Использование метода проектов как технологии личностно-ориентированного обучения студентов

327

Аннотация

Статья посвящена описанию исследования возможности использования метода проектов как технологии личностно-ориентированного подхода к обучению иностранных студентов русскому языку на кафедре русского языка Воронежского государственного медицинского университета им. Н.Н. Бурденко. Исследование показало, что проектная деятельность – одно из перспективных средств реализации рефлексивной модели образования, т.к. может применяться на всех стадиях обучения и практически по любому предмету, а также способствует развитию личности обучаемого и оптимизации учебного процесса.

Общая информация

Ключевые слова: метод проектов, личностно-ориентированная технология обучения, рефлексивная модель образования

Рубрика издания: Лингводидактика и новации. Психологические основы изучения языков и культур

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/langt.2018050210

Для цитаты: Разуваева Л.В. Использование метода проектов как технологии личностно-ориентированного обучения студентов [Электронный ресурс] // Язык и текст. 2018. Том 5. № 2. С. 60–64. DOI: 10.17759/langt.2018050210

Полный текст

Сегодня образование России (равно как и других развитых стран) стоит перед очевидной необходимостью пересмотра своих целевых установок. Стратегия модернизации общего образования в России ориентирует на существенное обновление образовательного процесса. «В ходе образова¬тельного процесса современный человек должен не столько накапливать багаж знаний и умений, сколько приобретать способность самостоятельно и совместно с другими людьми ставить осмысленные цели, выстраивать ситуации самообразования, искать и продуцировать средства и способы разрешения проблем, т.е. становиться на деле самос¬тоятельным, инициативным и креативным» [4, с. 34].

Достижение этих целей связывается с изменением не только содержания образовательного процесса, но и с принципиально иной его организацией, в связи с чем возникает   проблема – невозможность добиться нового качества образования традиционными методами обучения.

В качестве ведущего принципа такой организации рассматривается принцип проектного обучения.   Включение     обучаемых всех уровней обучения в проектную деятельность обусловлено необходимостью  создания   личностной  траектории развития каждого учащегося, исходя из  его  природных  возможностей.

Социальная значимость и недостаточная теоретическая разработанность указанной проблемы определили   тему  исследования нашей кафедры. Было решено использовать метод проектов как технологию личностно-ориентированного обучения студентов. В процессе использования изучить  эффективность метода проектов как технологии личностного развития учащихся  вуза на кафедре русского языка.

В ходе реализации проекта необходимо было выявить  эффективность метода проектов как технологии личностного развития учащихся.

Для реализации проекта были поставлены следующие задачи:

1. Изучить специфику метода проектов как личностно-ориентированной образовательной технологии.

2. Разработать систему практикумов, направленных на реализацию метода проектов.

3. Создать систему контрольно-диагностических мероприятий по определению результативности проектной деятельности учащихся, способствующей достижению нового качества образования.

4. Разработать модели  применения метода проектов в личностно-ориентированном образовании.

Участниками проекта стали студенты, обучающиеся на кафедре русского языка в ВГМУ им. Н.Н. Бурденко (г. Воронеж), и ППС кафедры русского языка.

 «В современном мире все больше государств осознает, что их будущее и прежде всего конкурентоспособность зависят от образования. Точнее от качества образования» [5, с. 12].    В связи с этим необходимо   ввести в образовательный процесс  такую деятельность, которая будет обладать следующими характеристиками: практикоориентированность, направленность на конкретный результат, ориентация на готовый осязаемый продукт, ориентация на общественную полезность, возможность использования различных образовательных пространств, возможность творчества участников образовательного процесса, этапность, возможность анализа результатов на каждом этапе деятельности, опора на предыдущий опыт участников образовательного процесса, возможность синтеза других видов деятельности, возможность разнообразия источников информации, возможность «пробовать» себя в разных ролях, разнообразие форм организации образовательного процесса.   Все эти признаки содержит в себе проектная деятельность.  

  Авторское право на метод проектов в педагогике принадлежит американскому педагогу У. Килпатрику – ученику Дж. Дьюи.

  Анализ работ С.Т. Шацкого, П.П. Блонского, Е.С. Полат,  В.Н. Стернберг показал, что советские педагоги (С.Т. Шацкий, В.Н. Шульгин, М.В.Крупенина, Б.В.Игна¬тьев) использовали главным образом социальную составляющую «метода проектов»,  и посредством этого метода пытались реконструировать окружающую социальную среду, порой недооценивая педагогические возможности этого метода как средства, обеспечивающего «самодвижение» ученика, его активность и самостоятельность в процессе освоения предметного содержания.

Разумеется, со временем идея метода проектов претерпела некоторую эволюцию. Родившись из идеи свободного воспитания, в настоящее время она становится интегрированным компонентом вполне разработанной и структурированной системы образования. Но суть ее остается прежней – стимулировать интерес учащихся к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность, предусматривающую решение этих проблем [1], умение практически применять полученные знания, развитие рефлекторного (или критического в терминологии Джона Дьюи) мышления.

