранится во многом благодаря его начинаниям. Принятое им решение было подготовлено всем ходом развития древнерусского общества, помогло ему преодолеть культурный и экономический застой и выйти на совершенно иной уровень на мировой арене. Вряд ли ещё в истории можно найти ещё одно решение, которое бы по силе последствий могло бы соперничать с тем, что принял Владимир. И, наверное, можно предположить, что именно то, что Владимир искренне верил, и обусловило успех его предприятия, потому что дело, которое заложено исходя из чистого прагматизма, очень редко в человеческой истории имеет столь долгую жизнь.

Кратко рассмотрев исторический контекст принятия христианства и биографию, мы можем, наконец, приступить непосредственно к рассмотрению образа святого Владимира.

На проведённой в честь тысячелетия со дня представления Святого Равноапостольного Великого князя Владимира Святославовича 11 ноября в Государственной Думе РФ была проведена международная конференция «Равноапостольный князь Владимир: духовные основы Святой Руси от Крещения до наших дней», на которой рассматривалась личность Владимира святого и его место в современном мире. На конференции были раскрыты характерные черты духовной и интеллектуальной традиции восточнославянского региона. Была раскрыта роль князя Владимира Святославовича в христианизации ряда народов современной Восточной Европы и связанные с нею цивилизационные сдвиги, которые во многом определи историческое развитие региона, а ныне во многом так же определяет характер внешней политики. Конференция была организована Архиепископом Витебским и Оршанским (ректор Витебской православной духовной семинарии), Витебской духовной семинарией, Межфракционной депутатской группой Государственной Думы ФС РФ в защиту христианских ценностей, Витебским государственным университетом имени П.М. Машерова, Московским городском психолого-педагогическим университетом, а так же фондом святителя Василия Великого. Интерес данной конференции и причина, по которой мы упоминаем данную конференцию в статье является то, что на неё были приглашены депутаты ГД РФ, духовные лица, а так же профессиональные историки и филологи, которые раскрыли тему личности святого Владимира с разных сторон. Однако времени отведённого участникам регламентом, оказалось не достаточно, чтобы полностью раскрыть тему. Ниже мы приведем сравнение современного образа с образом, нашедшим свое отражение в исторических источниках, попробуем проследить эволюцию образа, его роль в современном обществе, основываясь на материалах вышеупомянутой конференции и ряда источников.

Многие исторические документы говорят о том, что до принятия христианства Владимир был человеком невоздержанным и подверженным всяческим грехам. А после принятия христианства бывший язычник превратился в добродетеля, просветителя, строителя храмов и защитника от внешних врагов. Однако этот образ складывался постепенно. Если обратиться к былинам, то мы видим пусть и доброго, но прагматичного князя, который, являлся главой богатырей, но при этом мы не находим упоминаний о выдающихся ратных подвигах самого Владимира. Более того, зачастую князь поступал с богатырями не всегда справедливо. В качестве примера здесь можно привести былину «Ссора Илья Муромца с князем Владимиром» [10]. Двойственность восприятия образа князя Владимира проявляется даже в прозвищах, которыми его одаривали разные прослойки древнерусского общества. Если просвещенные служители греческой православной церкви сравнивали князя с небезызвестным апостолом Павлом и называли Владимиром Крестителем, то составители уже упомянутых былин - простой народ - величали его Владимиром Красным Солнышком. Нам известен широкий пласт нарративных документов, где можно много прочитать восхвалений и прославлений князю Владимиру: «Слово о Законе и Благодати» [9] митрополита Илариона, «Память и похвала Владимиру» Иакова Мниха [4] и так далее.

Каждый из этих литературных памятников является уникальным и богатейшим источником по истории Древней Руси и по судьбе и деяниях князя Владимира в частности.

Первый из них представляет собой древнейший памятник древнерусской литературы, который был создан за несколько десятилетий до знаменитой «Повести временных лет». Это – торжественная речь митрополита Илариона – первого митрополита Киевского русского происхождения -, произнесенная в 1038 году в Киеве. Само «Слово о законе и благодати» делится на три части, особенно важны для нашего исследования последние две. Вся вторая часть состоит из высокопарного панегирика Владимиру Крестителю. Современные исследователи предполагают, что такой панегирик был призван представить Владимира кандидатом на канонизацию.

