ПЕТР ИВАНОВИЧ БАРТЕНЕВ КАК ОСНОВАТЕЛЬ ПУШКИНИСТИКИ. К 190-летию со дня рождения П.И. Бартенева

313

Аннотация

Ф.М. В 2019 году исполняется 220 лет со дня рождения великого национального русского поэта А.С. Пушкина и 190 лет со дня рождения П.И. Бартенева. Право на бессмертье оправдано народной памятью и любовью. И А.С. Пушкин, и П.И. Бартенев принадлежали к древнейшим дворянским родам. П.И. Бартенев, вслед за А.С. Пушкиным, «гордился древностию своего рода» и ревностно служил Отечеству, сохраняя редчайшие документы эпохи, делая их доступными широкой российской общественности. Интерес к сохранению пушкинского наследия был неслучаен. Будучи студентом Московского университета П.И. Бартенев мог увлечься личностью А.С. Пушкина, слушая лекции профессора С.П. Шевырева и М.П. Погодина, современников поэта. А последующее знакомство с кн. П.А. Вяземским, А.С. Хомяковым, семьей Аксаковых – глубоко почитавших имя А.С. Пушкина, сподвигло его на разыскание неопубликованных, неизвестных материалов о поэте. Исследования об А.С. Пушкине представлены в контексте научной и просветительской деятельности П.И. Бартенева.

Общая информация

Ключевые слова: пушкинистика, история литературы, славянофилы, личность, творчество, бытие, бессмертие, вечность

Рубрика издания: Мировая литература. Текстология

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/langt.2018050405

Для цитаты: Шмелева А.В., Бартенева Д.В. ПЕТР ИВАНОВИЧ БАРТЕНЕВ КАК ОСНОВАТЕЛЬ ПУШКИНИСТИКИ. К 190-летию со дня рождения П.И. Бартенева [Электронный ресурс] // Язык и текст. 2018. Том 5. № 4. С. 32–41. DOI: 10.17759/langt.2018050405

Полный текст

П.И. Бартенева не случайно считают отцом-основателем отечественного пушкиноведения. Именно П.И. Бартенев одним из первых стал собирать свидетельства современников о А.С. Пушкине, воспоминания о нем, классифицировать литературно-критический материал о произведениях поэта, встречаться с теми, кто еще знал и помнил А.С. Пушкина. Собранные документы имеют огромную ценность для характеристики творчества поэта, его мировоззрения, идеалов и пушкинской эпохи в целом. П.И. Бартеневу удалось собрать огромное количество документов литературно-исторического характера. Весь собранный материал П.И. Бартенев разместил в журнале, который стал издавать в Москве в 1863 году. Ценность представленных материалов заключалась в том, что они публиковались впервые, а, следовательно, имели огромное значение для характеристики литературно-художественной эпохи XIX века.

Личность П.И. Бартенева стала предметом исследований лишь во второй половине ХХ века. В энциклопедическом словаре Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона [5] дается оценка П.И. Бартеневу как издателю журнала «Русский архив», приводятся данные о его учено-издательской деятельности. В краткой литературной энциклопедии так же помещается краткая биография П.И. Бартенева [7; т.1, с.462-463]. Каких-либо развернутых комментариев и оценочных суждений в данных энциклопедических статьях нет. Значительный по объему материал о П.И. Бартеневе представлен в «Православной энциклопедии», в статье о П.И. Бартеневе говорится о том, что «Историк обладал прекрасной памятью и знанием фактов, был неутомим в поисках документов и исторических свидетельств, записывал устные предания об исторических лицах и событиях, вел обширную переписку с провинциальными собирателями старины» [17; т.IV, с.367-368].

