Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 106Рубрики 53Авторы 8876Новости 1774Ключевые слова 5095 Правила публикацииВебинарыRSS RSS

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

91 место — направление «Психология»

0,025 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

CrossRef

Язык и текст

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (online): 2312-2757

DOI: https://doi.org/10.17759/langt

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2014 года

Периодичность: 4 номера в год

Формат: сетевое издание

Язык журнала: Русский, английский

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Коммуникативная компетентность как основа метаграмотности в информационном обществе 16

Устинова Т.В.
доктор филологических наук, доцент, заведующий кафедрой английского языка, Омский государственный педагогический университет (ФГБОУ ВО ОмГПУ), Москва, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5377-7364
e-mail: utanja@mail.ru

Аннотация

Работа направлена на прояснение статуса понятия «метаграмотность» и выявление роли коммуникативной компетентности в структуре метаграмотности. Доказывается, что метаграмотность представляет собой сложную информационно-познавательно-коммуникативную компетентность. Дается определение метаграмотности как способности и готовности личности к сознательной деятельности, направленной на познание окружающей действительности и удовлетворение коммуникативных потребностей на основе поиска, обработки, производства и обмена информацией. Анализируется вклад лингвистических, социолингвистических и прагматических компетенций в умения переработки и производства информации. Делается вывод о коммуникативной обусловленности информационно-познавательной деятельности и необходимости создания дидактических условий для развития метакогнитивной осознанности стратегий взаимодействия обучающихся с информацией.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Изменение природы познания и коммуникации в (пост)информационном обществе является одной из центральных проблем исследования в современных науках о человеке. Жизнедеятельность в искусственной информационно-коммуникационной среде и дополненной реальности не просто порождает новую систему практик деятельности, но полностью изменяет исходные установки и организационные принципы взаимодействия человека с информацией. Изменению подвергается вся совокупность сложнейших видов деятельности, связанных с производством и восприятием информации, с преобразованием информации в знания, с межличностным и социальным взаимодействием, которое опосредуется обменом информацией и т.п.

Литература
  1. Зимняя И.А. Компетенция и компетентность в контексте компетентностного подхода в образовании [Электронный ресурс] // Иностранные языки в школе. 2012. № 6. С. 2 –10. URL: https://b-ok.cc/ireader/3193040 (дата обращения 14.05.2020)
  2. Al Khateeb A.A.M. Measuring digital competence and ICT literacy: an exploratory study of in-service English language teachers in the context of Saudi Arabia // International Educational Studies. 2017. Vol. 10. No. 12. P. 38-51. DOI:10.5539/ies.v10n12p38
  3. Buschman J. Information literacy, ‘new’ literacies, and literacy // Library Quarterly. 2009. Vol. 79. P. 95-118. URL: https://pdfs.semanticscholar.org/19c2/0f9591cfe12709f1c4aa00680349fb7e2539.pdf?_ga=2.231896092.2057427377.1595797304-1889941317.1588166391 (Accessed 13.04.2020)
  4. Byram M. Language awareness and (critical) cultural awareness – relationships, comparisons and contrasts // Language Awareness. 2012. Vol. 21. P. 5–13. DOI:10.1080/09658416.2011.639887
  5. Carlsson U. Media and information literacy in the course of social justice and democratic rule // Understanding media and information literacy in the digital age: a question of democracy. In Carlsson U. (ed.)., 2019. P. 11-24. URL: https://jmg.gu.se/digitalAssets/1742/1742676_understanding-media-pdf-original.pdf (Accessed 13.04.2020)
  6. Chauvin B.A. Visual or media literacy? [Elektronnyi resurs] // Journal of Visual Literacy. 2003. Vol. 23. Issue 2. P. 119–128. DOI: 10.1080/23796529.2003.11674596
  7. Cimbricz S.K., Rath L. Empowering learners to become metaliterate in digital and multimodal age // Metliteracy in Practice. 2016. C.: American Library Association, P. 91–112.
  8. Common European Framework of Reference for Languages. 2001. C.: Cambridge University Press, 260 p.
  9. Cook V.J. Premises of multi-competence // The Cambridge Handbook of Linguistic Multicompetence. In V. J. Cook and Li Wei (eds.). 2016. C.: Cambridge University Press, P. 1–25.
  10. Fulkerson D.M., Ariew S.A., Jakobson T.E. Revisiting metacognition and metaliteracy in ACRL framework [Elektronnyi resurs] // Communications in Information Literacy. 2017. Vol. 11. Issue 1. P. 21–41. DOI:10.15760/COMMINFOLIT.2017.11.1.45
  11. Garcia-Marco F.-J. The Relevance of communicative competence in the context of information literacy programs // Pathways into Information Literacy and Communities of Practice: Teaching Approaches and Case Studies. 2016. C.: Chandos Publishing. P. 135–166.
  12. Jacobson T.E., Mackey T.P. Proposing a metaliteracy model to redefine information literacy // Communications in Information Literacy. 2013. Vol. 7. Issue 2. P. 84-91. URL: https://files.eric.ed.gov/fulltext/EJ1089056.pdf (Accessed 13.04.2020)
  13. Lupton M., Bruce C. Windows on information literacy worlds: generic, situated and transformative perspectives // Practising information literacy: bringing theories of learning, practice and information literacy together. In A. Lloyd and S. Talja. Wagga Wagga, N.S.W.: Centre for Information Studies, 2010. P. 3-27.
  14. Mackey T.P., Jacobson T.E. Metaliteracy: reinventing information literacy to empower learners. Chicago: American Library association, 2014. 248 p.
  15. Mackey T.P., Jacobson T.E. Reframing information literacy as a metaliteracy // College and Research Libraries. 2011. Vol. 76. Issue 1. P. 62-78. URL: https://crl.acrl.org/index.php/crl/article/view/16132/17578 (Accessed 13.04.2020)
  16. Martin J. Refreshing information literacy: learning from recent British information literacy models [Elektronnyi resurs] // Communications in Information Literacy. 2013. Vol 7. Issue 2. P. 114–127. DOI:10.15760/COMMINFOLIT.2013.7.2.142
  17. Wallis L., Battista A. The politics of Information: students as creators in metaliteracy context // Metliteracy in Practice. 2016. C.: American Library Association. P. 23–46.
  18. Whitworth A. Communicative competence in the information age: towards a critical theory of information literacy education [Elektronnyi resurs] // Innovation in Teaching and Learning in Information and Computer Sciences. 2006. Vol. 5. Issue 1. P. 1–13. DOI: 10.11120/ital.2006.05010007
  19. Witek D., Grettano T. Revisiting for metaliteracy // Metliteracy in Practice. 2016. C.: American Library Association. P. 1–22.
  20. Witek D., Grettano T. Teaching metaliteracy: a new paradigm in action [Elektronnyi resurs] // Reference Services Review. 2014. Vol. 42. № 2. P. 188–208. DOI: 10.1108/RSR-07-2013-0035
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2020 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License Репозиторий открытого доступа

Яндекс.Метрика