Материалы к справочнику произведений танатологической тематики

580

Аннотация

Справочник содержит информацию о жанре, кратком содержании, рукописных списках и исследованиях, посвященным представленным памятникам танатологической тематики, популярным на Руси и оказавшим определенное влияние на развитие эсхатологических воззрений древнерусских книжников.

Общая информация

Ключевые слова: танатологическая тематика, рукописные списки, эсхатология, апокрифы, Синодики

Рубрика издания: Мировая литература. Текстология

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/langt.2018050403

Финансирование. Работа выполнена при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ), проект № 16-04-00523а («Танатологический дискурс русской словесности XI–XX веков в аспекте межкультурной коммуникации»).

Для цитаты: Дергачева И.В., Конявская Е.Л. Материалы к справочнику произведений танатологической тематики [Электронный ресурс] // Язык и текст. 2018. Том 5. № 4. С. 14–24. DOI: 10.17759/langt.2018050403

Полный текст

Житие Василия Нового

«Житие Василия Нового» – памятник переводной литературы, в котором наиболее полно и ярко представлена тема «малой» и «большой» эсхатологии. Образно-символическая система этого жития была настолько убедительной, что повлияла на последующую письменность и религиозную философию славянских стран. Под воздействием «Жития Василия Нового» формировались византийские и древнерусские иконографические каноны, в частности, сложная многофигурная композиция Страшного суда. «Житие Василия Нового» было переведено на древнеславянский язык с греческого оригинала, возможно, уже сразу после его написания в X в. На Руси «Житие», получившее богатую рукописную традицию, «известно в различных редакциях, из которых наибольшее значение для слав. традиции имеют следующие: 1) редакция, отраженная в списке Ath. Dionys. 187, 1328 г.; 2) пространная редакция, основным представителем которой является рукопись ГИМ. Син. греч. 249, XVI в. (эти 2 редакции образуют 1-ю текстологическую семью по классификации Х. Ангелиди); 3) редакция, представленная списком Ath. Iver. 478, XIII в. (3-я семья по Х. Ангелиди)» (Пентковская Т.Н. Житие Василия Нового // Православная энциклопедия).

 Один из ранних списков Жития Василия Нового, датируемый концом XIV в. (РГБ. Собрание П.И. Севастьянова. Ф. 270. № 39 (Муз. № 1470); публикация Дергачева И.В. Посмертная судьба и «иной мир» в древнерусской книжности. М., 2004 С. 205–326), представляет текст сербского извода второй редакции. По форме и содержанию данное произведение отличается от канонических «Житий». Необычна и сама композиция произведения, состоящего из двух частей. В первой части описаны посмертные мытарства души блаженной старицы Феодоры, много послужившей при жизни святому Василию. После ее смерти ученик Василия, монах Григорий, расспрашивает учителя о том, что же стало с Феодорой, где теперь ее душа. И тогда Василий, обладавший особым даром чудотворения и провидения, делает так, что Феодора сама рассказывает о своей посмертной судьбе Григорию, явившись ему во сне.  Вторая часть «Жития» — эмоциональное и экспрессивное, описание Страшного Суда и живописно-выпуклые картины посмертной судьбы отдельного человека.

Списки:

РГБ. Собр . Севастьянова. Кон. XIV в. № 39 (Муз. №1470); РГАДА. Ф. 201. № 16, 1-й четв. XV в.); РГБ. Егор. № 162, кон. XV в.; ГИМ. Муз. № 196. 50-60-е гг. XVIII в. Л. 89 об; ГИМ. Муз. №№ 17, 28, 31, 36, 48, 74, 142, 144, 155, 172, 173,  179, 258, 317, 320, 345, 350, 354, 362, 370, 373; лицевые списки: ГИМ. Музейск. 40-е гг. XVII в. № 48. (162 миниатюры); ГИМ. Музейск. 70-е гг. XVII в.  № 345. (164 миниатюры); ГИМ. Музейск. Посл. четв. XVII в. № 317 (75 миниатюр); ГИМ. Музейск. № 188. Сер. XVIII в., видение Григория (49 миниатюр); ГИМ. Музейск. 50-60-е гг. XVIII в.№ 37 (154 миниатюры); ГИМ. Музейск. 70-е гг. XVIII в. № 142 (168 миниатюр); ГИМ. Музейск.  70-80-е гг. XVIII в. № 36 (181 миниатюра). (См. А.А. Турилов // Житие Василия Нового. Православная энциклопедия http://www.pravenc.ru/text/149757.html..

Библиография:

Публикации: Веселовский А.Н. Разыскания в области русcкого духовного стиха // СБОРЯС. 1889. Т. 46. С. 117–145; 1891. Т. 53. № 6. С. 185–213; Новаковиħ Б. Ст. Живот св. Василиjа Новог: Апокрифна легенда о животу с оне стране гроба по више српско-словенских рукописа // Споменик. Београд, 1895. Т. 29; Вилинский С. Житие св. Василия Нового в русской литературе. Ч. 1. Исследование. Одесса, 1913. Ч. 2: Тексты; Tarnanidis I.C. The Slavonic Manuscripts Discovered in 1975 at St. Catherine’s Monastery on Mount Sinai. Thessal., 1988. P. 148–156; Дергачева И.В. Посмертная судьба и «иной мир» в древнерусской книжности. М., 2004. С. 205–326;