Здесь, в частности, интересным представляется то, что, восхваляя таким образом Владимира, Иларион проводит мысль о «величии малого народа», поскольку сам Иларион был назначен митрополитом князем Ярославом в обход Византийского престола. Таким прославлением Иларион – по мнению историков – желал продемонстрировать автономию от Константинополя.

Например, именно в «Памяти и похвале князю русскому Владимиру» впервые приводятся правильные даты княжения Владимира в Киеве, взятие Корсуни после крещения и так далее. Памятник состоит из трех частей. Первая часть представляет собой торжественный панегирик святому князю Владимиру, его восхваляют как равного апостолам, сравнивают с Константином I Великим, впервые возведшего христианство в качестве государственной религии Миланским эдиктом в 313 году н.э. В этой же части прославляется и княгиня Ольга, которая считалась не только первой принявшей христианство на Руси, но и вдохновительницей Владимира. А третья часть сыграла особую роль в церковном прославлении равноапостольного Владимира. Кроме того, в ней же впервые развивается тема прославления Владимира Святославовича как крестителя Руси.

Однако останавливаться более подробно на детальном рассмотрении каждого отдельного источника не является частью нашего исследования, так как существует множество научных работ, анализирующих образ Владимира в древнерусской литературе.

   С тех пор образ сквозь века все чаще трансформировался и претерпел существенные изменения. Так, по словам одного из участников международной конференции - владыки Андрея: «Со времени крещения Руси более идеального правителя, чем Великий Князь Владимир едва ли представляется найти. Если брать ретроспективу и сравнивать последующих правителей, то окажется, что он был единственным в своём ореоле основателем государственности». Таким образом, в современном обществе

мы видим князя Владимира идеалом правителя, совершившего выдающийся государственный и духовный подвиг.

Переходя к более детальному рассмотрению восприятия князя Владимира в современной мировой культуре и причинах, по которым его значимость с течением времени все более возрастает, необходимо осветить основные этапы трансформации его образа в разных исторических эпохах.

Первым ярким примером, как говорилось выше, было прославление Владимира первыми русским митрополитом Иларионом, который, посвящая несколько частей своего каноничного произведения Владимиру, стремится показать и доказать независимость Руси от Византии.

Далее, вплоть до вторжения татаро-монголов в пределы Руси и до установления ига, лишившего нашу страну самостоятельности на срок более 100 лет, видимых признаков уважения к Владимиру сохранилось крайне мало. С течением времени, когда русские князья начали обретать некоторую долю самостоятельности от ханов, на Северо-Востоке страны постепенно начало подниматься Московское княжество. Московским князьям, долгое время боровшимся за лидирующее положение и за ярлык с соседними княжествами, нужно было обосновать свое превосходство над правителями других удельных княжеств. И здесь образ Князя Владимира сыграл свою роль – с этого момента Владимир стал почитаться прародителем московских князей, что давало последним право считать себя единственными легитимными наследниками киевских князей. Эта же мысль вместе с религиозным единством несколько позже вылилось в идеологическое обоснование знаменитой политики собирания русских земель вокруг Москвы. Борьба современной столицы за первенство, таким образом, превратила Владимира в начале XV века в «святого равноапостольного самодержца Русской земли», а уже с середины того же века культ Владимира стал церковно-государственным.

Не обошлось и без использования образа Владимира и во время знаменитой Ливонской войны Ивана Грозного, идейным обоснованием которого стала задача освобождения восточнославянских земель и установление там власти царя-наследника Святого Владимира. В качестве основы легло «Сказание о князьях Владимирских», основная мысль которого сводилась к правопреемственности московских правителей от Владимира Святославовича и Владимира Мономаха.

Вплоть до XX века образ Владимира, память и почитание которого то угасали, то вновь возникали, использовался либо как призыв для консолидации сил и объединения перед лицом опасности, либо для оправдания личных стремлений правителей.

Еще одним ярким примером служит конец 20-х годов XX, когда российские эмигранты, бежавшие от советского режима, пытались консолидироваться и в качестве знамени был выбран образ Владимира Святославовича. По приказу Архиерейского Синода Русской Зарубежной церкви (Королевство Сербов, Хорватов и Словенцев) было постановлено установить день святого равноапостольного князя Владимира (за более подробной информацией и для ознакомления с полным текстом постановления можно обратиться непосредственно к источнику – Церковным Ведомостям от 28 января 1930 года).

