Творческий путь Ф.М. Достоевского, рукописное наследие и герменевтика текстов: юбилейные издания РФФИ

91

Аннотация

В статье представлены краткие аннотации к монографиям, вышедшим в рамках масштабного проекта Российского фонда фундаментальных исследований при его поддержке к 200-летнему юбилею со дня рождения Ф.М. Достоевского. В представленных изданиях серии «Источники и методы в изучении наследия Ф.М. Достоевского в русской и мировой культуре» на основании кропотливого изучения рукописных источников, многие из которых впервые вводятся в научный оборот, рассмотрены все важнейшие аспекты творческого пути, мировоззрения, проблемы поиска, интерпретации и комментария черновых и опубликованных текстов, а также рецепции творческого наследия писателя в мировой культуре в широком диахроническом аспекте от современного ему времени до наших дней.

Общая информация

Ключевые слова: Ф.М. Достоевский, РФФИ, текстология, рецепция , система образования, богословие, универсализм, рукописные источники

Рубрика издания: Хроники научной жизни

Тип материала: обзорная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/langt.2022090110

Получена: 01.03.2022

Принята в печать:

Для цитаты: Дергачева И.В. Творческий путь Ф.М. Достоевского, рукописное наследие и герменевтика текстов: юбилейные издания РФФИ [Электронный ресурс] // Язык и текст. 2022. Том 9. № 1. С. 108–119. DOI: 10.17759/langt.2022090110

Полный текст

Значение масштабного научного мероприятия Российского фонда фундаментальных исследований выходит далеко за рамки празднования знаменательного юбилея Ф.М. Достоевского, отмеченного во всем мире многочисленными научными международными мероприятиями – 200-летия со Дня рождения великого русского писателя. 30 научных монографий, посвященных презентации новых сведений, основанных на многочисленных рукописных находках исследователей, проливающих новый свет на этапы биографии и творческого пути писателя, его рукописное и книжное  наследие, герменевтический и философский анализ его текстов, а также рецепцию художественного наследия в мировой культуре, подготовленных и изданных при поддержке РФФИ, явились исключительно ценным вкладом в мировое достоевсковедение, значение которого трудно переоценить.

Каждая из монографий достойна подробных рецензий, однако в нашем обзоре, в котором хотелось представить все труды серии «Источники и методы в изучении наследия Ф.М. Достоевского в русской и мировой культуре», придется ограничиться перечислением научных трудов и краткой их аннотацией.

Бесценным введением к юбилейной серии научных монографий о Ф.М. Достоевском может послужить выпущенный Российским фондом фундаментальных исследований Каталог «След, оставленный на века: к 200-летию со дня рождения Ф.М. Достоевского», состоящий из трех разделов: аннотированной библиографии монографий, изданных при поддержке Фонда  в рамках как юбилейного, а также ежегодных издательских конкурсов; указателя научных проектов и статей в журналах «Вестник РГНФ» и «Вестник РФФИ. Гуманитарные и общественные науки», посвященных изучению творчества Ф.М. Достоевского, а также разделе о вкладе РФФИ в развитие международного сотрудничества по изучению творческого наследия Ф.М. Достоевского, в том числе о поддержке деятельности Международного общества Достоевского [24].

В коллективной монографии, написанной под руководством И.Л. Волгина, биография и творчество Ф.М. Достоевского осмыслены в ретроспективе национального сознания [7]. Читатель узнает об открытии великим русским писателем Европы, о сближении Достоевского с Сувориным, о новых рукописных находках, связанных с пребыванием писателя в Омском остроге. Глава, написанная И.Л. Волгиным совместно с И.С. Андриановой о самоотверженной и верной супруге и помощнице писателя, Анне Григорьевне, поможет нам глубже понять, сколь положительную роль она сыграла в жизни и творческой судьбе Ф.М. Достоевского. Подробно освещены в широком диахроническом аспекте и критические статьи о творчестве Достоевского в отечественной печати, театральные постановки и интерпретации его творчества. Завершает монографию глава об интертекстуальных связях поэтологии Ф.М. Достоевского и О.Э. Мандельштама.