Исследования: Буслаев Ф.И. Изображение Страшного Суда // Буслаев Ф. И. Древнерусская литература и православное искусство. СПб., 2001.С. 191–193; Пентковская Т.Н., Дергачнва И.В., Турилов А.А. Житие Василия Нового // Православная энциклопедия под ред. Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Электронная версия. Дата обращения 02.12.2018. http://www.pravenc.ru/text/149757.html; A. Kazhdan. Basil the Younger // Oxford Dictionary of Byzantium, 3 vols. 1991. 1: 270–271; David M. Goldfrank. Who Put the Snake on the Icon and the Tollbooths on the Snake? – A Problem of Last Judgment Iconography // Harvard Ukrainian Studies. Камень Краећгъльнъ. Rhetoric of the Medieval Slavic World. Vol. XIX. 1995. P.180–199; Tatiana Vilinbahova. L’immagine della morte nell’arte della Russia antica // Humana Fragilitas. I temi della morte in Europa tra Duecento e Settecento / A cura di Alberto Tenenti. Clusone, 2000. P. 259, 260; Berezhnaya Lilya. Orthodox Icons of Last Judgment on the Eastern Polish Borderlands (XVIth–XVIIIth centuries). Traditions, influences, and unsolved problems // Review of European History. P. 19–20; Творогов О.Н. Житие Василия Нового // Словарь книжников и книжности Древней Руси. XI – первая половина XIV в. Л., 1987. С. 142–143; Михайлычева (Пентковская) Т. В. Лексические данные Жития Василия Нового: (К пробл. локализации древнейшего слав. перевода) // Тр. молодых ученых: Лингвистика. М., 1998. С. 129-154; Samir Kh. La version arabe melkite du roman d'Alexandre du Pseudo-Callisthène // ByzF. 1999. Bd. 25. S. 61; Викторов В. В. Серб. список Жития Василия Нового кон. XIV - нач. XV (?) в. из собрания П. И. Севастьянова в РГБ // Румянцевские чтения, 2003. М., 2003. С. 32-35; Пентковская Т. В. Извлечения из жития Василия Нового в составе Пролога // ДРВМ. 2003. № 4 (14). С. 53-54; она же. Древнейший слав. перевод Жития Василия Нового и его греч. оригинал // ВВ. 2004. Т. 63 (88).

 

Лекарство Душевное. Синодичный сборник.

В третьей четверти XVII—XVIII вв. на базе тематического ядра синодичных предисловий сформировался лицевой церковно-учительный сборник с названием «Лекарство душевное». Тема, заявленная в самоназвании сборника, является продолжением универсальной антропологической концепции древнерусского книжника о первичности духовного над телесным.  (Синодик лицевой подьячего Федота Никифорова сына Палмова. РНБ. F. I. 324. Собр. Толстого. Ч. I. № 184. 1683 г. Л. 35—35 об.).

В списках «Лекарства душевного» общими структурообразующими элементами являются название сборника и предисловие. Самоназвание его таково: «Лекарство дuшевное воспоминание смертное, сиречь Синодикъ. Повести зело душеполезны суть. Избраны древнихъ святыхъ мужей, трuдившихъся Бога ради, царствия ради небеснаго и своего ради спасения. Его же ради восприяша вhнць нетленныи, и царствию небесному наследницы быша». Краткое предисловие заимствовано из 1-го синодичного слова Иосифа Волоцкого: «И сими душеспасителными книгами и повестми избавишася вечных мукъ, и намъ образъ дая, такожде воспоминати на всякъ день смертный часъ, понеже убо всяко писание о душевней ползе глаголет и учитъ; о телеснем же покои мало вещаетъ, сих же ради душеполезных и спасителныхъ книгъ, имамы избавитися вечнаго гнева Божиа и сподобитися небесныхъ благ, и хотяще видети вышнии градъ Иеросалимъ, чающе милости Божия и желающее со Христомъ жити во царствии небеснемъ, его же уготова Богъ любящимъ Его» (РГАДА. Ф. 181. Собр. Архива МИД. № 597. Л. 1 об.).

 Обращение к предисловию Иосифа Волоцкого — канонической основе Синодиков, подчеркивает синодическую основу сборников «Лекарство душевное», что позволяет назвать этот сборник непостоянного состава синодической книгой. Ряд «повестеи зело душеполезных», следующих за самоназванием и предисловием, варьируется во всех трех списках и имеет тематику, расширенную по сравнению с синодичной и определяющуюся названием «Лекарство душевное». В статьях, заимствованных из общих с литературным Синодиком источников, встречается не только «воспоминание смертное», но и приведены различного рода душеспасительные назидательные истории. Выход за пределы синодичной тематики и беллетризация сборника объясняются окончательной потерей литургической функции «Лекарства душевного», превращением Синодика в исключительно четий сборник, что явилось заключительным этапом рукописной традиции Синодика. Как четий сборник, в отличие от Синодика, «Лекарство душевное» не получило традиции бытования — в новой России на смену ему пришли иные темы.

Списки рукописей:

РГБ. Ф. 92. Собр. Долгова. № 54, 3-я четверть XVII века; Московская государственная Оружейная палата. № 9312, 1670 г.; РГАДА. Ф. 181. Собр. Архива МИД. № 597, 1-я четверть XVIII века.

Библиография:

Успенский А. И. Царские иконописцы и живописцы XVII в. // Записки Императорского Московского археологического института / Под ред. А. И. Успенского. М., 1913. Т. I. С. 88 и сл.; Кошелева О. Е. Лицевые церковно-учительные сборники «Лекарство душевное» в книжной культуре XVII в. (К вопросу об атрибуции памятника) // Тезисы всесоюзной конференции по истории средневековой письменности и книги. Ереван, 1977. С. 46—47. Дергачева И. В. «Лекарство душевное» как памятник религиозной антропологической литературы // Человек между Царством и Империей. М., 2003.

