Способы и средства обеспечения безопасности образовательной среды в школе и вузе

202

Аннотация

Цель. Уточнить содержания таких феноменов как способы и средства обеспечения безопасности образовательной среды и обосновать вариант их использования применительно к образовательной среде вуза и школы. Процедура и методы. В статье осуществляется рассмотрение содержания способов и средств обеспечения безопасности образовательной среды с позиций философского подхода к осмыслению данного феномена, а также осуществляется обоснование варианта способов и средств обеспечения безопасности образовательной среды для вуза и школы как системы. При проведении исследования применены методы: аналогии, сравнительный, обобщения, системный, интерпретации результатов, мысленного эксперимента. Результаты. В работе уточнено содержание способов и средств обеспечения безопасности образовательной среды, раскрыто их содержание на основе философского подхода к этим феноменам, оценено их противодействие различным видам экспансии на образовательную среду, обоснован вариант использования способов и средств обеспечения реальной безопасности образовательной среды для вузов и школ с учётом современного состояния общественных отношений и культуры в стране и мире, а также тех требований, которые предъявляются образовательным учреждениям по научению и воспитанию обучаемых. Теоретическая и / или практическая значимость. Результаты исследования вносят вклад в палитру исследований способов и средств обеспечения безопасности образовательной среды в школе и вузе, в методологию организации безопасности образовательной среды, а также в практику образовательной деятельности школ и вузов.

Общая информация

Ключевые слова: образовательная среда, образовательная среда вуза, экспансия, вызов, угроза, безопасность, способы, средства, методология, организация образования и воспитания

Рубрика издания: Психолингвистика, социолингвистика, этнолингвистика

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/langt.2021080209

Получена: 01.05.2021

Принята в печать:

Для цитаты: Михалкин Н.В., Аверюшкин А.Н., Симонова С.А. Способы и средства обеспечения безопасности образовательной среды в школе и вузе [Электронный ресурс] // Язык и текст. 2021. Том 8. № 2. С. 86–102. DOI: 10.17759/langt.2021080209

Литература

  1. Аверюшкин А.Н. Проблема исторической теории в когнитивной практике и методологической рефлексии в XX столетии: дисс. канд. философ. н. М., 2005. 132 с.
  2. Алексеева С.В., Мельниковой Т.В. Безопасная школа: настольная книга для руководителей и преподавателей образовательных учреждений. 2013. СПб.: СПб АППО, 280 с.
  3. Андронникова О.О. Безопасность образовательной среды в современных геополитических условиях [Электронный ресурс] // Философия образования. 2015. №3. С. 14-22. DOI: 10.15372/PHE20150302
  4. Анцупов А.Я. Профилактика конфликтов в школьном коллективе. 2003. М.: Гуманит.изд. центр ВЛАДОС, 208 с.
  5. Бакланова Н.К., Иванова Т.С., Колот В.В. К проблеме создания психологически безопасной образовательной среды: целостный подход [Электронный ресурс] // Вестник МГОУ. Серия: Педагогика. 2018. №3. С. 13-28. DOI: 10.18384/2310-7219-2018-3-13-24
  6. Баева И.А. Обеспечение психологической безопасности в образовательном учреждении: практическое руководство. 2006. СПб.: Речь, 288 с.
  7. Габер И.В., Зарецкий В.В. Обеспечение психологической безопасности образовательной среды. Методические рекомендации для руководителей общеобразовательных организаций. 2018. М.: ФГБНУ «Центр защиты прав и интересов детей», 50 с.
  8. Головяшкина М.А. Социально-экономическая глобализация как фактор развития межкультурной коммуникации в условиях цифрового общества // Материалы международной научно-практической конференции «Информационные технологии в науке, образовании и производстве» (г. Москва, 8 февраля 2018 года). Москва: изд. ЧОУВО «МУ им. С.Ю. Витте», 2018. С. 359-369.
  9. Иванов В.М., Грудуз А.А., Мачульная И.А. Практико-ориентированное обучение школьников и самоопределение личности [Электронный ресурс] // Концепт. 2014. № 18. С. 21-25. URL: http://e-koncept.ru/2014/14727.htm (дата обращения: 24.04.2021).
  10. Иванова Е.К., Чемерилова И.А. Конфликтологическая культура учителя и ее проявление в профессиональной деятельности [Электронный ресурс] // Вестник Башкирск. ун-та. 2015. № 2. С. 716 – 720. URL: http://bulletin-bsu.com/arch/files/2015/2/64_4875_Ivanova_v2_716-721.pdf (дата обращения: 24.04.2021).
  11. Михалкин Н.В., Аверюшкин А.Н. Cодержание и виды безопасности образовательной среды [Электронный ресурс] // Язык и текст. 2021. Том 8. № 1. C. 64-78. DOI:10.17759/langt.2021080110
  12. Фальковской Л.П. Обеспечение психологической безопасности образовательной среды. Методические рекомендации для руководителей общеобразовательных организаций. 2018. М.: ФГБНУ «Центр защиты прав и интересов детей», 50 с.
  13. Савченко И.А. Конфликты в образовательной организации в условиях организационных изменений [Электронный ресурс] // Конфликтология. 2018. № 2. С.24-35. DOI: 10.7256/2454-0617.2018.2.25674
  14. Шаптала В.Г., Радоуцкий В.Ю., Шульженко В.Н. Концепция обеспечения безопасности высших учебных заведений // Вестник Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова. 2009. № 2. С. 127-142. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kontseptsiya-obespecheniya-bezopasnosti-vysshih-uchebnyh-zavedeniy/viewer (дата обращения: 24.04.2021).
  15. Ярычев Н.У. Предотвращение конфликтов как аспект профессиональной деятельности учителя // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2011. Том 7. № 2. С. 23 – 33. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/predotvraschenie-konfliktov-kak-aspekt-professionalnoy-deyatelnosti-uchitelya/viewer (дата обращения: 24.04.2021).

Информация об авторах

Михалкин Николай Васильевич, доктор философских наук, профессор, заведующий кафедры философии и гуманитарных наук, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4419-2038, e-mail: fafnir85@yandex.ru

Аверюшкин Александр Николаевич, кандидат философских наук, доцент кафедры философии и гуманитарных наук, Московский государственный психолого-педагогический университет, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3150-0385, e-mail: paperitetics@yandex.ru

Симонова Светлана Анатольевна, доктор философских наук, профессор кафедры философии и гуманитарных наук, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4506-1248, e-mail: Jour2@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 614
В прошлом месяце: 17
В текущем месяце: 25

Скачиваний

Всего: 202
В прошлом месяце: 9
В текущем месяце: 10