В будущем усилиями эмигрантов будут воздвигнуты памятники Владимиру практически по всему миру.

Возвращаясь к образу современному, авторы статьи считают необходимым привести ряд цитат:

   «Святой князь Владимир – это благотворитель и воин, человек, равный апостолам, — и строитель государства, объединитель разрозненных племен, и защитник Отечества от тех сил, которые не разделяли выбора и миссии его народа. Он проявлял христианское человеколюбие, помогая бедным и милосердствуя даже к преступникам, — и христианскую же твердость, отражая внешние угрозы и выражая готовность прекратить внутреннюю смуту. Все это — уроки для созидания настоящего и будущего».

   Эти слова были сказаны на конференции протоиереем Всеволодом Чаплиным заместитель главы ВРНС и отдела московского патриархата по взаимоотношениям Церкви и общества [11].

   «Образ святого равноапостольного князя Владимира имеет для современной России судьбоносное значение. Он не только стоял у истоков христианства на Руси, но и воплотил в себе те черты, которые определили образ идеального и мудрого правителя на все последующие века отечественной истории» [8].

В истории часто будет использоваться образ Владимира как просветителя, защитника и идеального правителя. К нему будут взывать во времена, когда единству государства будет грозить как внешняя, так и внутренняя угроза. Наследие великого князя – это сильное единое государство, скреплённое фундаментом христианской веры. Наделение его выдающимися духовными качествами создало из исторической личности архетип, эталон государственного деятеля, во многом действующего в рамках «симфонии» властей. Сегодня святой Владимир – это покровитель силовых структур, которые являются столпом современного государства. Более того не мало значимым на этом фоне является тот факт, что равноапостольного чтят и в католицизме, что делает его так же возможным символом межконфессионального диалога и мирного сосуществования различных религий в рамках одного государства.

Литература

  1. Ибн Хордадбех. Книга путей и стран / Пер. с арабского, коммент., исслед., указатели и карты Наили Мамедали кызы Велихановой (Велиханлы). Баку: Элм, 1986. 428 с.
  2. Карпов А. Ю. Владимир Святой. 2-е изд., испр. и доп. М.: Молодая гвардия, 2004. 489 с.
  3. Летопись Никоновская. Электронный ресурс. Режим доступа: http://interpretive.ru/dictionary/1311/word/letopis-nikonovskaja.
  4. Мних Иаков. Память и похвала Владимиру. Электронный ресурс. Режим доступа: http://ksana-k.narod.ru/Book/oldruss/pochv_vl.htm
  5. Миньяр-Белоручева А.П., Покровская М.Е. Политическая корректность и языковая норма. Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия Лингвистика. Челябинск, 2007. Том 4, № 1 (73). С. 26-29.
  6. Нестор Летописец. Повесть временных лет. Электронный ресурс. Режим доступа: http://bookz.ru/authors/nestor-letopisec/povest_–_134/1-povest_–_134.html
  7. Рапов О. М. Русская церковь в IX – первой трети XII в. М.: Русская панорама, 998. 416 с.
  8. Рудов С.Ю. Князь Владимир: духовные основы Святой Руси от Крещения до наших дней. Национальная безопасность, 16.10. 2015. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.psj.ru/saver_national/detail.php?ID=85527
  9. Слово о законе и благодати митрополита Илариона. Электронный ресурс. Режим доступа: http://azbyka.ru/slovo-o-zakone-i-blagodati-mitropolita-ilariona.shtml
  10. Ссора Ильи Муромца с Владимиром. Электронный ресурс. Режим доступа: http://feb-web.ru/feb/byliny/texts/bst/bst-191-.htm
  11. Чаплин В. Князь Владимир: духовные основы Святой Руси от Крещения до наших дней. Национальная безопасность, 16.10. 2015. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.psj.ru/saver_national/detail.php?ID=85527

Информация об авторах

Белоусов В.С., студент, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Москва, Россия, e-mail: valentin-belousov00@rambler.ru

Куропатова Елизавета Сергеевна, студент, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Москва, Россия, e-mail: vilgelmov95@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 4136
В прошлом месяце: 69
В текущем месяце: 59

Скачиваний

Всего: 734
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 3