Патриотизм в истории развития отечественного предпринимательства

241

Аннотация

Статья посвящена ретроспективному обзору развития российского предпринимательства в контексте их деятельности на пользу государству и Отечеству. В ней предпринята попытка сопоставить действия предпринимателей XIX-ого столетия и сегодняшнего дня.

Общая информация

Ключевые слова: российское предпринимательство, патриотизм, национальная экономика

Рубрика издания: Хроники научной жизни

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/langt.2018050412

Для цитаты: Радостева М.В. Патриотизм в истории развития отечественного предпринимательства [Электронный ресурс] // Язык и текст. 2018. Том 5. № 4. С. 100–103. DOI: 10.17759/langt.2018050412

Полный текст

История российского предпринимательства насчитывает несколько столетий, и теснейшим образом переплетается с историей нашей страны. 

Особую активность предпринимательская деятельность приобрела во второй половине XIX столетия, что было обусловлено социально-политическими преобразованиями того времени.

Предприниматели той эпохи составляли элиту не только российских деловых кругов, но и элиту всего российского общества, которая влияла на экономику страны, определяла ритм и содержание жизни, ее уклад, задавая основной вектор развития. Безусловно, это были такие же люди со своими достоинствами и недостатками, со своими взглядами на жизнь и пристрастиями, как и большинство людей. Тем не менее всем им свойственны общие черты, а именно, то, что деловые люди России  внесли огромный вклад в создание отечественной промышленности и торговли, в развитие новых отраслей экономики. Русским предпринимателям были свойственны размах, масштабность осуществляемых проектов, чуткость к новшествам, изворотливость и находчивость []. Наряду с этим можно выделить религиозность, приверженность монархии, патриотизм, заинтересованность в повышении социального статуса, прежде всего, через ярко выраженную общественную деятельность, во многом они были приверженцами традиций предков и хранили их заветы наряду с любовью к Отечеству.

Предпринимательство – это уникальное в своем роде социально-экономическое явление, которому присущи не только отдельные экономические функции такие, как: инновационная, рыночная, ресурсная и иные, но и ответственность перед обществом, что проявляется в качественном осуществлении своей основной деятельности, в добротном оказании услуг и изготовлении товаров, с одной стороны, и в формировании хозяйственной основы национальной экономики, с другой стороны. Между тем именно предприниматели – представители малого и среднего бизнеса являются частью столь недостающего сегодня в России среднего класса, который составляет основу любой цивилизованной страны.

Общеизвестным историческим фактом является то, что в 1913 году Российская империя занимала одно из лидирующих положений  в мировой экономике. Рубль в то время был одной из устойчивых валют в мире, золотой запас России – 1300 тонн, по уровню ВВП страна делила 4-5 место с Францией, уступая лишь США, Германии и Великобритании.

Столь высокий уровень национальной экономики в упомянутое время оказался результатом бурного развития малого и среднего предпринимательства.

Например, к концу XIX века в Петербурге предприятиями текстильной отрасли владели 35 купцов, 2 дворянина, 69 мещан. 35 крестьян, заводами по обработке металлов – 45 купцов, 18 дворян, 257 мещан, 192 крестьянина [3, с. 8].

К 1917 году в России насчитывалось 4080 акционерных обществ.

Приведенные факты обращают наше внимание на те обстоятельства, которые формировали мотивы и поступки населения того времени заниматься предпринимательством. Среди них можно выделить такие, как: желание быть хозяйственно независимыми и иметь собственный доход, ибо в памяти еще прочно «сидел» образ крепостного крестьянина. Желание поменять социальный статус, продвижение по социальной лестнице было одним из стимулов для предпринимателей, ибо самые способные из их числа становились национальным достоянием, наряду с писателями, поэтами, учеными, художниками, музыкантами и составляли элиту государства. Более того, предприниматели считались людьми государственного значения.

Например, устройство органов купеческого самоуправления и его работа были переплетены с работой и организацией общегородского управления. Исполнительная власть, законодательная, городская Дума тесно сотрудничали с московским купеческим обществом, а купцы, в свою очередь, участвовали в работе гражданских советов.

Существовала система государственных и церковных наград предпринимателям, которые вручались последним за  их благотворительные дела. Во всем этом прослеживается стремление к социальному партнерству, желание оставить после себя добрый след.

Царское правительство могло обратиться за деньгами, за помощью к предпринимателям, особенно, если того требовала необходимость в защите государства от внешних врагов, что еще раз подчеркивает взаимодействие и интегрированность бизнеса и власти.