 

Проложная статья с поучением на празднование 1 августа

Праздник 1 августа Всемилостивому Спасу и Божией Матери был установлен Андреем Боголюбским после победы над волжскими булгарами в 1164 г. Рассказ об установлении праздника читается в статье на 1 августа в русских прологах Пространной редакции. Статья эта была также включена в Цикл повествований о чудесах от иконы Владимирской Божией Матери. Датировать создание текста целесообразно концом 60-х – началом 70-х гг. XII в.

В прологах и в Цикле статья на 1 августа встречается в том числе и с тремя различными продолжениями. Одно из них представляет собой Поучение о праздновании 1 августа. Как было установлено, авторство Поучения (а, скорее всего, и всей проложной статьи) целесообразно приписать ростовскому епископу Нестору.

Есть основания считать, что статья с этим продолжением и представляет первоначальный вид этого памятника.

Поучение на праздник 1 августа разъясняет, как подобает праздновать этот день. Поучение раскрывает суть праздника Пантократора, один аспект которого связан с догматом Боговоплощения: титул Вседержителя объединяет божественную и человеческую сущности Христа. Спас-Вседержитель – Судия, пред которым все мы предстанем на Страшном суде. Это главная тема, которая развивается в Поучении. Важно заметить, тема грядущего Суда и Воскресения является центральной в богослужениях с участием икон в Панткраторном монастыре. Эти тонкости посвящения и типика Константинопольской обители могли быть известны епископу-греку Нестору.

Конкретных же подробностей о праздновании Пантократорного дня в тексте немного, однако говорится, что в этот день нужно, как положено в большой праздник, «удаляться от дел», подавать милостыню, со свечами идти в церковь «на святое пение» (возможно, таким образом, что к моменту создания Поучения существовала служба на этот праздничный день). Говорится, что мы все предстанем пред Судией, и пред ним все дела наши будут написаны, что кто содеял. И каждый получит согласно их жизни: праведники – жизнь вечную, грешники – муку вечную. Паства призывается на добрые дела, чтобы «непостыдными» явиться на Суд и милостивый глас от Всемилостивого Спаса услышать.

Списки:

РГБ. Егоров. № 921, Сборник. В лист. мелкий полуустав. Л. 597-598.

РНБ. F. I.257. Из Толстовского собрания. Сборник (календарного типа) житий и поучений. В лист. Полуустав в два стб. 660 л. Филигрань: цветок четырехлепестковый (Лихачев № 3338 – 1559 г.) Л. 520 об. – 521.

РГБ. Рум. № 397. Сборник служб и житий русских святых. В лист, полуустав в два стб. 432 л. По филиграням (кабан, тиара с крестом) датируется 50-е гг. XVI в. Л. 430 об-432.

РГБ. Рог. № 714. Торжественник. Первая треть XVI в. В лист (34,0 х 25,0). Полуустав в два стб. 615 + I л. Филиграни: Briquet № 8983 – 1516 г., № 12861 – 1517-1518 г.; л. 7 и 616 позднейшие. инициалы киноварь c растительными отростками, вязь, заставки с золотом, миниатюра. Переплет доски, обтянутые кожей, сохранилась одна застежка. Л. 327б-328.

Библиография:

Филипповский Г. Ю. Столетие дерзаний: (Владимирская Русь в литературе XII в.). М., 1991. С. 132–135

Гребенюк В. П. Первое сказание о национальной святыне Русской земли – иконе Владимирской Богоматери // Русская словесность. 1993. № 3. С. 11–13

Гребенюк В. П. Икона Владимирской Богоматери и духовное наследие Москвы. М., 1997; Кучкин В. А., Сумникова Т. А. Древнейшая редакция Сказания о Владимирской иконе Богоматери // Чудотворная икона в Византии и древней Руси. М., 1996. С. 476–509.

Назаренко А. В. Андрей Боголюбский // Православная энциклопедия. М., 2001 Т. 2. С. 394

Лосева О. В. Жития русских святых в составе древнерусских Прологов XII– первой трети XV веков. М.: Рукописные памятники Древней Руси, 2009. — 472 с.

Конявская Е. Л. О времени создания текста проложной статьи на 1 августа // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2011. № 3 (45). С. 57-58

Конявская Е. Л. К истории сложения проложной статьи на 1 августа // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2012. № 1 (47). С. 5-14.

Синодики

На Руси под названием Синодик бытовали объединенные общей темой поминовения усопших три разных по содержанию и функциональной направленности типа памятников — Вселенский Синодик, Помянник и Помянник с синодичными предисловиями. Вселенский Синодик представляет часть «Чина в неделю православия», составленного в Византии в 843 г. на основании протоколов VII Вселенского собора в память борьбы над иконоборцами и читавшегося с тех пор в соборных церквях с архиерейским служением в первую неделю Великого поста (см.: Дергачев В. В. Вселенский Синодик в древней и средневековой России // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. № 1 (3). М., 2001.С. 18–29). Вселенский Синодик содержит: 1) Пролог или Предисловие с благодарением Богу за торжество православия; 2) Краткое изложение догматов православной веры; 3) Провозглашение вечной памяти умершим поборникам православия и многолетия живым; 4) Анафематствование еретических учений и их проповедников. Общая тенденция его развития на Руси — изменение состава памятника путем дополнения двух последних составных частей в связи с событиями русской и мировой истории. Чин Православия впервые упоминается в русской письменности под 1108 г. в «Повести временных лет».

