Патриотическое воспитание молодежи

439

Аннотация

В данной статье патриотическое воспитание молодежи рассматривается как часть системы ценностей человека, содержащий потенциал для предотвращения распространения негативных тенденций в молодежной среде. В статье оговаривается ключевой инструмент успешной патриотической деятельности и потенциал поисковых движений бойцов ВОВ для патриотического воспитания молодежи.

Общая информация

Ключевые слова: воспитание, патриотизм, патриотическое воспитание, духовные ценности

Рубрика издания: Хроники научной жизни

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/langt.2018050411

Для цитаты: Какадий В.И. Патриотическое воспитание молодежи [Электронный ресурс] // Язык и текст. 2018. Том 5. № 4. С. 96–99. DOI: 10.17759/langt.2018050411

Полный текст

Понятие воспитания, в обывательском смысле, это повседневное и заурядное действие. Но если задуматься о его значении для жизни человека, общества, государства, то воспитание окажется понятием, лежащим в основе человеческого бытия. Ученые на протяжении всей истории человечества размышлявшие о роли воспитания приходили к тому, что воспитание - ключ к успеху и процветанию общества.

Современная трактовка «воспитания», в Большом энциклопедическом словаре, это «целенаправленное развитие человека, включающее освоение культуры, ценностей и норм общества» [1, С. 1041]. Нарушение процесса воспитания имеет многочисленные последствия в виде разнообразных форм девиантного поведения у человека. В число этих форм специалисты относят алкоголизм, наркомании, преступность, самоубийства, проституцию [4, С. 232]. Особенно уязвимой категорией в отношении развития девиаций является молодое поколение. Постоянная занятость взрослых членов семьи материальным обеспечением и соответственно недостаточные воспитание взрослеющих детей, недостаточная педагогическая грамотность родителей, резкое ослабление воспитательной составляющей в деятельности образовательных учреждений, неблагоприятная социально-экономическая ситуация в стране, динамизм современного общества, интенсивный информационный поток, большая учебная нагрузка, низкий материальный уровень, агрессивная реклама девиантного поведения в СМИ – вот далеко не полный перечень причин влияющих на молодежь. Последствия девиантного поведения проявляют себя в виде соматических (ВИЧ, гепатиты В и С, другие инфекции, отравления) и психических заболеваний, смерти. Такие процессы ставят под большой вопрос перспективы развития общества. Вышеперечисленные негативные тенденции активно влияют на мировоззрение человека, провоцируя кризис системы ценностных ориентаций. Проблема деформации системы ценностей способна серьезно ухудшать имеющуюся ситуацию с распространением девиаций и угрожать жизнеспособности общества в целом. При этом, именно в ценностной сфере кроется огромный потенциал для предотвращения распространения негативных тенденций в молодежной среде. Особенности системы ценностных ориентаций в том, что, являясь взглядами и убеждениями, они определяют мышление и регулируют поведение людей, влияют на их предпочтения, объединяют одних и разъединяют других, определяют направленность личности в целом. Ценностная сфера рассматривается некоторыми исследователями как базовое ядро личности [2, С. 9]. Система ценностей начинает формироваться в детском возрасте и продолжает складываться в юношеском и молодом возрасте в процессе воспитания. В связи с этим, актуальность воспитания молодого поколения трудно переоценить.

Рассматривая основу процесса воспитания, К.Д. Ушинский подчеркивал его духовное начало, называя «воспитание» величайшим вопросом человеческого духа [3, С. 4]. Такое высокое понимание воспитания легко соотносится с одной из ее многочисленных граней, с патриотическим воспитанием. Патриотическое воспитание в педагогической литературе определяется как неотъемлемая часть общего процесса воспитания. Основная цель патриотического воспитания развитие у человека такого качества как патриотизм. Патриотизмом называют любовь, преданность и привязанность к Отечеству, своему народу [6, C. 442]. Таким образом, патриотизм, по сути, является чувством любви к Родине, а значит личным внутренним опытом человека, частью его ценностного мира.  Ценностями называют любой объект (в т.ч. и идеальный), имеющий жизненно важное значение для субъекта (индивида, группы, слоя, этноса) [5, С. 481]. Семья человека, его друзья, родные места, память о предках эти общие для человека ценности относятся к духовным и являются фундаментом для воспитания любви к отечеству. Развитие патриотизма у молодых людей обогащает личность высшими ценностями, что проявляется уважением к людям, истории, в ответственности перед своей семьей, заботе о близких людях, в желании защищать Отечество.