В коллективном труде, основанном на широком использовании документальных источников, в полной ретроспективе раскрывается злосчастное «дело о куманинском наследстве», ставшее важным фактом биографии писателя и столь глубоко отразившееся в его художественном наследии [5]. Увлекательное, живописующее эпоху повествование читается буквально на одном дыхании. Вот лишь некоторые названия глав книги: «Мотив «рокового наследства» в романе Достоевского «Идиот»»; «Червонные валеты» в «деле о куманинском наследстве»; «Червонный валет» А.Т. Неофитов из окружения Достоевского; «Клуб червонных валетов» в романе Достоевского «Подросток» и др.

История усадьбы Даровое в широкой временной ретроспективе и ее роль в жизни и творчестве Ф.М. Достоевского на основании анализа архивных и печатных источников, многие которых   введены в научный оборот впервые, представлена в коллективной монографии, наглядно осветившей важнейшие моменты жизни и домашнего обихода семейной жизни писателя, его преждевременного ухода из жизни [9]. Перечислим лишь некоторые названия глав: «Церковная жизнь семьи Достоевских (по материалам архива храма Сошествия Святого Духа в Моногарове)»; «Деревенский круг знакомых семьи Достоевских в мемуарах, письмах, архивных документах»;  «Смерть М. А. Достоевского в перекрёстном анализе архивных документов, семейных и фольклорных преданий»; «Путешествие в Даровое. Уникальные материалы. Семья и усадьба в жизни и творчестве Достоевского».

Материалы по истории редакционной деятельности Ф.М. Достоевского и его брата М.Ф. Достоевского приведены в коллективной монографии, в которой на комплексном анализе архивных источников, в том числе впервые опубликованных приходно-расходной книги и гонорарной ведомости, представлен процесс формирования редакционной политики изданий и приведена атрибуция анонимных статей «Времени» и «Эпохи» [2]. Особый интерес представляет Глава IV «Указатель содержания журналов», где приведен полный список публикаций «Времени» за 1861, 1862, 1863 гг. и «Эпохи» за 1864 и 1965 гг. , а также Приложение «Документы по цензурной истории журналов «Время» и «Эпоха».

С помощью комбинации традиционных филологических и инновационных математических методов решена проблема выявления основных особенностей авторского стиля и определено авторство анонимных и псевдоанонимных статей в журналах «Эпоха» и «Время» и в еженедельнике «Гражданин» [22].

Описанию коллекции документов и изобразительных материалов, касающихся жизни и творчества Ф.М. Достоевского, хранящихся в фондах государственного музея истории российской литературы имени В.И. Даля, посвящена коллективная монография, в которой вводятся в научный оборот ранее неизвестные обстоятельства жизни Ф. М. Достоевского и по материалам коллекции А.Г. Достоевской представлена полная картина восприятия творчества писателя в России и за рубежом [18]. Монография состоит из трех частей, каждая из которых проливает новый свет на творческий путь писателя и рецепцию его творчества в мировой культуре: «Материалы к биографии Ф. М. Достоевского в отделе рукописных фондов Государственного музея истории российской литературы имени В. И. Даля»; «Наследие Ф. М. Достоевского в газетной периодике, собранной А. Г. Достоевской» и «Фонд фотографий Государственного музея истории российской литературы имени В. И. Даля как источник биографических данных Ф. М. Достоевского».

Исключительно важное значение имеет монография, ставшая предтечей создания полной научной биографии Достоевского, в которой на междисциплинарном уровне изучены не введенные ранее в научный оборот документы, освещающие некоторые аспекты жизненного пути писателя, не нашедшие до сих пор полного отражения в научной литературе [19]. Читатель с огромным интересом узнает новые факты биографии писателя из следующих глав: «Когда родился отец Достоевского? Опыт практического анализа и систематизации источников»; «Сто четыре священные истории… И. Гибнера в жизни и творческой работе Достоевского»; «К проблеме генезиса «итальянской мечты» Достоевского». «Радклиф или псевдо-Радклиф?»; «Из юных лет Михаила и Федора Достоевских. Новые архивные материалы 1837–1839 гг.»; «Я, нижепоименованный Федор Достоевский. Присяга на верность службы 20 августа 1841 г.» и др.

