Кирсанов А.И. доктор политических наук, заведующий кафедрой «Теория и практика управления», директор института «Иностранные языки, современные коммуникации и управление», ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия e-mail: kirsanovai@mgppu.ru
В статье рассматриваются конфликты в образовательной среде, их типология в системе отношений, конфликтогены, побуждающие на конфликт, в т.ч. ошибочного использования словосочетаний и речевых оборотов.
Известно, что все образовательные учреждения являются
организациями, которые имеют свою, характерную для них структуру, штатное
расписание, предусматривающее иерархию предоставленных ее работникам и
должностным лицам соответствующих прав и обязанностей, а также связей, правила
и нормы функционирования, цели и задачи деятельности, критерии оценки и пр. Все
это позволяет сделать определенные выводы, в том числе и о том, что конфликты,
возникающие в образовательном учреждении, должны иметь некоторые общие черты с
организационными конфликтами.
Литература
Психология человека от рождения до смерти / Под ред. А.А.
Реана. СПб.: «Прайм-ЕВРОЗНАК», изд. дом «Нева». М.: «Олма-Пресс»,
2001.
Гусева А.С., Васильев А.А., Козлов В.В., Хомяков
Б.В. Педагогический конфликт: теория и технология. М.: НПО «Образование»,
1997;
Багмет К.В., Гусева А.С., Козлов В.В. Конфликт в
педагогической деятельности. М.: Фон, 1998 и др.
Мониторинг системы столичного образования. Информационный
бюллетень. 11 (2). М.: МГПУ, 1995
Гусева А.С., Васильев А.А., Козлов В.В., Хомяков
Б.В. Педагогический конфликт: теория и технология. М.: Образование, 1997;
Багмет К.В., Гусева А.С., Козлов В.В. Конфликт в педагогической деятельности.
М.: Фон, 1998.
Кирсанов А.И. Наркобизнес и наркомания на
постсоветском пространстве: Монография / Министерство образования и науки
Российской Федерации, Московский городской психолого-педагогический
университет. М., 2009.
Афонькова В.М. Конфликты в коллективе
старшеклассников и пути их преодоления; дисс. на соиск. уч. ст. канд. пед.
наук. М.,1975.
Тимоховец Е.А. Конфликты подростков и пути их
педагогического разрешения: дисс. на соиск. уч. ст. канд. пед. наук.
Минск,1990.
Лисецкий К.С. Предупреждение межличностных
конфликтов в системе отношений старшеклассников: дисс. на соиск. уч. ст. канд.
пед. наук. М.,1994.
Самсонова Н.В. Формирование мотивации конфликта у
учащихся старших классов: дисс. на соиск. уч. ст. канд. пед. наук. Калининград,
1995.
Соколова Т.В. Организационно-педагогические условия
успешного обучения конфликтных школьников 7-11 классов: дисс. на соиск. уч. ст.
канд. пед. наук. Томск, 1999 и др.
Кузнецова Н.И. Преодоление конфликтов между
учителем и учащимися при организации образовательного процесса в условиях
инновационного поля: дисс. на соиск. уч. ст. канд. пед. наук. М., 1997.
Хапаева С.С. Педагогические условия конструктивного
завершения конфликтов в отношениях между учителем и учеником: дисс. на соиск.
уч. ст. канд. пед. наук. М., 1997.
Митюк В.И. Типология конфликтов между учителем и
учеником и система работы по их предупреждению и разрешению в школе: дисс. на
соиск. уч. ст. канд. пед. наук. Краснодар, 1998 и др.
Плетнев А.Ф. Предупреждение и преодоление
межличностных конфликтов в педагогических коллективах: дисс. на соиск. уч. ст.
канд. пед. наук. М., 1988 и др.
Болтунова Г.М. Подготовка будущих учителей к
разрешению конфликтных ситуаций в педагогическом процессе: дисс. на соиск. уч.
ст. канд. пед. наук. Ишим, 1990.