Помянник включает перечисление ряда имен лиц живых и умерших, поминаемых на церковных службах. Начальная часть Помянников, включающая поминовения церковных иерархов и великих и удельных князей, сходна с русской частью Вселенского Синодика. Особая ценность Синодика как исторического источника заключается в его достоверности и фиксации родовой памяти  (Дергачев В. В. Родословие Дионисия Иконника // Памятники культуры. Новые открытия. Письменность. Искусство. Археология. Ежегодник 1988. М., 1989. С. 210—225).  Поминальная практика Троице-Сергиева и Иосифо-Волоколамского монастырей на основании полного репертуара источников описана немецким славистом Людвигом Штайндорфом. Воинские Помянники близки той части Вселенского Синодика, где содержится общая память погибшим воинам с перечислением битв. По времени поминовения, зависевшего от размера вклада, внесенного за душу поминаемого, Синодики-Помянники делились на «вечные» и «вседенники». «В «вечные» Синодики записывали имена крупных вкладчиков «на века», «без выгладки доколе и монастырь стоит», то есть вписывали навсегда, без намерения выскоблить запись по истечении известного срока. Во «вседневный» Синодик записывали только лиц, за поминовение которых был получен более или менее значительный вклад. Здесь оставались «на века» лишь имена крупных вкладчиков; имена же лиц, за поминовение которых была получена сравнительно меньшая сумма, вычеркивались по прошествии некоторого времени. Оба Синодика (и вечный, и вседневный) прочитывались в церкви во время богослужения, но в различное ремя и различными лицами.       

Синодик - литературный сборник включает помимо Помянника синодичные предисловия, повествующие о судьбе души после смерти тела и доказывающие необходимость поминовения усопших. Этот тип Синодика, представляющий исключительный интерес в смысле отражения эсхатологических представлений, бытовавших в средневековой Руси, явление чисто русское, и более того, авторское. Автором-составителем первой редакции Синодика с трехсловным предисловием был Иосиф Волоцкий. До нас дошла первая редакция (ИРЛИ. ОП 23. № 52, 1479 г.).  Текст «предисловий», включенных в Иосифов Синодик, начинается с разделения грехов на не прощаемые (те, кто отверглись Христа) и прощаемые (по молитвам святых). В списке иосифлянина Серапиона Полева, «послесловия» были опущены (ГИМ. Епарх. № 411, 1526). Вновь их текст был восстановлен в списке 1598 года Волоколамского Синодика (РГАДА. Ф. 1192. Собр. Иосифо-Волоколамского монастыря. Оп. II. № 559). 

 Вторая редакция предположительно осуществлена патриархом Иовом (1589-1605). Структура списков Синодика 2-ой редакции была заложена Иосифом Волоцким, но была расширена. Синодики этой редакции объединяются наличием общего поминовения с подробным перечислением видов смерти, а также пяти последовательно входящих текстов: 1) Трехсловное предисловие Иосифа Волоцкого; 2) «Таже от слова святаго Леонтиа презвитера Царя Града, о поминании умерших»; 3) «И по сем поучение от слова Дорофеева о нашем житии»; 4) «Сие предисловие общаго Синодика еже есть Помянника»; 5) «Слово от божественных писании, яко не подобает поминати себе за упокои живу сущу…».  Древнейший список РГБ. Собр. Унд. Ф. 310 № 156. Нач. XVII. 40 л. Общее поминовение редакции патриарха Иова с перечислением видов смерти и с порядком чтений, тропарями и седальными было озаглавлено как «Синодикъ первый». Общее поминовение редакции Иосифа Волоцкого отмечено как «Синодикъ вторый». Далее следует список имен лиц для поминания (Л. 40—40 об.). Во всех списках Предисловия второй редакции вписавшимся в Синодик содержится похвала, а не радеющим о своих душах — инвективы с привлечением свидетельств из разных источников (подробнее см.: Дергачева И. В. Древнерусский Синодик: исследования и тексты / Серия: Памятники древнерусской мысли: исследования и тексты. Вып. VI. М.: Кругъ, 2011. С. 44–53).

Третья редакция - Синодики непостоянного состава, датируются XVII - 1-ой третьюXX в.  Особенности: отсутствие Помянника;  дополнительно к общему поминовению в него  входят церковно-учительные, назидательные, литургические, догматические, апокрифические, исторические, агиографические и познавательного характера тексты (из Священного Писания, Палеи, патериков, прологов).

Списки рукописей:

Синодики первой, Иосифовой, редакции: Синодик Иосифо-Волоколамского монастыря. 1479 г. ИРЛИ. ОП 23. № 52. 77 л., без начала; Синодик Павло-Обнорского монастыря. До 1481 г. ГИМ. Барс. № 952. 38 л.; Синодик Иосифо-Волоколамского монастыря. Список 1526 г. с Синодика 1478 г. ГИМ. Епарх. № 411. 143 л.; Синодик Новгородской Борисоглебской церкви, 1552—1560 гг. (опубликован: Шляпкин И. А. Синодик 1552—1560 годов Новгородской Борисоглебской церкви. Белоостров, 1911. С. 1); Синодик Златоверхо-Михайловского монастыря. Автор –  Симеон. 1553–1560 гг. ЦНБ АН УССР. РО. Собр. Петрова. 537 П/ 1743. 127 л.; Синодик Московского Большого Успенского собора. До 31 декабря 1563 г. ГИМ. Собр. Успенского собора. № 64. 343 л; Синодик Московского Большого Успенского собора, 60-е годы XVI века. ГИМ. Собр. Успенского собора. № 65; Синодик Троице-Сергиева монастыря. 1575 г. РГБ. Ф. 304. III.Тр. № 25(бывшее Собр. Музейное, № 8666). 334 л.; Синодик Киржачского монастыря. До 1584 г. РГБ. Тр. № 43; Синодик Московского Богоявленского монастыря со списком имен лиц, казненных Иваном Грозным. 1599 г. ГИМ. Епарх. № 706. 214 л.; Синодик Троицкого монастыря на Цне-реке, 1620 г. ГИМ. Барс. № 96; Синодик Киржачского монастыря. До 1631 г. РГБ.   Тр. № 816. 101 л.; Синодик соборные церкви дьяка Михаила Патрекеевича Насонова. 1633–1640 гг. РГАДА. Ф. 181. Собр. Архива МИД. № 342/ 722; Синодик Козельской Введенской оптиной пустыни церкви и монастыря Пресвятой Богородицы, честнаго ея Введения. 1673–1690 гг. РГБ. Собр. Оптиной пустыни. № 327. 98 л.; Синодик Корнильево-Комельского монастыря XVII в. (ВОКМ. № 2008).

