Роль психологического климата в обучении иностранных студентов подготовительного факультета в российском вузе

315

Аннотация

Статья посвящена проблеме создания благоприятного психологического климата в процессе обучения иностранных студентов в российских вузах на начальном этапе обучения на факультетах предвузовской подготовки. Пристальное внимание в ней уделяется педагогическим технологиям, путям и способам решения названной проблемы. Особый интерес представляет подход к решению проблемы во многом с точки зрения самих учащихся, анализируемой по результатам проведённого авторами анкетирования.

Общая информация

Ключевые слова: психологический климат, культура здоровья, образование как ценность, мотивация здорового образа жизни, здоровьесберегающие технологии

Рубрика издания: Межкультурная коммуникация и проблемы глобализации: психо-, социо- и этнолингвистика

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/langt.2018050212

Для цитаты: Кателина Л.С., Корнев В.А. Роль психологического климата в обучении иностранных студентов подготовительного факультета в российском вузе [Электронный ресурс] // Язык и текст. 2018. Том 5. № 2. С. 70–74. DOI: 10.17759/langt.2018050212

Полный текст

Существуют разнообразные психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих их сохранению и укреплению, формирование представления об образовании как ценности, методы, создающие мотивацию на ведение здорового образа жизни и получение полноценного образования [3].

Качественная  характеристика любой образовательной технологии – это совокупность тех принципов, методов педагогической работы, которые, дополняя традиционные технологии обучения и воспитания [4], создают возможность обучать студентов в режиме здорового микроклимата, способствующего гармоничному развитию личности, сохранению интереса к будущей профессии.

Опрос студентов медицинского университета позволил выделить некоторые значимые для студентов факторы, влияющие на отношение к процессу обучения, на восприятие окружающей действительности [2].

В конечном итоге мы попытались проанализировать соотношение ожидаемых и реализуемых потребностей личности в области образовательных, духовных, культурных и жизненных аспектов с точки зрения иностранного студента в российском вузе. Особенно интересующим нас фактором была оценка психологического комфорта, а именно, психофизиологического состояния, возникающего в процессе жизнедеятельности учащегося в результате оптимального взаимодействия его со внутривузовской образовательной средой [1].

Опрос студентов проводился в форме анонимных опросных листов, где каждая позиция оценивалась по 10-балльной шкале, и каждая позиция предусматривала оценку значимости названного фактора на родине студента (до начала обучения) и оценку фактора в период обучения в российском вузе.

Таким образом, мы получили совокупные данные о некоторых психологических аспектах ожидаемых реалий и  действительно реализованных фактах. Оценка их приоритета для студентов позволила сделать некоторые наблюдения.

В материалах опроса были выделены некоторые значимые для студентов категории.

1. Создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессовых факторов учебно-воспитательного процесса. Атмосфера доброжелательности, вера в силы учащегося, индивидуальный подход, создание для каждого ситуации успеха необходимы не только для познавательного процесса, но и для нормального психофизиологического состояния обучающихся.

2. Творческий характер образовательного процесса. Этот прием повышает интерес к процессу обучения, активизирует мыслительный процесс, создает предпосылки для развития индивидуальных возможностей студентов. Возможность для реализации творческих задач достигается использованием на занятиях, уроках и во внеурочной работе активных методов и форм обучения.

3. Обеспечение мотивации образовательной деятельности. Учащийся – субъект образования и обучающего общения, он должен быть эмоционально вовлечен в процесс социализации, что обеспечивает естественное повышение работоспособности и эффективности работы мозга не в ущерб здоровью. Важно выявить личную мотивацию студентов, способствовать реализации личной мотивации как метода повышения качества знаний.

4. Основой качественного обучения считается построение учебно-воспитательного процесса в соответствии с закономерностями становления и развития психических функций обучаемого. Прежде всего имеется в виду переход от совместных действий к самостоятельным, от действия в материальном плане по материализованной программе к речевому и умственному планам выполнения действия, переход от развернутых поэтапных действий к свернутым и автоматизированным. Предпочтение значимого осмысленного содержания при освоении нового материала, принцип целостности изучаемого предмета. Это оценивается студентами как качество образования.

7. Осознание учащимся успешности в любых видах учебной деятельности. Педагогу нет необходимости быть необъективным – он может выделить какой-то аспект работы, похвалить за старание в определенный период времени.

8. Рациональная организация здорового образа жизни.

9. Обеспечение адекватного восстановления сил. Смена видов деятельности, регулярное чередование периодов напряженной активной работы и расслабления, смена произвольной и эмоциональной активации необходимо во избежание переутомления учащихся. Здесь важным моментом является эмоциональная разрядка на уроке, снятие психологического напряжения.

Таким образом, мы получили совокупные данные о некоторых психологических аспектах ожидаемых реалий и  действительно реализованных фактах. Оценка их приоритета для студентов позволила сделать некоторые наблюдения.

Оценка ожидаемых факторов и событий по большей части не совпадает с оценкой реализуемых категорий. Из представленных данных первая цифра – это ожидаемое значение, вторая – реализованное фактически.