Невозможно переоценить значение коллективной монографии, в которой описан полный репертуар известных к настоящему времени автографов Ф.М. Достоевского, дополненный копиями и стенограммами текстов, выполненными его супругой А.Г. Достоевской [1]. Этот бесценный труд состоит из десяти разделов, предваряемых вступительной статьей И.С. Андриановой «Современное состояние рукописного фонда Ф.М. Достоевского»: «I. Записные книжки и тетради; II. Рукописи произведений; III. Записи в альбомах; IV. Записи на отдельных листах; V. Записи, связанные с редакторской и издательской деятельностью; VI. Письма; VII. Официальные документы и деловые бумаги; VIII. Записи и пометы на книгах и письмах; IX. Дарственные надписи на книгах и фотографиях; X. Шуточные стихи в записях А.Г. Достоевской». Во введении И.С. Андрианова подробно описывает этапы творческого пути писателя и сохранившиеся рукописные материалы, относящиеся к каждому из этапов, уделяя большое внимание самоотверженному труду Анны Григорьевны по сохранению бесценного творческого наследия своего супруга.  Особое значение имеет описание архивов Москвы, Санкт-Петербурга, Великого Новгорода, Саратова, Твери, Тулы, Тобольска, Симферополя, а также зарубежных архивов Казахстана, Франции, Великобритании, Швейцарии, США, Чехии, Германии, Литвы, Италии, в которых хранятся автографы Ф.М. Достоевского.

Значительная часть монографий посвящена интерпретации и герменевтическому толкованию художественного наследия писателя. Так, коллективная монография И.А. Есаулова, Б.Н. Тарасова и Ю.Н. Сытиной представляет анализ и рецепцию творческого наследия Достоевского в малом и большом времени мировой культуры [15]. Большое внимание в работе уделяется методологическим терминам и корректировке сложившейся системы литературоведческих категорий. Монография включает три крупных раздела: «Раздел I. Достоевский «у себя дома»: в большом времени русской культуры»; «Раздел II. Достоевский в контексте европейской культуры»; «Раздел III. Преодоление ratio у Достоевского и проблемы интерпретации его творчества».

Проблемы текстологии, интертекста и рецепции творчества Достоевского с привлечением широкого круга рукописных источников рассмотрены в коллективной монографии Н.А. Тарасовой, С.А. Кибальника и В.М. Дмитриева [26]. В исследовании уточнены спорные вопросы истории создания и публикации текстов Достоевского, восстановлен аутентичный авторский текст, с помощью анализа интертекста установлен биографический подтекст произведений, описана рецепция его произведений у писателей русского зарубежья.

Текстологическому анализу поздней публицистики Достоевского посвящено исследование коллектива авторов, представивших на основе работы с большим массивом рукописных источников, многие из которых впервые введены в научный оборот, издательскую и цензурную историю «Гражданина» и «Дневника писателя», описали читателей этих изданий и привели их указатель в главе «Диалог автора и читателей “Дневника Писателя” [20]. Значительный интерес представляют два Приложения: «Подписчики “Дневника Писателя”» и «Документированная хронологическая роспись «Гражданина» за период редакторства Ф.М. Достоевского».

Научной публикации четырех записных тетрадей Достоевского, ставших основным источником, представляющим историю создания романа «Бесы» и некоторых иных произведений писателя, посвящен труд К.А. Баршта (руководитель исследования), С. В. Березкиной,А. А. Чевтаева, М. В. Чевтаевой, Ю. М. Чихаловой, И. А. Кравчук, В. В. Филичевой, А. Ю. Соловьева  [ 27].

Описание роли античной культуры в образовании, формировании жизненного мировоззрения и влиянии на творческий процесс Достоевского всесторонне описано в коллективной монографии, состоящей из пяти глав: «Рецепция античного наследия в творчестве Достоевского»; «Античная культура в воспитании и образовании Достоевского»; «Латинский язык Достоевского»; «Рецепция античного наследия в творчестве Достоевского»; «Античные идеи в критике и публицистике Достоевского», за которыми следуют два Приложения: «Античные персоналии Достоевского» и «Латинский тезаурус Достоевского» [12].