Синодики второй редакции патриарха Иова: РГБ. Унд. № 156. Нач. XVII века; РНБ. Титова. № 3996. 1674—1685 гг.; РГАДА. Ф. 396. Собр. Оружейной палаты. № 3714. 1633 г.; ГИМ. Барс. № 974. 2-я половина XVII века.

 

Синодики третьей редакции, непостоянного состава: Синодик Московского Богоявленского монастыря. 1572–1581 гг.  РНБ. Q. IV 129. (бывшее Собр. Толстого. II. № 191). 125 л; Синодик. После 1584 г. БАН. Собр. Архангельское Д. № 200. 62 л.; Синодик Иосифо-Волоколамского монастыря. 1597 г. РГАДА. Ф. 1192. Собр. Иосифо-Волоколамского монастыря. Оп. 2. № 559. 311 л.; Синодик-Помянник Иосифо-Волоколамского монастыря. 1658 г. РГАДА. Ф. 1192. Собр. Иосифо-Волоколамского монастыря.  Оп.I2 № 560; Сборник с синодиком.  Синодик – до 1598 г. РГБ. Колл. Отдела рукописей. № 606. 130 л.;  Синодик – кон. XVI в. РНБ. Собр. Сол. № 329. 377 л. ; Синодик. Нач. XVII в. РГБ. Собр. Ундольского. № 156. 40 л.; Синодик Благовещенского собора г. Сольвычегодска. 1606 г. ГИМ. Увар. № 668. 121 л.; Синодик Троицкого монастыря на Цне-реке. 1620 г. ГИМ. Барс. № 961. 76 л.; Синодик Межигорского монастыря Преображения Господня и св. Николы и св. апостол Петра и Павла. 1625 г. ЦНБ АН УССР. РО. Собр. Петрова. 375 С/ 374. 446 л.; Сборник с синодиком. 1-ая четверть XVII в. РНБ. 1. 96. (бывшее Собр. Толстого. III. № 74). 222 л. Лл. 210–222 об. – синодик;; Синодик дворцовой церкви св. Евдокии. 1633 г. РГАДА. Ф. 396. Собр. Оружейной палаты. Оп. 2. Ч. 7.  № 3714. 134 л.; Синодик лицевой боярина князя Бориса Михайловича Лыкова. 1634–1640 гг. РГБ. Собр. Музейное. № 4116. 100 л.; Воинский Синодик. XVII в. ГИМ. Собр. Барсова. № 962; Воинский Синодик. 1754 г. ГИМ. Барс. № 965; Синодик Андроникова монастыря. 1641–1644 гг. ГИМ. Барс. № 974. 151 л.; Синодик Симеона Данилов (вклад в церковь Рождества Богородицы вотчины Иосифо-Волоколамского монастыря). 1645 г. ГИМ. Барс.  № 953. 84 л.; Синодик Тверского Преображенского кафедрального собора. 1644–1652 гг. РГБ. Собр. Музейное. № 9465. 178 л.; Синодик лицевой. 1644–1652 гг. РНБ. Q 1. № 1152. 124 л. ; Синодик Вознесенской Давыдовой пустыни. 1651 г. РГБ. Колл. Отдела рукописей. № 332. 96 л.; Синодик Суздальского соборного храма. До 1652 г. ГИМ. Увар. № 252. 155 лл.; Лицевой Синодик Переяславского Борисо-Глебского монастыря. Около 1652 г. ГИМ. Собр. Щукина. № 138. 126 л.; Синодик Костромского Ипатьевского монастыря. Сер. XVII в. РГБ. Овчин. № 419; Синодик лицевой. Сер. XVII в. РНБ. .Q.1.407( бывшее Собр. Толстого. Ч. 1. № 72). 112 л.; Синодик монастыря Рождества Богородицы, на Болоте под Александровою слободою. После 1652 г. ГИМ.  Барят № 337. 201 л.; Лицевой синодик монастыря Успения Богородицы Успенской пустыни. После 1652 г. ГИМ. Увар. № 880. 133 л.; Синодик лицевой. После 1652 г. РГАДА. Ф. 196. Оп. 1. Ч. 6. № 1470. 66 л.; Синодик Преображенского Ковалева монастыря Новгородского уезда. 1659 г. РГАДА. Ф. 181. Собр. Архива МИД. № 633. 144 л.; Синодик-Помянник церкви Сошествия св. Духа Троице-Сергиевой Лавры. РГБ. . Тр. № 814. 1660 г.; Синодик Троицкого Сергиева Киржацкого монастыря (с «росписью опальным людем, которых поминати по государеву указу…»). 1671 г. РГБ.  Тр. № 815 (1642). 70 л.; Синодик царский. После 1862 г. РНБ. Q 1.68= Собр. Толстого. Ч. III. № 52. 38 л.; Синодик Медынского Благовещенского монастыря. 1680 г. ГИМ. Собр. Щукина. № 579.  42 л.; «Лекарство душевное». 3-я четверть XVII в. РГБ. Собр. Долгова. № 54. 296 л.; Синодик лицевой. 3-я четверть XVII в. ГИМ. Муз. № 25. 167 л.; Лицевой синодик Спасо- Преображенского в г. Муроме монастыря. 3-я четверть XVII в. ГИМ. Собр. Щукина. № 139. 158 л.; Синодик лицевой вкладной церковный. 1670 г. РНБ. F. Ш. 256=Собр. Толстого. Ч. I. № 137. 177 л.; Синодик лицевой Настасова монастыря церкви Рождества Богородицы и великомученицы Екатерины (Лихвинского уезда) – вклад Осипа Васильева сына Недоброва и вкладные книги за 1557–1660 гг. (лл.70–80 об.). 1673–1676 гг. РГБ. Муз. № 8299.93 л.; Синодик Сыпанова Троицкого монастыря. 1674–1685 гг. РНБ. Собр. Титова. № 3996. 123 л.; Синодик лицевой подбячего Федота Никифорова сына Павлова. 1683 г. РНБ.F.I.324=Собр. Толстого. Ч. 1. № 184. 113 л.; Лицевой синодик г. Калуги Новодевичьего монастыря Казанской Божией Матери. Писан игуменией Маремьяной. 1688 г. РГАДА. Ф. 381. Собр. Синодальной типографии. № 274. 64 л.; Синодик лицевой. 1690–1700 гг. РНБ. F.IV/200=Собр. Толстого. № 326. 175 л.; Синодик лицевой рукописный с гравированными виньетками Леонтия Бунина. 1695–не позднее 29 января 1696 г. РНБ. F. I. 323 = Собр. Толстого. Ч. 1. № 107. 136 л.; Лицевой синодик рода стольника Ивана Ивановича Безобразова. 1697 г. ГИМ. Муз. № 193. 50 л.; Синодик лицевой. 2-ая половина XVII в. ГИМ. Муз. № 91. 41 л.; Синодик лицевой. Посл. треть XVII в. РНБ. Собр. Титова. № 2595. 48 л.; Синодик лицевой. Посл. четверть XVII в. БАН. Собр. Лукьянова. № 72. 57 л.; Лицевой синодик великой княжны царевны Татьяны Михайловны. Текст и миниатюры писаны царевной. XVII в. ГИМ. Собр. Воскресенское. № 66. 252 л.; Синодик Голутвина монастыря г. Коломны. XVII в. (по описанию). РГАДА. Ф. 188. Рукописное собрание РГАДА. № 48.; Синодик соборной Троицкой церкви г. Калуги. XVII в. РГАДА. Ф. 381. Собр. Синодальной типографии. № 273. 93 л.; Синодик монастырский. XVII в. РГАДА. Ф. 381. Собр. Синодальной типографии. № 275. 44 л.; Синодик-Помянник. Ф. 381. Собр. Синодальной типографии. № 277; Синодик лицевой. Кон. XVII в. ГИМ. Муз. № 194. 58 л.; Синодик лицевой. Кон. XVII в. ГИМ. Хлуд. № 181. 157 л.; Лицевой синодик Ивана Савинава сына Голенищева Кутузова. Кон. XVII в. ГПНТБ СО РАН. Собр. Тихомирова. № 56. 42 л.;  Лицевой синодик Полтавского Крестовоздвиженского монастыря. Кон. XVII в.   НБ МГУ. № 1374.  397 л.; Синодик лицевой. Приблизительно 1700 г. РНБ. Собр. Титова. № 251. 69 л.; Синодик лицевой. Кон. XVII–нач. XVIII в. РГБ.  Муз. № 7277. 45 л.;  Синодик Ильтинской церкви в Запсковье. . Кон. XVII–нач. XVIII в. РГБ. Собр. Ниловой пустыни. № 49. 117 л.; Синодик лицевой. Кон. XVII–нач. XVIII в. РНБ. Собр. ОЛДП. F. 391 (старый № – ОЛДП. F. CCCXCI). 56 л.; Синодик лицевой. После 1701 г. ГИМ. Увар. № 987а. 122 л.; «Лекарство душевное». 1-ая четверть XVIII в. РГАДА. Ф. 181. Собр. Архива МИД. № 597. 604 л.; Синодик-Помянник иосифо-Волоколамского монастыря. ГИМ.  Епарх. № 413.  1646 г.