Включение  обучаемых  в  планомерную проектную деятельность   нами  рассматривается в качестве одного из возможных путей выхода из кризиса традиционного образования, ассоциируемого со школой готовых знаний. Проектная деятельность помогает воспитывать мыслящего, самостоятельного, готового к совместной деятельности учащегося, понимающего, что знание – это не самоцель, а средство развития личности [2]. Выполнение проекта учит  умению самому отыскивать информацию, включает студента в интеллектуальный творческий поиск,  позволяет решать задачи социализации личности.  Для студента образование становится органичным, естественным делом, возникшим как способ реализации собственных потребностей [3]. Именно эти ценные аспекты проектной деятельности стали  предметом внимания  данного исследования. Поскольку традиционная информационно-просвещенческая модель уже перестает удовлетворять растущим запросам динамически изменяющегося социума,  мы  видим в проектной деятельности одно из перспективных средств реализации новой рефлексивной модели образования, направленной на исследование окружающего мира через познание самого себя.

В качестве механизма достижения поставленной цели предстает следующее:

– апробация метода проектов как технологии личностно-ориентированного обучения студентов на учебных практических занятиях кафедры русского языка Воронежского государственного медицинского университета им. Н.Н. Бурденко;

– анализ использования метода проектов по результатам тестирования студентов;

– оценка эффективности данного метода как технологии личностно-ориентированного обучения студентов на практических занятиях.

Проект был реализован в несколько этапов. Во-первых, были выявлены элементы проектной деятельности студентов (устный опрос, беседа), используемой преподавателями  кафедры русского языка. Во-вторых,  была разработана система практикумов, направленных на реализацию метода проектов. В-третьих, была создана система контрольно-диагностических мероприятий по определению результативности проектной деятельности  учащихся, способствующая достижению нового качества образования. В-четвертых,  был апробирован метод проектов на учебных практических занятиях кафедры русского языка. В-пятых, проведен анализ использования метода проектов по результатам тестирования студентов, дана оценка эффективности данного метода как технологии личностно-ориентированного обучения студентов на практических занятиях и разработаны модели  применения метода проектов в личностно-ориентированном образовании.

По итогам исследования применения метода проектов были подведены краткосрочные и долгосрочные результаты. К краткосрочным можно отнести:

-  рост личностных качеств и учебно-организационных умений  учащихся (самостоятельности, инициативности учащихся, их познавательной мотивированности);

-  развитие социальных навыков студентов в процессе групповых взаимодействий;

-  приобретение обучающимися опыта самостоятельного выбора, исследовательско-творческой деятельности, оценки и самооценки полученного  результата.

Долгосрочными результатами являются:

-   обеспечение качества знаний учащихся  – 80%, успеваемости – 100%;

-   рост числа призёров  олимпиад  и конкурсов, фестивалей различного уровня.

Метод проектов представлен как личностно-ориентированная технология, которая может применяться в работе с учащимися   на всех стадиях обучения  практически по любому предмету. Новая форма организации обучения и воспитания способствует развитию личности   обучающихся, оптимизации учебного процесса, она повышает эффективность обучения, что позволяет дать ей высокую оценку.

Долгосрочные результаты и результаты тестирования студентов помогли показать эффективность реализации нашего проекта.

В ходе реализации проекта мы столкнулись с рядом трудностей. Трудности, прежде всего, связаны с перекосами в учебной программе (ведь не каждую  тему дисциплины возможно уложить  во все требуемые знания по проведению проекта);  проблемой общения со сверстниками и со взрослыми путем совместных поисков решения задач, осознанием себя как члена коллектива в процессе групповой деятельности в коллективных проектах  и   осознанием своей  оригинальности  при  выполнении индивидуальных проектов;  дополнительной нагрузкой преподавателя для разработки системы практикумов, направленных на реализацию метода проектов.

В дальнейшем предполагается разработка модели  применения метода проектов в личностно-ориентированном образовании, подготовка методических рекомендаций по вопросам внедрения  проектных технологий в образовательный процесс высшей медицинской школы, а также использование практического материала на всех уровнях образования и внедрение метода проектов, что обеспечит качественное, инновационное образование и креативного, самостоятельного, инициативного специалиста.

Литература

  1. Джужук И.И. Метод проектов в контексте личностно-ориентированного образования. Материалы к дидактическому исследованию. – Ростов н/Д.,2005.
  2. Пахомова Н.Ю. Проектное обучение – что это? Из опыта метод. работы. Дайджест журнала “Методист”./ Сост. Пахомова. Науч. Ред. Э.М.Никишин. – М.: АМК и ПРО, 2004.
  3. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – М., 1998.
  4. Сборник «Построение Общероссийской системы оценки качества образования и региональных систем оценки качества образования». – М., 2007.
  5. Сиденко А.С. Метод проектов: история и практика применения. //Завуч. – 2003. - №6.

Информация об авторах

Разуваева Л.В., кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка, ВГМУ им. Н.Н. Бурденко, Вологда, Россия, e-mail: landlit@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2324
В прошлом месяце: 32
В текущем месяце: 20

Скачиваний

Всего: 327
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 2