Имея целью воспитание патриотизма или любви к Родине, перед патриотическим воспитанием лежит непростая задача, требующая тонких инструментов воздействия на ценностную сферу молодого поколения.

Большинство основоположников педагогических и психологических наук сходятся во мнении, что основным инструментом успешной воспитательной деятельности является личность осуществляющего этот процесс человека. Человек, подлинно увлеченный патриотикой, всегда будет вне формального подхода к осуществлению процесса патриотического воспитания. При этом увлеченность, свойственная таким людям, не может оставить молодежь равнодушной. Влияние на чувства молодого человека является отправной точкой в формировании его ценностной сферы и в дальнейшем развитии патриотического сознания.

При всем многообразии патриотических воздействий, организуемых субъектами воспитательной деятельности (семьей, государственными, общественными и религиозными институтами; учебно-воспитательными заведениями), на наш взгляд особенное влияние имеет деятельность погружающая молодежь в тему Великой Отечественной войны. Патриотического воспитание невозможно без формирования у молодого поколения уважительного отношения к прошлому и настоящему своей страны [7, С. 241].

Война как никакое другое явление раскрывает подвиг русского народа и русский патриотизм. Особенно потрясающим потенциалом для патриотического воспитания является вовлечение молодежи в деятельность, связанную с поиском солдат погибших в Великой Отечественной войне. Слова А.В. Суворова, о том, что «война не закончена, пока не захоронен последний погибший солдат», вдохновляют поисковые отряды по всей стране вернуть долг солдатам Великой Отечественной отдавших свою жизнь за Родину.

Поисковая работа это отдельное направлением военной археологии, которая занимается поиском неизвестных захоронений, установлением личности погибших и их перезахоронением, поиском родственников погибших солдат.

Поднимая собственными руками останки бойцов Красной Армии, молодые люди прикасаются к истории, к подвигу. Участие молодежи в такой патриотической деятельности позволяет формировать не только представления о высших ценностях человека, но дает возможность пережить их через личный внутренний опыт. Подобный опыт имеет важнейшее значение для воспитания патриотизма, так как его подлинность помогает произвести качественные изменения в личности молодого человека.

Рассматривая патриотическое воспитание невозможно переоценить значение патриотизма для личности молодого человека. Это качество, являясь частью ценностной сферы, влияет на саму сущность человека, а значит, может определять путь развития его жизни. Поэтому при организации патриотической деятельности необходимо учитывать ее ценностный аспект, избегать формального отношения и стремится к тому, чтобы вовлекать молодежь в осмысленную и созидательную деятельность способствующей процветанию нашего общества.

Литература

  1. Большой энциклопедический словарь. -2-е изд., перераб. и доп.: - М.: Большая Российская энциклопедия; 2000, С. 1041.
  2. Динамика ценностно-смысловой сферы личности в процессе наркотизации. Монография//Н.Ю. Самыкина, М.Е. Серебрякова: - Самара: Изд-во «Универс групп», 2007 г. С. 9.
  3. Кондукторова Н.В. Педагогические идеи К.Д. Ушинского в современной системе образования // Образование и воспитание. - 2016. С. 4.
  4. Кравченко А.И., Анурин В.Ф. Социология: учеб. для вузов. – СПб.: Питер, 2003. С. 232.
  5. Краткий психологический словарь. - Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС». Л.А. Карпенко, А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. 1998. С. 481.
  6. Толковый словарь русского языка. Под редакцией Д.Н. Ушакова (1935-1940) - М.: Альта-Принт, 2013. С. 442.
  7. Шульженко М.Э. Патриотическое воспитание современной молодежи // Молодой ученый. - 2017. - №47. С. 241.

Информация об авторах

Какадий В.И., магистрант, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, e-mail: landlit@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1664
В прошлом месяце: 44
В текущем месяце: 33

Скачиваний

Всего: 439
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 2