Михалкин Н.В. доктор философских наук, профессор, заведующий кафедры философии и гуманитарных наук, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4419-2038 e-mail: fafnir85@yandex.ru
По своему содержанию, данная статья ориентирована на решение ряда задач. Во-первых, она представляет стремление автора уточнить, с позиций философского подхода к процессу практико-ориентированного образования в вузе, взаимосвязь таких его составляющих как информация, язык и мышление; во-вторых, в ней рассматривается методология организации практико-ориентированного образования студентов в вузе, её содержание и структура; в-третьих, она ориентирована на выявление факториальной роли языка и мышления в деле формирования у студентов умений и навыков, позволяющих им уверенно включаться в практическую деятельность. Посредством последовательного выявления природы и сущности заявленных феноменов автор раскрывают основное содержание взаимообусловленности всех этих процессов, учитывая вновь возникающие требования к обучению и воспитанию студентов к практической деятельности.
Ряд исследователей считает, что методология
образования - это учение о самом психолого-педагогическом знании,
закономерностях его развития, принципах подхода и способах его добывания,
категориальном аппарате, основаниях и структуре психолого-педагогической
теории. Однако, если вдуматься, данное определение образовательной методологии
не совсем точно отражает её сущность, содержание, а также «логику» её
проявления.
Литература
Аверюшкин А.Н. Философские проблемы искусственного
интеллекта в эпоху модернизации современного образования // Материалы XVII
Всероссийской научной конференции «Нейрокомпьютеры и их применение» (г. Москва,
19 марта 2019 г.). Москва: ФГБОУ ВО МГППУ, 2019. С. 420-422.
Аверюшкин А.Н., Михалкин Н.В. Значение и смысл
текста учебника как фактор формирования профессионального мировоззрения и
методологической культуры мышления у студентов [Электронный ресурс] // Вестник
Московского государственного областного университета. Серия: Философские науки.
2019. № 4. С. 168-177. DOI: 10.18384/2310-7227-2019-4-168-177
Аверюшкин А.Н. К вопросу о роли эстетического в
историческом познании [Электронный ресурс] // Вестник Тверского
государственного университета. Серия: Философия. 2019. № 4. С. 32-37. URL:
http://eprints.tversu.ru/9174/1/Вест.ТвГУ_Философия_2019_4_С.32-37.pdf (дата
обращения: 12.03.2020).
Алехина Е.В. Актуальные проблемы философии: природа
человека и смысл его существования. Человек в системе философского знания.
2018. М.: МГОУ, с. 133.
Асташина М.C. Языковой курс — это не только один
лишь учебник. Это сложный набор взаимосвязанных образовательных компонентов
[Электронный ресурс] // Язык и текст. 2019. Том 6. № 4. С. 64–69.
doi:10.17759/langt.2019060409
Бермус А.Г., Бондаревская Е.В., Брикункова С.С.,
Картавцева О.Д., Коновальчук В.Н.,Петренко М.А., Самохвалова С.Ю.,
Стрелкова Л.С., Панькова И.И. Гуманитарная методология исследования
модернизационных процессов в педагогическом образовании. 2013. Р.-на-Д.: Изд-во
Южного федерального университета, с. 178.
Бовшик А.С. Креолизованный дискурс моды в романе
Дугласа Коупленда «Generation ИКС» [Электронный ресурс] // Вестник Челябинского
государственного университета. 2010. № 29. С. 37-40. URL:
http://www.lib.csu.ru/vch/210/vcsu10_29.pdf (дата обращения: 12.03.2020).
Бовшик А.С. Особенности поликодового
постмодернистского дискурса (на материале романов Д. Коупленда "Generation X" и
"Generation A"): дисс. … канд. филол. наук. Ч., 2012. 195 с.
Бовшик А.С. Проблема исправления ошибок в устной
речи обучающихся в условиях реализации принципов теории свободного воспитания.
// Материалы XIV международной научной конференции «Высшее образование для XXI
века: Проблемы воспитания» (г. Москва, 14-16 декабря 2017 г.). Москва: ФГБОУ ВО
МГУ, 2017. С. 519-522.
Головяшкина М.А. Социально-экономическая
глобализация как фактор развития межкультурной коммуникации в условиях
цифрового общества // Материалы международной научно-практической конференции
«Информационные технологии в науке, образовании и производстве» (г. Москва 08
февраля 2018 г.). Москва: ЧОУВО «Московский университет им. С.Ю. Витте», 2018.
С. 359-369.
Головяшкина М.А. Лингвообразовательные
основы построения цифрового дидактического пространства в вузе при помощи
электронно-сетевых устройств // Материалы XIV международной научной конференции
«Актуальные проблемы современного общества и пути их решения в условиях
перехода к цифровой экономике» (г. Москва, 05 апреля 2018 г.). Москва:
Московский университет им. С.Ю. Витте, 2018. С. 342-351.
Гольденберг Е.В. Исследование профессиональной
рефлексии студентов – будущих преподавателей иностранного языка [Электронный
ресурс] // Новая наука: стратегии и векторы развития. 2016. № 88. С. 66 – 69.