Впервые полная биография П.И. Бартенева появляется в 1989 году. Историк-архивист А.Д. Зайцев, который в 1973-1988 годах был сотрудником ЦГАЛИ, имел возможность изучать архивы XIX века. Его кандидатская диссертация была посвящена изучению «Русского архива» П.И. Бартенева [9]. Размышления над страницами биографии П.И. Бартенева послужили возрождению публикаторских традиций «Русского архива»: А.Д. Зайцев инициировал издание альманаха «Российского архива», по замыслу, ставшего преемником бартеневского журнала. Как отметил А.Б. Каменский, А.Д. Зайцева «интересовали в первую очередь отношение Бартенева к истории, принципы отбора им документов для публикации, его археографические приемы», он прослеживает, как менялись взгляды П.И. Бартенева «на историю в ходе эволюции его общественно-политических воззрений и как это отражалось на содержании “Русского архива”, как добывались и отбирались материалы для публикации, как постепенно складывались принципы и приемы эдиционной практики» [11]. 

Интерес к П.И. Бартеневу, не только к его издательской деятельности, но и к его роду, к его предкам и потомкам стал предметом изучения Н.П. и М.А. Ахметьевых [4]. И этот интерес рождает само время. Записки современников (мемуары), претендующие на документальность, в значительной степени играют огромную роль в реконструкции истории, а судьба рода, его прошлое и настоящее, не только расширяет представление об участии родов в историческом и культурно-историческом процессе, но укрепляет историческую память.

Основы научной пушкинистики заложили П.В. Анненков, автор первой обширной биографии [2] и составитель первого критически подготовленного собрания сочинений Пушкина, и П.И. Бартенев, собравший большое количество свидетельств современников о поэте. Их труды стали основой для развития последующих исследований об А.С. Пушкине.  1850-е годы в жизни П.В. Анненкова принято называть «пушкинскими». Благодаря брату, который служил вместе с мужем Н.Н. Пушкиной (Гончаровой), П.В. Анненков приходит к мысли об издании материалов, связанных с жизнью и творчеством А.С. Пушкина. У Н.Н. Пушкиной остались неразобранными огромное количество писем и рукописей поэта. Материалы, которыми обладала семья А.С. Пушкина были переданы П.В. Анненкову. И как он признавался потом, «увидел, какие сокровища еще в ни таятся» [1; с.10]. П.В. Анненков переписывается с друзьями А.С. Пушкина – Константином Данзасом, Павлом Нащокиным, Павлом Катениным, Владимиром Далем, Владимиром Соллогубом. Но вскоре П.В. Анненков понимает, насколько данная работа по сбору материала отнимает у него времени, «беготня за современниками», как он сам признавался, не давала сразу ожидаемого результата, но П.В. Анненков продолжал упорно собирать материал: «Биография Пушкина есть, может быть, единственный литературный труд, в котором гораздо более разъездов и визитов, чем занятий и кабинетного сидения» [18; с.12-13].

П.В. Анненков внимательно изучает журналы и альманахи пушкинского времени – «Вестник Европы», «Московский телеграф», «Телескоп» и др. П.В. Анненков пытался осмыслить, как творчество А.С. Пушкина было оценено при жизни его литературными критиками. Итогом многолетней работы П.В. Анненкова стали следующие труды: А.С. Пушкин: Материалы для его биографии и оценки произведений (СПб., 1873), «Александр Сергеевич Пушкин в Александровскую эпоху. 1799-1826 (СПб., 1874), «Общественные идеалы А.С. Пушкина: Из последних лет жизни поэта (Русский вестник, 1880, №6), «Литературные проекты А.С. Пушкина: Планы социального романа и фантастической драмы (Вестник Европы, 1881, №7) и др. Готовя второе издание сочинений А.С. Пушкина, П.В. Анненков оставил наставление всем последующим историкам литературы: «Наша задача, как ближайших его [А.С. Пушкина. – примеч. авт.] потомков, совсем другая; мы не можем следовать примеру Пушкина и приводить печальные документы его жизни, просто как документы, не освещая их мыслью и оценкой обстоятельств и среды, из которых они выросли» [3; с.909].