Глубокой интерпретации художественного образа Христа в творчестве Достоевского, прежде всего в романах Великого пятикнижия,  посвящена монография И.И. Евлампиева, в которой герменевтический анализ христианских мотивов дополнен исследованием философии истории и проблемой бессмертия в творчестве писателя и в мировой культуре, а также Приложением И.Ю. Матвеевой «Образ Христа в русской живописи XIX века» [14].

Авторы коллективной монографии, посвященной богословию Достоевского, представили свои материалы в пяти главах: «Богословие Ф.М. Достоевского и проблема нравственного истолкования догмата в русской богословской и философской мысли XIX–XX вв.» (А. Гачева); «Богословие Достоевского: описание изнутри» (Т. Касаткина); «Духовные пути Достоевского в период 1830-х – 1840-х годов» (Т. Магарил-Ильяева); «Масонский след в жизни и творчестве Ф.М. Достоевского в связи с богословием писателя» (Н. Подсокорский); «Ф.М. Достоевский в католическом мире (материалы к теме)» (К. Корбелла) [4]. Т.А. Касаткина посвятила свою главу «стержневой идее Достоевского о человеческом единстве и о грехе как промахе человека мимо своей сущности, о грехе как ошибке определения человеком своей истинной мерности, своего масштаба и объема, из каковой ошибки исходят все искажения и повреждения мира, человека и человечества» [Там же, с. 7,8].

Описание аксиологических констант творчества Достоевского в качестве структурных элементов его универсума содержится в монографии, раскрывающей читателю тайны философии истории Достоевского, тесно связанной с проблемами эсхатологии [28]. Исследование представляет увлекательное «метафизическое путешествие по вертикалям и горизонталям многоцентричного Универсума Достоевского» [Там же, с. 11].

В монографии О.С. Соиной и В.Ш. Сабирова глубоко проанализирована философская антропология Достоевского как целостная система представлений писателя о человеке, основанная на его аксиологических представлениях о смысле жизни и природе человека [25]. Особый интерес представляют описания человеческих типов в творчестве Достоевского и художественно-антропологические эксперименты писателя.

Мощному влиянию личности и творчества Достоевского на мировую культуру конца XIX — первой трети XX в. посвящена коллективная монография, осветившая начальный этап осмысления рецепции наследия писателя на напряженные интеллектуальные искания той поры [29].

В.А. Викторович и О.В. Захарова внесли важный вклад в научную историю восприятия творчества Достоевского, впервые представив полный репертуар критических высказываний о писателе в русской печати 1845–1881 гг., многие из которых были обнаружены в процессе исследования и введены в научный оборот впервые [6]. Ценность этого издания увеличивается не только сознанием того, что сам Достоевский был критиком и очень серьезно относился к критике собственных произведений, но и малой доступностью русской периодики XIX века. Данная публикация является важным этапом на пути создания электронной библиотеки «Достоевский в русской критике 1845–1881», которая в настоящее время находится в разработке.

Исследование личности Достоевского в оценке философов и писателей конца XIX–нач. XX веков, выполненное в виде антологии наиболее интересных работ, представляющих разные интерпретации мировоззрения писателя, вышло в серии «Русский Путь» в двух томах [30, 31]. В первом томе И.И. Евлампиев дает широкий обзор работ, исследующих творчество писателя, систематизировав их по духовным и философским направлениям, к которым принадлежали авторы. Во втором томе наследие Достоевского рассмотрено в малом времени советских и постсоветских десятилетий и в большом времени русской культуры с особым вниманием И.А. Есаулова и Ю.Н. Сытиной  к христианскому контексту, близкого самому писателю.