Мещерякова   считает, что «патриотизм предпринимателя - это ценностное положительное отношение к истории и культуре своей Родины, народу и государству» [2, с. 5] , выступающее фактором развития бизнеса и получение прибыли на основе социальных интересов и экологической безопасности. В рамках ее исследования были выявлены две группы предпринимателей в современной России – карьерно-ориентированные и социально-ориентированные. В первом случае патриотические чувства напрямую соотносятся с тем, насколько возможна их самореализация в обществе, достижение высокого социального статуса, власти, профессионализма и саморазвитие посредством реализации бизнес-интересов.

Социально-ориентированные российские предприниматели формирование патриотических чувств связывают с достижениями ими престижного положения в обществе, материального достатка и семейного благополучия, что отражается на их дальнейшей деятельности. Достижения упомянутых благ находят отражение в благотворительной деятельности, которая способна улучшить положение в социуме отдельных лиц или группы лиц, что становится смыслом их жизни в дальнейшем [2, с. 8].

Получается, что через достижение собственного материального и социального благополучия возможна реализация социально-значимых ценностей. При такой позиции органично сочетаются интересы предпринимателя и социально значимые интересы общества.

Подтверждение данных выводов можно найти в XIX столетии, когда были созданы культурные объекты и шедевры, составляющие сокровищницу не только современной России, но и мира. Это Третьяковская галерея, множество храмов, школ, больниц, училищ, не говоря об уникальных архитектурных строениях той эпохи.

В своей предпринимательской деятельности многие из них пытались сохранять и развивать исконно русские традиционные ценности, что проявлялось как в их основной деятельности, которая способствовала росту и расцвету их предприятий, так и в повседневной жизни, через их увлечения и личные интересы. Например, братья Елисеевы, уже будучи известными купцами, выкупив завод «Новая Бавария», производили медовый и различные иные фруктовые безалкогольные напитки, а также русский квас. Савва Иванович Мамонтов, вопреки мнению сомневающихся экспертов, предпочитал строить железные дороги исключительно в глубь империи, а не в Европу, за что неоднократно подвергался насмешкам и критике со стороны общественности. Абрикосов Алексей Иванович, создавший кондитерскую империю, которая существует и по сей день под именем концерна Бабаевский, использовал для изготовления своей продукции старинные русские рецепты и этим перечнем список не исчерпывается.

Получается, что патриотические чувства предпринимателей дореволюционной эпохи носили ярко выраженный деятельностный характер, они были участниками, подвижниками многих благих начинаний, целью которых было развитие Российского государства.

Представителям современного российского предпринимательства конечно же еще далеко до уровня Морозовых, Третьяковых, Рябушинских того времени. Они пока слишком озабочены личными интересами и не охотно делятся своим доходом. Причин сложившегося положения несколько: непростая геополитическая обстановка, положение России в мире, желание скрыть источник происхождения собственного богатства и иные.

Между тем и государство должно увидеть в российских предпринимателях людей, способных придать современной экономике импульс к развитию через поддержание их различными налоговыми преференциями и доступными кредитами. 

Следовательно, партнерские отношения государства и предпринимателей необходимо выстраивать на взаимовыгодной основе, где бы сотрудничество стало неотъемлемой составляющей этого процесса.

При формировании развивающегося государства важно отказаться от финансирования традиционных сторон его деятельности, все больше внимания уделяя выделению расходов в бюджете науке, образованию, здравоохранению, поддержке инновационного предпринимательства, что будет способствовать развитию экономики и государства в целом [1, с. 17]. Это станет фундаментом для создания и развития собственного производства для всех желающих на основе патриотизма. Где государство учитывает интересы бизнеса, а бизнес реализует свои интересы с учетом интересов государства.

Российская история полна таких примеров, богата собственным опытом и традициями, которые очень просто продолжать и поддерживать. Уникальная страна в  мире по всем параметрам, начиная от территориальных особенностей и заканчивая духовно-нравственными истоками способствует созданию особой системы хозяйствования просто используя свой потенциал, сформировав конкурентные преимущества во многих отраслях хозяйства, опираясь на имеющиеся достижения, что может привести к небывалому расцвету  национальной экономики и государства в целом.

Литература

  1. Глазьев С. И. Стратегия опережающего развития России в условиях глобального кризиса. — СПб. : СПбГУП, 2011. — 48 с., ил. — (Избранные лекции Университета ; Вып. 118).
  2. Мещерякова С.В. Патриотизм как ценностно-смысловое образование в структуре личности российского предпринимателя : автореферат дис. ... кандидата психологических наук. - М., 2008. - 24 c.
  3. Русские предприниматели. Двигатели прогресса / Сост. Мудрова И. А. – М.: ЗАО Издательство Центр-полиграф, 2015. – 222 с.

Информация об авторах

Радостева М.В., доцент кафедры «Теория и практика управления», ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, e-mail: landlit@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1072
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 3

Скачиваний

Всего: 241
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 0