П.И. Бартенев, который в одно время с П.В. Анненковым увлекается поиском сведений и материалов о жизни и творчестве А.С. Пушкина, позже, в своих воспоминаниях объяснил свое увлечение пушкинской темой: «<…> когда Анненков, купивший у наследников Пушкина за 5 тысяч рублей право издать его сочинения, уверил их, что только ему удастся при этом избежать преследований цензуры, так как родной брат его был членом негласного цензурного комитета, я пошел к Грановскому и передал ему, что в Московском цензурном комитете получена была бумага, воспрещавшая мне печатать в “Московских ведомостях” мои стать о Пушкине, так как оглашением неизданных стихов могу повредить успеху издания Анненкова. Между тем другой брат Анненкова был в Нижнем губернатором и на ярмарке 1855 года приказал полиции выдавать приезжим купцам билеты на получение сочинений Пушкина, взимая с каждого по 12 рублей (это мне сказывал В.И. Даль, служивший тогда в Нижнем начальником Удельной палаты). Грановский, возмущенный воспрещением мне печатать, писал Анненкову укорительное письмо. Надо знать, что перед тем я послал в Петербург в “Отечественные записки” мою статью о “Роде и детстве Пушкина”, вовсе не думая о вознаграждении, как через несколько времени статья появилась; Грановский зовет меня к себе и вручает полученные им для меня от издателя “Отечественных записок” Краевского 45 рублей. Это был первый мой заработок за мои печатные труды» [6; т.1, с.71]. Эти любопытные детали, на которые указывает П.И. Бартенев, раскрывают атмосферу не столько соперничества, сколько право быть «рядом» с гением А.С. Пушкина.

Историю научного освоения и издания А.С. Пушкина традиционно начинают с 1850-х годов, когда «золотой век русской поэзии» и пушкинское творчество были осознаны как историческая эпоха, требующая специального изучения и целенаправленных разысканий, а биография поэта стала рассматриваться как важнейший ключ к осмыслению его сочинений. Первые масштабные биографические разыскания о А.С. Пушкине предпринял в самом начале 1850-х годов будущий основатель журнала «Русский архив», а тогда молодой историк Петр Бартенев: он записал рассказы об А.С. Пушкине его друзей и родственников – эти тексты и по сей день не утратили ценности.

Будучи студентом Московского университета П.И. Бартенев посещал курсы М.П. Погодина и С.П. Шевырева, которые были лично знакомы с А.С. Пушкиным. Именно в это время зарождается любовь Петра Бартенева к творчеству поэта.    Одна из самых первых публикаций П.И. Бартенева – «Род и детство Пушкина», опубликованная в «Отечественных Записках», представляет собой первое серьезное исследование, содержащие неизвестные ранее сведения о происхождении и детских годах поэта. Ее продолжением стал труд «Александр Сергеевич Пушкин». «Материалы для его биографии», опубликованные в «Московских ведомостях», подробно описывали три периода жизни Пушкина: «Детство», «Лицей» и «1817-1820 гг.). 

Во время вынужденного перерыва в пушкиноведческих изысканиях П.И. Бартенев, служивший в московском Главном архиве Министерства иностранных дел (1853-1858), издал «Собрание писем царя Алексея Михалойловича» (1856) и  «Записки Г.Р. Державина 1743-1812», так же участвовал в редактировании журналов «Москвитянин» (1853), «Русская беседа»(1857), сотрудничал в «Библиографических записках» (1858-1859).

В 1859-1873гг. Бартенев заведовал Чертковской библиотекой в Москве, которая представляла единственное в России ценное собрание книг о России и славянах, а по числу редчайших изданий являлась богатейшей сокровищницей редких рукописей (в 1867 г. их насчитывалось  около 350). При этой библиотеке был основан и издавался знаменитый историко-литературный журнал «Русский Архив», в котором с 1863 по 1912 гг. П.И. Бартенев публиковал уникальные архивные материалы по истории России и отечественной словесности – в том числе и ни мало рукописей из собрания чертковской библиотеки.