Коллективная монография «Записки из подполья» Ф.М. Достоевского в культуре Европы и Америки», отв. ред. Е.Д. Гальцова, пролила новый свет на малоизученные аспекты западного восприятия повести, осветила проблемы ее переводов  на западноевропейские и английский языки, описала их философскую, литературную, литературоведческую, театральную и кинематографическую рецепции в Европе и Америке[16]. В Приложении впервые введены в научный оборот текст первой в мире театральной инсценировки повести — «Подпольный дух» («L’Esprit souterrain», 1912) А.-Р. Ленормана (на французском и русском языках) и архивные материалы М. де  Унамуно и Ж. Пудж-и-Ферретера, предисловия к ранним переводам и др.

Обобщает тему рецепции творчества Достоевского в мировой культуре коллективная монография Пушкинского Дома РАН, в которой представлены специально подготовленные и переведенные эссе, созданные современными деятелями культуры из 15 стран [21].

Коллективная монография, также посвященная рецепции творчества Достоевского в мировой культуре, отличается широким диахроническим размахом исследования – от классики до постмодерна [3]. Авторы справедливо утверждают, что Достоевский более других писателей в мире оказал влияние на зарубежную культуру. Цель их исследования – убедительно, апеллируя к конкретным текстам и фактам, показать все нюансы рецепций его творчества в разных лингвокультурологических ареалах и на разных этапах культурной истории человечества. Международный коллектив авторов несомненно откроет читателю много захватывающих сюжетов. Вот лишь некоторые названия глав монографии: «Таинственный русский. Первое знакомство европейцев с Достоевским»; «Пророк или гений? Открытие Достоевского в начале XX века»; «Культ Достоевского на западе и востоке. В 20-е годы XX века. К 100-летию Ф.М. Достоевского» и пр.

Венчает тему восприятия Достоевского в мировой культуры остро современная коллективная монография, развенчивающая многолетние мифы и представляющая рецепцию творчества Достоевского в современном медийном пространстве [11]. Опираясь на передовые научные методы, авторы издания существенно корректируют распространенные сведения о личности и творчестве Достоевского, остроумно полемизируя с рядом современных любителей собственных интерпретаций, рассчитанных на шоковые эффекты, далекие от объективных фактов.

Бесценным источником для представлений о геополитической картине мира в мировоззрении Достоевского стала коллективная монография сотрудников Томского государственного университета, в которой описаны страны и регионы в восприятии писателя, в котором центральную роль всегда занимала Россия [8]. Это масштабное комплексное исследование выполнено в рамках междисциплинарного проекта представителями самого широкого круга научных специальностей – политологами, литературоведами,  представителями Литературно-мемориального музея Ф.М. Достоевского и Института Св. Фомы.

Подробному освещению роли Италии в жизни и творчестве Достоевского посвящена коллективная монография, в которой представлены результаты исследования архивных документов о путешествиях писателя по Италии, введен в научный оборот концепт «итальянский текст» писателя, представлено субъективное представление Достоевского о genius loci итальянских городов [10]. В монографии также обозначены темы, связанные с рецепцией образов Италии в творчестве Ф. М. Достоевского в его художественных произведениях и публицистике, описан репертуар итальянских художественных произведений XIX–XXI вв., отразивших рецепцию идейно-художественного наследия Ф. М. Достоевского – художественные тексты, театральные постановки, их экранизация.

Лингвистическое исследование корпусной модели идиостиля Достоевского описано в коллективной монографии, в которой корпусная модель идиостиля представлена на лексическом уровне [17]. Издание станет важным источником как для лингвистов, так и для литературоведов, занимающихся творчеством Достоевского. Оно включает 5 глав: «Лингвистическое исследование идиостиля»; «Семантические поля фразеологии Достоевского»; «Авторская фразеология Достоевского: состав и словосочетаемость»; «Дискурсивная семантика идиостиля Достоевского»; «Лексические острова».

Обобщение опыта преподавания творчества Достоевского в XX веке и презентация современной научно-методологической концепции изучения его работ в средней и высшей школе стало бесценным источником для преподавателей школ и высших учебных заведений [13]. Большую практическую ценность представляет раздел 4 «Методические материалы для учителей и преподавателей литературы», в котором представлены «Антология для учителя», «Библиографический указатель исследований творчества Достоевского», «Аннотации методических материалов и учебных программ» и пр.