URL: https://ami.im/sbornik/MNPK-88-2.pdf (дата обращения: 12.03.2020).
Грибкова О.В. Влияние информационных технологий в
сфере управления человеческими ресурсами // Материалы III научно-практической
конференции «Современная педагогика: актуальные вопросы, достижения и
инновации» (г. Пенза, 25 ноября 2016 г.). Пенза: МЦНС Наука и просвещение,
2016. С. 156-158.
Давыдов В.В. Философско-психологические проблемы
развития образования. 1994. М.: ИНТОР, с. 23.
Захаров А.О. Восток, марксизм и маргинализм:
заметки постороннего [Электронный ресурс] // Восток. Афро-азиатские общества:
история и современность. 2018. № 1. С. 6–12. DOI:
10.7868/S0869190818010016
Зенкевич И.В. А. К. Кулидж – популяризатор
русистики в США [Электронный ресурс] // Язык и текст. 2016. Том 3. № 3. С.
78–85. DOI: 10.17759/langt.2016030307
Зенкевич И.В. Факторы интереса к изучению русского
языка в США [Электронный ресурс] // Филология: научные исследования. 2019. № 4.
С. 99-106. DOI: 10.7256/2454-0749.2019.4.30343.
Кирсанов А.И. Научная политика в условиях
глобализации. 2007. М.: МГАДА, 191 с.
Кирсанов А.И. Глобализация и проблема
взаимоотношения западной цивилизации с остальным миром [Электронный ресурс] //
Вестник Московского государственного областного университета. Серия:
Философские науки. 2009. №2. С. 86-89. URL:
https://vestnik-mgou.ru/Articles/Doc/3634 (дата обращения: 04.05.2020).
Кирсанов А.И. Особенности формирования у российской
молодежи экстремистских взглядов и агрессивных форм политического участия. //
Материалы IV международной конференции «Политические процессы на постсоветском
пространстве» (г. Москва, 14 апреля 2015 г.) Москва: ФГБОУ ВО МГППУ, 2015. С.
193-202.
Махмудова С.М. Закон экономии подлежащего в
нарративном дискурсе [Электронный ресурс] // Вестник Дагестанского
государственного университета. Серия 2: Гуманитарные науки. 2012. № 3. С.18-20.
URL: http://www.vestnik.dgu.ru/Stat/18-20.pdf (дата обращения:
04.05.2020).
Махмудова С.М., Хангереев М.-Б.
Д.-Г. Краткий разговорник на языках народов Дагестана. 2015.
М.: Изд-во ДГУ, 71 с.
Махмудова С.М. О философской основе соматических
фразеологизмов в рутульском языке [Электронный ресурс] // Филологические науки.
Вопросы теории и практики. 2016. № 1. Часть 1. С. 154-158. URL:
https://www.gramota.net/articles/issn_1997-2911_2016_1-1_43.pdf
(дата обращения: 12.03.2020).
Махмудова С.М. Языковая репрезентация
аксиологической доминанты концепта ‘Этика’ (‘Абыр’) в национальной картине мира
рутулов [Электронный ресурс] // Язык и текст. 2018. Том 5. № 2. С. 75–81.
DOI:10.17759/langt.2018050213
Мурадян А.А. Cравнительный анализ лексических
доминант англо- и русскоязычного экономического дискурса [Электронный ресурс]
// Многомерные миры молодой науки: сборник статей международной научной
конференции. Российский университет дружбы народов. 2015. С. 61-67. URL:
https://www.elibrary.ru/download/elibrary_27244301_63791482.pdf (дата
обращения: 04.05.2020).
Найденова Н.С.,Мурадян
А.А. К вопросу об исследовании песенного дискурса:
лингвокультурологический аспект [Электронный ресурс] // Вестник Российского
университета дружбы народов. Серия: Лингвистика. 2013. №1. С. 98-103. URL:
http://journals.rudn.ru/linguistics/article/view/9732/9183 (дата обращения:
04.05.2020).
Николаева А.А., Прохоров А.И. Особенности системы
управления социальной сферой муниципального образования // Экономика и
менеджмент систем управления. 2020. № 1. С. 88-95.
Новиков А.И. Текст и его смысловые доминанты. 2007.
М.: Институт языкознания РАН, С. 118.
Сафонов А.Л. Дуализм культуры (философский анализ
причин сосуществования этнической и национальной культуры в обществе)
[Электронный ресурс] // Вестник Московского государственного областного
университета. Серия: Философские науки. 2019. № 3. С. 65-72. DOI:
10.18384/2310-7227-2019-3-65-72
Симонова С.А. Нравственная доминанта современного
отечественного образования [Электронный ресурс] // Вестник Воронежского
государственного университета. 2015. № 1. С. 47-82. URL:
http://www.vestnik.vsu.ru/pdf/educ/2015/01/2015-01-16.pdf (дата обращения:
12.03.2020).
Симонова С.А. Аксиологическое поле морали и
политики [Электронный ресурс] // Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого.
2018. № 4. С. 27-33 DOI: 10.22405/2304-4772-2018-1-4-27-33.