Библиография:

1. Опубликованные источники

Голубев С. Т. Древнейший Помянник Киево-Печерской лавры (конец XV— начало XVI в.) // ЧИОНЛ. Кн. VI. Киев, 1892; Голышев И. А. Альбом рисунков рукописных Синодиков 1651, 1679 и 1686 г., с 30 листами хромолитографических рисунков, орнаментов, виньеток, букв и бордюр, отпечатанных красками и золотом. Голышевка, 1885; Голышев И. А. Альбом рукописного Синодика (Богородицерождественской церкви села Климовского Вологодской губернии, Вельского уезда) 1746 г. Голышевка, 1891;   Голятовский И. «Души людей умерлых». Чернигов, 1687; Pomianyk of Horodyshche. Part 1: A/D/ 1484 / Edited by Rudnyckyj. The University of Manitoba. Department of slavic studies. Readings in Slavic literature. 2. Winnipeg, Canada, 1962; Поликарпов Н. И. Синодик святителя Митрофана // Воронежская старина. Воронеж, 1903. Вып. III. С. 116—187; Ровинский Д. А. Русские народные картинки. СПб., 1881. Кн. I—V; Романов Г. А. Русский Синодик. Помянник московского Сретенского монастыря: Исторический справочник. М., 1995; Ромодановская Е. К. Синодик Ермаковым казакам // Ромодановская Е. К. Русская литература в Сибири первой половины XVII века. Новосибирск, 1973. С. 35—51; Сазонов С. В. Синодики надвратных церквей Ростовского архиерейского дома // Сообщения Ростовского музея. Вып. III. Ростов, 1992. С. 131—162; Tarnanidis I. C. The Slavonic manuscripts discovered in 1975 at St. Catherine’s monastery on mount Sinai. Thessaloniki, 1988; Черменский П. Н. Лицевой Синодик XVII в. Свято-Троицкого Лебедянского монастыря // Записки Отделения русской и славянской археологии императорского Русского археологического общества. Пг., 1915. Т. XI. С. 75—81; Шляпкин И. А. Синодик Псковского Спасо-Мирожского монастыря // Памятники древней письменности. СПб., 1880. Вып. IV. С. 115—135; Шляпкин И. А. Синодик 1552—1560 годов Новгородской Борисоглебской церкви // Сборник Новгородского общества любителей древности. Новгород, 1911. Вып. V. С. 1—9; Шляпкин И. А. Что можно найти в старом поминанье? (Экскурс в русскую литературу XVII в.) // «Привет!» (Художествнно-научно-литературный сборник). СПб., 1898. С. 213—215.