Только в 1861 г. П.И. Бартенев смог издать самую известную работу – «Пушкин в южной России». Материалы для его биографии, собранные П. Бартеневым: 1820-1823, опубликованные в «Русской речи» и «Московском вестнике» в 1861 году (№85 ,88, 90, 93, 94, 98, 101,  103, 104). Это наиболее полный свод биографических сведений о жизни А.С. Пушкина в Екатеринославле, на Кавказе, в Крыму и Бессарабии с мая 1820 по июнь 1823 год, до сих пор часто цитируемый пушкинистами. Соединение произведений и писем Пушкина, критических статей, воспоминаний, опубликованных и устных (рассказы Ф.Ф. Вигеля, М.Н. Волконского, В.П. Горчакова, Н.И. Греча, П.В. Нащокина, С.Д. Полторацкого, С.А. Соболевского, П.Я. Чаадаева и др.) давало целостное представление о жизни и творчестве поэта в южной ссылке.  

 

Историко-литературный журнал «Русский архив» был основан П.И. Бартеневым в 1863 году. Замысел издания журнала, где бы всесторонне освещались вопросы истории принадлежал А.С. Хомякову. Первые годы издания «Русского архива» были очень богаты библиографическими работами, составленными самим П.И. Бартеневым или под его непосредственным руководством; так, к журналу были приложены в 1863 г. –  указатель главных статей «Русского вестника» 1856-1862 гг. и полный указатель «Русской беседы» и «Московских сборников» 1846-1860 гг.; в 1864 г. – указатели к запискам Храповицкого и к «Библиографическим Запискам» 1858-1861 гг.; в 1866 г. – указатель к изданиям московского Общества истории и древностей за 1815-1865 гг.  В том виде, каким журнал был задуман, он просуществовал вплоть до 1917 года. Журнал содержал преимущественно публикации неизданных мемуарных, эпистолярных, литературно-художественных и ведомственных документальных материалов, освещавших культурную и политическую историю русского дворянства в XVIII и XIX вв. Предпочтение отдавалось эпохам царствований Екатерины Великой и Александра I, большое количество материалов литературно-биографического характера было посвящено жизни и творчеству А.С. Пушкина и времени расцвета дворянской литературно-художественной культуры. Пожалуй, материалы, связанные с жизнью и деятельностью великого поэта, до сих пор имеют непреходящую ценность. В течение 1863-1872 годов «Русский архив» издавался при Чертковской библиотеке, которой в то время заведовал П.И. Бартенев, напечатавший три отделения ее каталога в виде приложений к «Русскому архиву» 1863-1868 годов. Чертковская библиотека была первой библиотекой, куда доступ не имел ограничений ни по сословию, ни по национальности. Основу библиотеки составило частное собрание книг по истории России А.Д. Черткова, по имени которого библиотека и получила свое название. Библиотека располагалась во флигеле особняка Чертковых в Москве, на Мясницкой улице.

А.Д. Чертков был археологом, историком, нумизматом и, ко всему прочему, книжным коллекционером. Известны его исследования в области славистики и этрускологии. Он был председателем Московского общества истории и древностей Российский, был одним из учредителей Московской школы художеств. В 1842 году его избирают член-корреспондентом Петербургской академии наук. Русская история знает его как участника Отечественной войны 1812 года и русско-турецкой войны 1828-1829 годов. За заслуги перед Отечеством А.Д. Чертков стал губернским предводителем московского дворянства. Интерес к коллекционированию книг А.Д. Чертков унаследовал от родителей, которые смогли собрать огромные тома книг по русской истории. Сам же А.Д. Чертков усилил родительскую библиотеку сочинениями о России и славянстве в историческом, археологическом, литературном и других отношениях, на всех европейских языках и славянских наречиях. В 1838 году он выпустил первый том описания своей библиотеки («Всеобщая библиотека России, или Каталог книг для изучения нашего отечества во всех отношениях и подробностях»). Через семь лет появился второй том «Каталога». Всего в обоих томах насчитывалось 8 800 книг [19; с.96-112]. В 1863 году наследником А.Д. Черткова стал его сын Г.А. Чертков, с которым собственно П.И. Бартенев и сотрудничает.  К 1867 году в Чертковской библиотеке уже насчитывается 13,412 сочинений в 21 349 томах. Князь А.Н. Голицын, который приходился А.Д. Черткову зятем, также пожертвовал свои книжные фонды в благородное в ту пору дело.