В рамках отдельного проекта РФФИ и Министерства образования и науки Алтайского края «Сибирь Ф.М. Достоевского: семиотика пространства и нарративные стратегии» подготовлена и издана монография Е.Ю. Сафроновой, исследовавшей сибирский период творчества писателя и на основании множества найденных и впервые введенных в научный оборот архивных источников и заявившей о правомерности понятия «сибирский текст Достоевского» [23].

Литература

  1. Алексеева Л.В., Андрианова И.С., Вяль Е.Н., Заваркина М.В., Панюкова Т.В.,  Сосновская О.А., Тихомиров Б.Н. Рукописное наследие Ф.М. Достоевского. 2021. СПб.: Изд-во РХГА, 560 с.
  2. Алексеева Л.В., Зинкова В.С., Мехралиева Г.А., Солопова А.И., Сосновская О.А. Редакционный архив журналов Ф. М. и М. М. Достоевских «Время» и «Эпоха»: коллективная монография. 2021. СПб.: Изд-во РХГА, 560 с.
  3. Андрущенко Е.А., Введенская В.М., Козьменко М.В. Ф.М. Достоевский в литературных и архивных источниках конца XIX — первой трети XX в. 2021. М.: ИМЛИ РАН, 386 с.
  4. Багно В.Е., Димитриев В.М. Рецепция Достоевского в мировой культуре. История и современность: Коллективная монография. 2021. СПб.: Изд-во Пушкинского Дома, 208 с.
  5. Баранов А.Н., Добровольский Д.О. Корпусная модель идиостиля Достоевского. 2021. М.: ЛЕКСРУС,  358 с.
  6. Баршт К.А. Текстологическое исследование записных тетрадей Ф.М. Достоевского к роману «Бесы»: Дипломатическая транскрипция. 2021. СПб.: Наука, 583 с.
  7. Бессонова А.С. Даровое Достоевского. Материалы и исследования. 2021. Коломна: ИД «Лига», 544 с.
  8. Богатырева Л.В., Волчек О.Е., Жуэйжун А., Капилупи С.М., Корконосенко К.С., Кузнецова А.В., Миллионщикова Т.М., Помпео Л., Потапова Г.Е., Самарина М.С., Якименко О.А. Достоевский в зарубежной рецепции: от классики до постмодерна, антология: в 2 т. Т. 1. 2021. СПб.: РХГА, 976 с.
  9. Богатырева Л.В., Волчек О.Е., Жуэйжун А., Капилупи С.М., Корконосенко К.С., Кузнецова А.В., Миллионщикова Т.М., Помпео Л., Потапова Г.Е., Самарина М.С., Якименко О.А. Достоевский в зарубежной рецепции: от классики до постмодерна, антология: в 2 т. Т. 2. 2021. СПб.: РХГА, 872 с.
  10. Борисова В.В., Шаулов С.С., Юхнович Ю.В. «Дело о куманинском наследстве» в жизни и творчестве Ф. М. Достоевского. 2021. Уфа: «ПечатниК», 268 с.
  11. Викторович В.А., Захарова О.В. Ф. М. Достоевский в русской критике. 1845–1881. 2021. Коломна: ИД «Лига», 536 с.
  12. Волгин И.Л., Андрианова И.С., Бурмистрова А.В., Калинин М.А., Кудимова М.В., Куликова Д.Е., Огородникова Е.Е., Подрябинкина А. Г., Прощенко А.А. Достоевский в национальном сознании: проблемы биографии и творчества. 2021. М.: Изд-во «Фонд Достоевского», 648 с.
  13. Гальцов Е.Д. «Записки из подполья» Ф.М. Достоевского в культуре Европы и Америки. 2021. М.: ИМЛИ РАН, 1024 с. 
  14. Дергачева И.В., Достоевский А.Д., Литвин Е.А., Махмудова С.М., Михайлова М.В., Талалай М.Г., Шварц Н.В. Достоевский и Италия. 2021. СПб.: Алетейя, 454 с.
  15. Евлампиев И.И. Образ Иисуса Христа в философском мировоззрении Ф. М. Достоевского. 2021. СПб.: Изд-во РХГА, 600 с. 
  16. Евлампиева И.И. Ф.М. Достоевский: pro et contra, антология: в 2 т. Т. 1. 2021. СПб.: РХГА, 872 с.