Савостьянова С.О. Подготовка будущих учителей к
педагогической поддержке подростков в конфликтных ситуациях: дисс. на соиск.
уч. ст. канд. пед. наук. Калуга, 1995.
Базелюк В.В. Педагогические условия будущего
учителя к управлению конфликтом в учебно-воспитательном процессе школы: дисс.
на соиск. уч. ст. канд. пед. наук. Челябинск, 1996.
Лукашенок О.Н. Профессиональная подготовка учителя
к разрешению конфликта в воспитательном процессе: дисс. на соиск. уч. ст. канд.
пед. наук. М., 1998.
Пилипец И.С. Подготовка учителей к разрешению
межличностных конфликтов в среде старшеклассников: дисс. на соиск. уч. ст.
канд. пед. наук. Самара, 1998 и др.
Баныкина С.В. Конфликтологическая служба школы:
статус и содержание деятельности: дисс. на соиск. уч. ст. канд. пед. наук. М.,
1997.
Клементьева А.Я. Формирования основ
профессионализма у студентов в области педагогической конфликтологии: дисс. на
соиск. уч. ст. канд. пед наук. Калуга, 1999.
Дринка З.З. Дидактические условия подготовки
студентов к решению профессиональных конфликтологических задач: дисс. на соиск.
уч. ст. канд. пед. наук. Калининград, 2000 и др.
Акимова Е.Е. Педагогические основы использования
конфликта в образовательном процессе: дисс. на соиск. уч. ст. канд. пед. наук.
Нижний Новгород, 1999.
Тонков Е.Е. Теоретические основы педагогического
управления организационными конфликтами: дисс. на соиск. уч. ст. д. пед. наук.
Белгород, 2000.
Майорова А.В. Педагогические аспекты замерения
конфликтогенности студенческого социума: дисс. на соиск. уч. ст. канд. пед.
наук. М., 1999.
Сулейменова С.М. Психологический анализ конфликтных
взаимоотношений между учителем и учащимися: дисс. на соиск. уч. ст. канд.
психол. наук. М., 1980.
Киршбаум Э.И. Психолого-педагогический анализ
конфликтных ситуаций в педагогическом процессе: дисс. на соиск. уч. ст. канд.
психол. наук. М., 1986.
Симонова Л.В. Межличностные конфликты педагогов и
старшеклассников и пути их разрешения: дисс. на соиск. уч. ст. канд. психол.
наук. М., 1989.
Семчук Л.А. Понимание учителем ученика и самого
себя в конфликте: дисс. На соиск. уч. ст. канд. психол. наук. Гродно,
1992.
Соколова Е.А. Влияние межличностного конфликта на
эффективность взаимодействий педагога с коллективом старшеклассников: дисс. на
соиск. уч. ст. канд. психол. наук. М., 1992.
Худорожко Л.А. Психологический механизм
деструктивных вертикальных конфликтов в педагогических коллективах: дисс. на
соиск. уч. ст. канд. психол. наук. Иркутск, 1992.
Халимов Э.З. Психологические особенности
конфликтности младших школьников: дисс. на соиск. уч. ст. канд. психол. наук.
М., 1993.
Марголина Т.И. Конфликтность как метаиндивидуальная
характеристика учителя: дисс. на соиск. уч. ст. канд. психол. наук. Пермь,
1995.
Рыльская Е.А. Влияние свойств личности учителя на
особенности его конфликтов в педколлективе: дисс. на соиск. уч. ст. канд.
психол. наук. Казань, 1996 и др.
Фоминых А.Ф. Развитие акмеологической
компетентности руководителей общеобразовательных учреждений: дисс. на соиск.
уч. ст. канд. психол. наук. М., 2005.
Ермаченко Л.И. Особенности профессиональной
деятельности педагогов с чертами истероидности и специфика психологического
влияния на них. М.: ТОО Образование, 1997 и др.
Конюхов Н.И. Словарь-справочник по психологии. М.:
Полиграфресурсы, 1996.