На деятельность П.И. Бартенева оказывали и славянофилы. Возможно, близкое общение с А.С. Хомяковым определило и характер мировоззрения П.И. Бартенева. Все славянофилы глубоко почитали имя А.С. Пушкина. Многие из них были лично знакомы с поэтом. А.С. Хомяков даже вступил с поэтом в некоторое соревнование. «На середину 1820-х гг. приходится расцвет русской исторической драматургии, он был обусловлен героическими страницами истории Отечества (наполеоновскими войнами, Отечественной войной 1812 г., и связанным с этим ростом национального самосознания). Интерес к родному прошлому активизировал литераторов к общественно-политическим и историософским темам, к осмыслению национально-исторической идентификации, к национальному самоопределению. В это время укрепляется общественное значение театра, и заслуга в открытии нового арсенала театрального искусства принадлежала Пушкину». В доме четвероюродного брата Пушкина, поэта Д.В. Веневитинова, «Бориса Годунова» с немалым интересом слушали уже основатели будущего ядра славянофилов братья И.В. и П.В. Киреевские, А.С. Хомяков, М.П. Погодин и другие. Хозяин дома – Д.В. Веневитинов, вокруг которого и объединились пылкие романтики-шеллингианцы, создав «Общество Любомудрия», 1823-1825 (куда из будущих славянофилов вошли также А.И. Кошелев, Н.М. Рожалин, В.П. Титов и др.). Это им А.С. Пушкин посоветовал издавать ежемесячный журнал, который в скором времени появился под названием «Московский Вестник», цель его организаторов сводилась к созданию в России научной эстетической критики. Именно с этих позиций Д.В. Веневитинов будет разбирать «Бориса Годунова», эта статья станет венцом молодой творческой жизни талантливого юноши-поэта. А в тот день, 12 октября 1826 г., А.С. Пушкин будет просить А.С. Хомякова прочитать написанную им трагедию «Ермак». 13 октября там же состоялось чтение «Ермака». Это не было соперничеством. Новаторство А.С. Пушкина неоспоримо. В своих набросках предисловия к «Борису Годунову» А.С. Пушкин не раз отметит лиризм хомяковского текста. Это было, как писал М. Загорский, противостояние шекспирововского и шиллеровского методов на материале русской истории [10; с.148]. Патриотический пафос трагедии А.С. Хомякова отвечал вкусам тогдашней публики. Однако А.С. Пушкин не случайно настаивал на чтении «Ермака» сразу по прочтении «Бориса Годунова». Слушатели не могли не уловить мотив, пронизывающий эти два текста, мотив, роднящий их, – мотив совести. Обнажена совесть Царя Бориса, страждет душа Ермака Тимофеевича. Внутренняя готовность к покаянию, продиктованная ответственностью перед историей, определяет духовную составляющую земной жизни; а пророческий сон послушника Григория и сон-откровение Ермака восходят к мистическому символу средневековой бинарной картины мира [20; с.142-149]. Как писал Ю.В. Лебедев, «Русские писатели-классики, явившиеся после Пушкина, раскрывают и развертывают те емкие художественные формулы, которые содержит в себе образный мир Пушкина» [13].

Славянофилы в лице своих ярких и пылких представителей оказало значительное влияние на П.И. Бартенева. Влияние это оказалось настолько внушительным, что, как сообщает В.М. Важинский, со временем в доме П.И. Бартеневых ревность к русской старине приобретала курьезные формы: «… Новый год праздновался 1 сентября, как в допетровской Руси». Издание «Русского архива» П.И. Бартеневым и изучение документальных материалов об А.С. Пушкине находилось тогда в русле интересов представителей этой части тогдашнего общества.

В.Г. Белинский сказал о А.С. Пушкине: «Пушкин принадлежит к вечно-живущим вечно-движущимся явлениям, не останавливающимся на той точке, на которой застала их смерть, но продолжающих развиваться в сознании общества. Каждая эпоха произносит свое суждение, и как бы неверно она поняла их, но всегда оставит следующий за ней сказать что-нибудь более новое и более верное, и ни одна и никогда не выскажет всего» [8].