Библиография:

 Алексеев А. И. Складывание поминальной практики на Руси XIV—XV вв. // «Сих же память пребывает во веки» (Мемориальный аспект в культуре русского православия): Материалы докладов и сообщений международной научной конференции. СПб., 1997; Алексеев А. И. Сюжет «змея мытарств» в композиции икон «Страшного суда» // Церковная археология. Выпуск 4. Материалы Второй Всероссийской церковно-археологической конференции, посвященной 150-летию со дня рождения Н. В. Покровского. СПб., 1998. С. 13—17; Алексеев А. И. Установление «общей памяти» при митрополите Макарии. Исторический  экскурс: церковное поминовение умерших «напрасною» смертью // Макарьевские чтения. Вып. VI. Можайск, 1998. С. 102—122;  Афанасий (Сахаров). О поминовении усопших по уставу Православной церкви. СПб., 1995; Б. Чин православия, совершаемаго в первую неделю великого поста // Руководство для сельских пастырей. Журнал, издаваемый при Киевской духовной семинарии. Киев, 1872. Т. I. № 10. С. 343—352;  Батюшков Ф. Д. Спор души с телом в памятниках средневековой литературы. Опыт историко-сравнительного исследования. СПб., 1891;  Berezhnaya Lilya. Orthodox Icons of Last Judgment on the Eastern Polish Borderlands (XVIth—XVIIIth centuries). Traditions, influences, and unsolved problems // Review of European History; Боровкова-Майкова М. С. К литературной деятельности Нила Сорского // Памятники древней письменности и искусства. СПб., 1911. CLXXVII; Веселовский С. Б. Синодик опальных царя Ивана Грозного как исторический источник // Веселовский С. Б. Исследования по истории опричнины. М., 1963. С. 323—478;  Дергачев В. В. Вселенский Синодик в древней и средневековой России // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 1(3). М., 2001. С. 18–29; Дергачев В. В. Родословие Дионисия Иконника // Памятники культуры. Новые открытия. Письменность. Искусство. Археология. Ежегодник 1988. М., 1989. С. 210—225; Дергачева И. В. Историко-богословский аспект литературных предисловий Синодика как литургического сборника с четьей функцией // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. № 2 (8). М., 2002. С. 62—65; Дергачева И. В. К литературной истории древнерусского Синодика XV—XVII  веков // Литература Древней Руси. Источниковедение. Л., 1988. С. 63—76; Дергачева И. В. Синодик с литературными предисловиями: история возникновения и бытования на Руси // Древняя Русь: Вопросы медиевистики. М., 2001. № 2 (4); Дергачева И. В. Становление повествовательных начал в древнерусской литературе XV—XVII веков (на материале Синодика). Мünchen, 1990; Дергачева И.В. Древнерусский Синодик: исследования и тексты / Памятники древнерусской мысли: исследования и тексты. Вып. VI. М.: Кругъ, 20114; Дмитриева Р. П. Повести о споре жизни и смерти. М.; Л., 1964;  Доброхотов В. О Синодике Боголюбова монастыря // Доброхотов В. Древний Боголюбов. Город и монастырь с его окрестностями. М., 1852. С. 119—126; Добрынкин Н. Г. Памятники древней письменности Спасского монастыря в г. Муроме. Лицевой Синодик и вкладная книга // Владимирские губернские ведомости, 1891. Часть неофициальная: № 39 — С. 1—3; № 41— С. 1—3; № 42 — С. 1—3; № 43 — С. 1—2; № 50 — С. 1—2; — 1892 г. — № 4 — С. 1—3; № 5 — С. 2—5; № 7 — С. 1—3; Е. Н. О Синодиках Кожеозерского монастыря // Архангельские епархиальные ведомости. 1895. № 20. С. 490—494; № 22. С. 535—538; Е. Н. Синодики Крестного монастыря Архангельской губернии, Онежского уезда // Архангельские епархиальные ведомости, 1896. № 11. С. 330—334; № 13. С. 364—371; Е.Н. Старые Синодики Антониево-Сийского монастыря Архангельской губернии, Холмогорского уезда // Архангельские епархиальные ведомости. 1896. № 1. С. 9—17; № 2. С 29—37; № 3. С. 66—74;  Е.Н. Старые Синодики Николо-Корельского монастыря // Архангельские епархиальные ведомости. 1895. № 1. С. 6—14; № 2. С. 60—69;  Е. Н. Старые Синодики Соловецкого монастыря // Архангельские епархиальные ведомости. 1901. № 6. С. 167—183; Зотов Р. В. О черниговских князьях по Любецкому Синодику и о черниговском княжестве в татарское время. СПб., 1892; Каштанов С. М. Царский Синодик 50-х годов XVI в. // Историческая генеалогия. Вып. 2. Екатеринбург, 1993; Квашнин-Самарин Н. Д. По поводу Любецкого Синодика // ОИДР. М., 1874; Конев С. В. Синодикология. Часть I: Классификация источников // Историческая генеалогия. Вып. 1. Екатеринбург, 1993;  L’immagine della morte nell’arte della Russia antica // Humana Fragilitas. I temi della morte in Europa tra Duecento e Settecento / A cura di Alberto Tenenti. Clusone, 2000; Мошин В. А. Сербская редакция Синодика в неделю православия: Анализ текстов // ВВ. М., 1959. Т. XVI. С. 317—394;  Никольский К. Анафематствование (отлучение от