  17. Есаулов И.А., Тарасов Б.Н., Сытина Ю.Н. Анализ, интерпретации и понимание в изучении наследия Достоевского: коллективная монография. 2021. М.: Индрик, 336 с.
  18. Есаулова И.А. Ф.М. Достоевский: et contra, антология. Советский и постсоветский Достоевский: в 2 т. Т. 2. 2021. СПб.: РХГА, 748 с.
  19. Захаров В.Н., Казакова Р.А., Ровинская И.Л., Крекшина Л.С. След, оставленный на века: к 200-летию со дня рождения Ф.М. Достоевского: Аннотированный каталог изданий и исследований, осуществленных при финансовой поддержке РФФИ в 1995–2021 годах. 2021. М.: Российский фонд фундаментальных исследований, 120 с.
  20. Исупов К.Г., Богатырева Л.В., Сюндюкова Н.К. Универсум Ф.М. Достоевского, антология. 2021. СПб.: РХГА, 888 с.
  21. Касаткина Т.А. Богословие Достоевского. 2021. М.: ИМЛИ РАН, 416 c.
  22. Кибальник С.А., Кузнецова О.А., Муренина Е.К., Оробий С.П., Отева К.Н. Достоевский в медийном пространстве современной русской культуры. 2021. СПб.: ИД «Петрополис», 304 с.
  23. Маскевич Е.Д., Тихомиров Б.Н., Тихомирова Н.А. Новые архивные и печатные источники научной биографии Ф. М. Достоевского. Коллективная монография. 2021. СПб.: Изд-во РХГА, 260 с.
  24. Нилова А.Ю., Скоропадская А.А., Агапитова Е.К. Достоевский и античность: коллективная монография. 2021. СПб.: Изд-во РХГА, 472 с.
  25. Новикова Е.Г., Щербинин А.И., Вировец С.В. Геополитическая карта и картина мира Ф. М. Достоевского. 2021. Томск: Изд-во Томского государственного университета, 288 с.
  26. Панюкова Т.В., Зинкова В.С., Кипрушёва О.О., Коновалова О.Л., Маскевич Е.Д., Михайлова А.К., Отливанчик А.В., Солопова А.И., Рак В.Д. Проблемы текстологии публицистики Достоевского (1873–1881): коллективная монография. 2021. СПб.: Изд-во РХГА, 936 с.
  27. Рогов А.А., Абрамов Р.В., Бучнева Д.Д. Проблема атрибуции в журналах «Время», «Эпоха» и еженедельнике «Гражданин». 2021. Петрозаводск: «Острова», 400 с.
  28. Сафронова Е.Ю. Сибирский текст Ф.М. Достоевского: монография. 2020. Барнаул: Изд-во Алтайского Университета, 446 с.
  29. Соина О. С., Сабиров В. Ш. Философская антропология Ф. М. Достоевского. Монография. 2021. СПб.: Изд-во РХГА, 352 с.
  30. Тарасова Н.А., Кибальник С.А., Димитриев В.М. Проблемы текстологии и поэтики романного творчества Ф. М. Достоевского. 2021. М.: Изд-во «Квадрига», 276 с.
  31. Фёдорова Е.А. Достоевский в средней и высшей школе: проблемы и новые подходы. 2021. СПб.: Изд-во РХГА, 604 с.
  32. Фокин П.Е., Петрова А.В., Варенцова Е.М. Неизвестные и малоизвестные источники биографии Ф. М. Достоевского в собрании Государственного музея истории российской литературы имени В. И. Даля: коллективная монография. 2021. СПб.: Росток, 448 с.

Информация об авторах

Дергачева Ирина Владимировна, доктор филологических наук, доцент, профессор кафедры «Лингводидактика и межкультурная коммуникация» института «Иностранные языки, современные коммуникации и управление», Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4878-2027, e-mail: dergachevaiv@mgppu.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 321
В прошлом месяце: 8
В текущем месяце: 7

Скачиваний

Всего: 91
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 2