П.И. Бартенев не просто собирал материал об А.С. Пушкине, он им жил. П.И. Бартенев материалы об А.С. Пушкине систематизировал, а сам процесс работы над материалом носил характер текстологического исследования. Это была не просто работа по сбору материалов у современников, тех, кто знал и лично общался с А.С. Пушкиным, П.И. Бартенев выходил к историко-культурному контексту.

Дальнейшее развитие пушкинистики будет связано с именами педагога В.Я. Стоюнина, который поставил перед собою следующую цель: «…сделать только историческую характеристику времени Пушкина в связи с его литературною деятельностью, представить гениальную личность так, как она создается в воображении от изучения известных фактов его жизни» [14]. Профессор русской словесности Санкт-Петербургского университета А.И. Незелёнов в своих учебниках для средних учебных заведений создает учебно-научные биографии о писателях XVIII-XIX вв. – Н.И. Новикове, А.Н. Островском, И.С. Тургеневе. Имя А.С. Пушкина А.И. Незелёнова не оставляет без внимания: в 1882 году он создает сочинение «Александр Сергеевич Пушкин в его поэзии. Первый и второй периоды жизни и деятельности (1799-1826), изданный в типографии А.С. Суворина. А.И. Незелёнов рассматривает А.С. Пушкина сквозь призму его лирических произведений. Серьезные масштабные биографические исследования о А.С. Пушкине появятся в трудах нового поколения пушинистов – пушкинистов ХХ века.

Метод, предложенный А.И. Незелёновым для изучения личности А.С. Пушкина, продолжил в своих работах В.В. Сиповский. В предисловии к изданию материалов А.С. Пушкина он отметил, что «Главная часть моей настоящей работы и представляет собою попытку выяснить влияние этого элемента случайности на жизни и творчество великого поэта; для этого я хотел наметить основные черты его личности, определить смену его настроений, их историю, их значение для творчества. Я не называю и не считаю свою работу биографией великого нашего поэта – в мои расчеты не входило его обстоятельное жизнеописание: я хотел дать только очерк его жизни и творчества, - очерк, в котором выяснилось бы хотя до некоторой степени история его миросозерцания, история его души» [15; с.XIII].

Среди авторитетных пушкинистов начала ХХ века выделяется А.Н. Шимановский. Родом из Белоруссии, он увлекся кишиневским периодом в жизни А.С. Пушкина. А.Н. Шимановский был в числе участников по установке памятника А.С. Пушкину в Кишиневе. Идея установить памятник русскому поэту на кишиневский земле возникла еще в 1860-е годы. А.М. Опекушин, который был автором памятника в Москве (1880 года), откликнулся на просьбы кишиневцев и уже через год выполнил копию бюста. Стараниями А.Н. Шимановского памятник был установлен в день рождения поэта в 1885 году. А в 1900 году вышла книга А.Н. Шимановского «Александр Сергеевич Пушкин: О пребывании его в Кишиневе в связи с предыдущей и последующей жизнью». Книга была дорога автору. Сохранился отзыв автора о своем труде, который обнаружен в его переписке. Б.А. Трубецкому они признался: «Эта книга, пожалуй, единственный более или менее содержательный труд из всех, что вышли в Молдавии» [16].

Изучение рукописей А.С. Пушкина с позиций текстологии станет предметом изучения В.Е. Якушкина, П.О. Морозова, В.И. Саитова, И.А. Шляпкина. Многие пушкинисты стекаются под знамена Пушкинского Дома. Институт русской литературы собирает все архивные документы и материалы о А.С. Пушкине. Основу Пушкинского Дома составила библиотека А.С. Пушкина и труды, собранные комментатором и публикатором сочинений Б.Л. Моздалевским. Б.Л. Модзалевского считают основателем Пушкинского Дома. Б.Л. Модзалевскому принадлежит издание материалов и исследований «Пушкин и его современники» (СПб., 1899), очерк о жизни и творчестве А.С. Пушкина (Л., 1924), совместно с П.Е. Щеголевым издает Дневник А.С. Пушкина 1833-1835 гг. (М.-Пг., 1923) и др.