церкви), совершаемое в первую неделю великого поста: Историческое исследование о чине православия. СПб., 1879; Рец.: Горчаков М. И. // Отчет о 23 присуждении наград графа Уварова. СПб., 1881; О лицевых Синодиках, поступивших в распоряжение Харьковского предварительного комитета по устройству XII Археологического съезда // Труды Харьковского предварительного комитета по устройству XII Археологического съезда. Харьков, 1902. Т. I; Петухов Е. В. Древние поучения на воскресные дни Великого Поста. СПб., 1886; Петухов Е. В. Из истории русской литературы XVII века: Сочинение о царствии небесном и о воспитании чад // Памятники древней письменности. СПб., 1893. № XCIII; Петухов Е. В. Очерки из литературной истории Синодика. СПб., 1895; Рец.: Соболевский А. И. // Отчет о 39 присуждении наград графа Уварова. СПб., 1899; Понырко Н. В. Синодик // Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 2 (вторая половина XIV—XVI в.). Часть 2 (Л—Я). Л., 1989; Порфирьев И. Апокрифические сказания о новозаветных лицах и событиях. СПб., 1890; Прохоров Г. М. Автографы Нила Сорского // Памятники культуры. Новые открытия. М., 1974; Raider Rf. Ars moriendi. Von der Kunst des heilsamen lebens und Sterbens. Köln-graz, 1957; Савелов Л. В. Борщевский монастырь и его Синодик как материал для генеалогии донских родов // Сборник областного войска Донского статистического комитета. Новочеркасск, 1902. Вып. III. С. 1—14;  Сазонов С. В. К ранней истории синодичных предисловий // Cообщения Ростовского музея. Вып. I. Ростов, 1991. С. 8—28; Сазонов С. В. О Синодике новгородского Лисицкого монастыря // Археология и история Пскова и псковской земли. Псков, 1992; Семенов С. О чине православия. Киев, 1856; Снегирев И. Неделя православия или сборное воскресенье в Москве // Православное обозрение. Отдел «Заметки Православного обозрения». М., 1865, февраль. Т. XVI. С. 51—71; Сукина Л. Б. Лицевые Синодики в собрании Ростовского музея // Сообщения Ростовского музея. XII. Ростов, 2002. С. 10—14; Сукина Л. Б. О Ростовском лицевом Синодике последней трети XVII в. из коллекции А. А. Титова // История и культура Ростовской земли. 1994. Ростов, 1995. С. 21—26; Сукина Л. Б. Очерковые миниатюры русских рукописных Апокалипсисов и Синодиков второй половины XVII века / Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата культурологии. М., 1998; Сукина Л. Б. Рукописные Помянники Сольбинской пустыни: интерпретация Синодика Леонтия Бунина провинциальной книжной культурой XVIII века // История и культура Ростовской земли. 1995. Ростов, 1996. С. 147—152; Сукина Л. Б. Слово и изображение в лицевой книге XVII в. (на материале Синодиков и Апокалипсисов) // История и культура Ростовской земли. 1993. Ростов, 1994. С. 116—121; Титов А. А. Синодик Спасо-Преображенского монастыря в Ярославле. М., 1895; Титов А. А. Синодики XVII и XVIII вв. Ростовского Успенского собора. Ростов, 1903; Тихонравов Н. С. Синодик и родительский летописец Строгановых. По рукописи проф. Н. Тихонравова // ОИДР. М., 1884; Ужанков А. Н. Русское летописание и Страшный Суд (совестные книги Древней Руси) // Сретенский альманах. Богословие и апологетика. М., 2001. C. 20—58; Хромов О. Р. Русская лубочная книга XVII—XIX веков. М.: Памятники исторической мысли, 1995; Штайндорф Л. Поминание усопших как общее наследие западного средневековья и Древней Руси // «Сих же память пребывает во веки» (мемориальный аспект в культуре русского православия). Материалы докладов международной научной конференции. СПб., 1997; Штайндорф Л. Сравнение источников об организации поминания усопших в Иосифо-Волоколамском и Троице-Сергиевом монастырях в XVI веке // Археографический ежегодник за 1996. М., 1998. С. 65—78; Steindorff L. Memoria in Altrubland: Untersuchungen zu den Formen christlicher Totensorge. Franz Steiner Verlag. Stuttgart, 1994; Щеглова С. А. Ахматский и Увекский Синодики XVII столетия и Помянник Саратовской Троицкой церкви // Труды Саратовской ученой архивной комиссии. Саратов, 1911. Вып. XXVIII. С. 25—41.

Информация об авторах

Дергачева Ирина Владимировна, доктор филологических наук, доцент, профессор кафедры «Лингводидактика и межкультурная коммуникация» института «Иностранные языки, современные коммуникации и управление», Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4878-2027, e-mail: dergachevaiv@mgppu.ru

Конявская Елена Леонидовна, доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник, Институт российской истории РАН, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8960-9837, e-mail: ekonyavskaya@gmail.com

Метрики

Просмотров

Всего: 1259
В прошлом месяце: 8
В текущем месяце: 9

Скачиваний

Всего: 580
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 1