Так, ожидания трудностей адаптации были преувеличены.

Факт адаптации оценивается в два раза менее напряженным, чем ожидали студенты, что по 10- бальной шкале составляет 4, 07 балла ожидаемых и  2,8 балла реализуемых.

Нарушение режима дня, отсутствие здорового образа жизни реально показало результаты в 2 раза более значимые против ожидаемых, что соответствует 2,7 –3,6 баллам.

Влияние природно-климатических факторов, холодный климат оценены как более существенные по сравнению с ожиданием, где балл ожидания равен 3,6 и балл реализации равен 4, 0.

Стрессовая педагогическая тактика (излишне жёсткие требования к дисциплине учебной работы и поведения), интенсификация учебного процесса, постепенное нарастание умственного и психологического утомления, которое  выражается в снижении работоспособности (рассеивается внимание, ослабляется память, появляется неуверенность в своих возможностях) – данные факторы в своей оценке ожидания и реализации в основном совпадают что составляет 3,2 и 3,07 балла.

Выделяется вопрос о снижении интереса к работе, что соответствует 2,8 баллам предполагаемого уровня и 3,3 реализованного. Можно предположить, что реальные трудности проживания оказали негативное влияние на стабильность интереса к обучению.

Отсутствие семейной поддержки вдали от родины оказалось достаточно существенным психологическим фактором, уровень которого указан как 4,0 балл ожидания и  4,2 балл реализации.

Факторы психологического комфорта получили более высокую эмоциональную оценку, что можно понимать как важный для студентов момент в процессе обучения.

Интерес к знакомству с новым образом быта, социальной жизни, интерес к общению с людьми других национальностей получил значимые баллы, что составляет 5,1 – 4,6 балла.

Наличие личной мотивации деятельности учащихся на уроке, т. е. получение знаний, профессии – 5,6 –7,1 балла.

Удовлетворение полученным уровнем знаний – 6,1 – 5,8 балла.

Высоко оцениваются студентами факторы внешней мотивация: оценка, похвала, поддержка, соревновательный момент как стимул активности и интереса, эмоциональные разрядки на уроке, использование игровых технологий, игровых обучающих программ, оригинальных заданий и задач, введение в урок исторических экскурсов и отступлений, которые позволяют снять эмоциональное напряжение – 6,1 – 6,8 баллов.

Очень существенным оказался фактор положительных взаимоотношений на уроке: учитель – ученик (комфорт – сотрудничество), что оценивается как 6,1 –7,4 балла. Индивидуальный подход к студенту — 6,3 – 6,5 балла. Самую высокую оценку получил такой фактор, как атмосфера доброжелательности в отношениях с преподавателем – 7,3 – 8,2 балла.

Опрос студентов позволил выявить ряд факторов, способствующих благоприятному психологическому климату. Полученные данные показывают, что создание благоприятной психологической атмосферы в период обучения помогает реализовать основные задачи обучения – подготовку специалиста высокой квалификации, сохраняя при этом психологическое здоровье учащихся, создавая положительный настрой в отношении к стране обучения, к коллективу университета. Поддержание оптимистического рубежа как методический прием  «возвышает» учащегося над его проблемами, и он сам начинает верить в себя и преодолевать сложности обучения.

Структурными составляющими комфорта для студента в период обучения являются психологический, интеллектуальный и физический комфорт. Их единство в процессе образовательной деятельности и есть одно из условий полноценного личностного развития студента. Психологический комфорт указывает на состояние радости, удовольствия, удовлетворения, которые учащийся переживает, находясь в образовательном учреждении. Эти состояния связаны с процессом обучения (т.е. интеллектуальным комфортом) и с организацией предметного окружения (т.е. физическим комфортом). Действия педагога по конструированию комфортной среды заключаются в обеспечении наиболее благоприятных условий для взаимодействия со студентами, в том, чтобы дать возможность студенту проявиться в полной мере как личности.

Литература

  1. Выготский Л.С. Психология. – М., 2002.
  2. Земскова В.П. Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе //  Электронный научно-практический журнал «Ресурсы, обзоры и новости образования». Выпуск 9 (март 2011).
  3. Косянчук Н.М., Черных А.В. Формирование учебной мотивации студентов медицинского вуза  // Электронный научно-образовательный вестник Здоровье и образование в XXI веке. 2014. Т. 16. № 9. С. 1-3.
  4. Питюков В.Ю. Основы педагогической технологии. Учебно-практическое пособие. – М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем», 1997.

Информация об авторах

Кателина Л.С., кандидат филологических наук, преподаватель кафедры русского языка, ВГМУ, Воронеж, Россия, e-mail: landlit@mail.ru

Корнев Владимир Александрович, кандидат филологических наук, доцент, преподаватель кафедры русского языка, Воронежский государственный медицинский университет имени. Н.Н. Бурденко (ВГМУ им. Н.Н. Бурденко), Воронеж, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9760-5510, e-mail: vkornev48@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1421
В прошлом месяце: 14
В текущем месяце: 9

Скачиваний

Всего: 315
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 1