Советская пушкинистика – яркая страница в науке об А.С. Пушкине. Она представлена именами выдающихся ученых Б.В. Томашевским, В.В. Виноградовым, Г.О. Винокуром, Д.Д. Благим. Б.Л. Модзалевский, П.Е. Щёголев, Н.О. Лернер, М.А. Цявловский и др. Пространные комментарии, широкие примечания и толкования пушкинских текстов отличает исследования пушкинистов середины ХХ века Ю.Н. Тынянова, С.М. Бонди, Н.В. Измайлова, Ю.Г. Оксмана, В.М. Жирмунского, М.П. Алексеева, В.Д. Сквозникова и др.

В 1860-е – 1980-е годы пушкинистика обогащается новыми работами. Исследователей творчества А.С. Пушкина интересует поэтика пушкинского слова, идеология А.С. Пушкина и его времени, проблемы философии истории и философии литературы. Речь идет о работах Л.Я. Гинзбурга, Ю.М. Лотмана, В.Э. Вацуро, В.И. Кулешова. Ю.М. Лотман проводит исследования в широком культурологическом аспекте. В центре внимания Ю.М. Лотмана вопросы искусства и литературы, культуры и искусства. Он создает подробный комментарий к роману «Евгений Онегин», пишет биографию А.С. Пушкина, исследует поэтику пушкинского слова. Крупнейшим пушкинистом второй половины ХХ века по праву считается М.П. Алексеев. Им созданы масштабные исследования: «Пушкин и мировая литература» (Л., 1984), «Пушкин: сравнительно-историческое исследование» (Л., 1972; Л., 1974).

Современная пушкинистика – прямая наследница традиций, которые были заложены в позапрошлое и прошлое столетия. Сегодня крупнейшие ученые – такие как Н.Н. Скатов, В.С. Непомнящий, Ю.В. Лебедев, В.Н. Аношкина-Касаткина продолжают изучать личность и творческое наследие А.С. Пушкина. А.С. Пушкина, как и Гомера, по словам В.Н. Аношкиной-Касаткиной, ждет «вечная современность» [12]. Н.Н. Скатов долгое время (с 1987 по 2005 годы) возглавлял Институт русской литературы (Пушкинский дом) Академии наук. За этот период им написаны биографии поэтов XIX столетия – Некрасова и поэтов его школы, Алексея Кольцова. В 1987 году в «Романе-газете» вышла биография А.С. Пушкина. Н.Н. Скатов обращает внимание прежде всего на духовную биографию А.С. Пушкина, на эволюцию его мировоззрения, на смену идеалов – от эпикурейского восприятия бытия (в лицейские годы) к стремлению к «сионским высотам» в 1830-е. Духовная биография А.С. Пушкина интересует все больше и больше пушкинистов. В.С. Непомнящий делит биографию А.С. Пушкина на семилетия: семь лет творчества до написания «Евгений Онегин», семь лет работы над «Евгением Онегиным» и семь последних лет. В.С. Непомнящий – автор крупнейших трудов об А.С. Пушкине: «Поэзия и судьба. Статьи и заметки о Пушкине» (1983, 1987), «Пушкин. Русская картина мира» (1999), «Да ведают потомки православных. Пушкин. Россия. Мы» (20001), «На фоне Пушкина» (2014) и др.

Именно П.И. Бартенев заложил те основы в пушкинистике, которыми воспользуются первые профессиональные историки литературы – А.И. Незелёвов, В.В. Сиповский, но ученые ХХ и XXI веков – Ю.М. Лотман, В.И. Кулешов, Н.Н. Скатов и др. Ценность представленных в «Русском архиве» материалов об А.С. Пушкине и сегодня не вызывает сомнений. Материалами П.И. Бартенева активно пользуются начинающие пушкинисты и маститые ученые. Чем сегодня интересен П.И. Бартенев? Прежде всего самими принципами работы с источниковедческим материалом, принципами отбора документов для издания. И как уже отмечалось, работа над текстами А.С. Пушкина преобразила самого П.И. Бартенева, который постепенно менял свои общественно-политические взгляды. Возможно, изучение политической позиции А.С. Пушкина, которая в 1830-е годы была консервативно-охранительной, укрепила П.И. Бартенева в принятии им решения стать членом национально-монархической партии «Союз русского народа». П.И. Бартенев сохранил для истории и сделал достоянием всего русского народа бесценный клад – слово великого поэта.

Литература

  1. Анненков П.В. Две зимы в провинции и в деревне // Былое, 1922. №18.
  2. Анненков П.В. Материалы для биографии А.С. Пушкина / Общая редакция и вступит.ст. Г.М. Фридлендера, подгот. текста и коммент. А.А. Карпова. – М.: Современник, 1984.
  3. Аннекнков П.В. Новое издание сочинений Пушкина // Вестник Европы, 1881. №2.
  4. Ахметьева Н.П., Ахметьева М.А. Издатель журнала «Русский архив» Петр Иванович Бартенев, его предки и потомки. – Липецк: Липецкое краеведческое общество, 2010. -223с.
  5. Бартенев Петр Иванович // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 т. – СПб., 1890-1907. Т.3.
  6. Бартенев П.И. Воспоминания // Российский архив: история Отечества в свидетельствах и документах XVIII-XX вв.: Альманах. – М.: студия ТРИТЭ: Рос. Архив, 1994. Т.1. С.47-95.
  7. Бартенев П.И. Краткая литературная энциклопедия: В 9 т. / Гл. ред. А.А. Сурков. – М.: Советская энциклопедия, 1962-1975. Т.1. С.462-463.
  8. Белинский В.Г. Сочинения Александра Пушкина / Вступит. ст. и примеч. К.И. Тюнькина. – М.: Художественная литература, 1985. -550с.
  9. Зайцев А.Д. «Русский архив» - исторический журнал (18863-1917): (История собирания, организации и издания материалов): Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук (07.00.09). – М.: 1981.
  10. Загорский М. Полемические заметки // Театр, 1940. № 7.
  11. Каменский А.Б. Зайцев А.Д. Петр Иванович Бартенев и журнал «Русский архив». – М.: АО «Московские учебники и Картолитография», 2001. -280с. // Отечественные архивы, 2003. №6. (Критика и библиография).
  12. Касаткина В.Н. Романтическая муза Пушкина. – М.: Изд-во Моск. Ун-та, 2001. -121с.
  13. Лебедев Ю.В. Художественный мир Пушкина // Электронная библиотека современной костромской литературы http://elib-kostroma.ru/data/documents/Lebedev_MirPushkina.html Дата обращения 08.10.2018
  14. Стоюнин В.Я. Исторические сочинения. Пушкин. – СПб., 1881.
  15. Сиповский В.В. Пушкин. Жизнь и творчество. – СПб., 1901. С.XIII.
  16. Цит. по: Трубецкой Б.А. Пушкин в Молдавии. – Кишинев, 1976.
  17. Федоров В.А. Бартенев // Православная энциклопедия: В 50т. – М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2000-2018. Т.IV. С.367-368.
  18. Фридлендер Г.М. Первая биография Пушкина // Анненков П.В. Материалы для биографии А.С. Пушкина. – М.: Современник, 1984. -473с. С.12-13.
  19. Шапошников К.А. Из истории Чертковской библиотеки. Архивные документы о Московской городской публичной Чертковской библиотеке (1873-1887 гг.) // Научные и технические библиотеки, 2013. № 5. С.96-112.
  20. Шмелева А.В. А.С. Пушкин и славянофилы. О влиянии поэта на творческое самоопределение ранних славянофилов //  Вестник Московского государственного областного университета (Электронный журнал). 2011. № 3. С.142-149.

Информация об авторах

Шмелева Анна Вячеславовна, кандидат филологических наук, доцент, зав. кафедрой методики преподавания русского языка и литературы, Московский государственный областной университет (ГОУ ВО МО МГОУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-6105-9407, e-mail: lug-anna@yandex.ru

Бартенева Д.В., Московский кадетский корпус «Пансион воспитанниц Министерства обороны РФ», Москва, Россия, e-mail: landlit@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1604
В прошлом месяце: 15
В текущем месяце: 15

Скачиваний

Всего: 313
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 0