Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 116Рубрики 53Авторы 9255Новости 1822Ключевые слова 5095 Правила публикацииВебинарыRSS RSS

Методология и история психологии

Издатель: ООО «Исследовательская группа «Социальные науки»

ISSN: 1819-2653

Издается с 2006 года

Периодичность: 4 номера в год

Язык журнала: русский

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Оппозиция метода и технологии в психологии

Гарбер И.Е.
кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии высшего образования Института дополнительного профессионального образования СГУ им. Н.Г. Чернышевского, Саратов, Россия
e-mail: garber@mail.saratov.ru

Аннотация

Рассмотрена оппозиция метода и технологии в психологии, приводящая к противостоянию научной и прикладной (профессиональной, практической) психологии. Показано, что слабость психологических методов определяется тем, что они задают вопросы, мало способствующие прогрессу науки. Прогресс науки обеспечивается применением метода моделирования, основанного на введении заведомо не существующих идеальных объектов, связанных между собой постулатами, противоречащими здравому смыслу, жизненному опыту, культурным традициям и интуиции и, в случае психологии, включающими «внутренний мир» человека. Специфика существующих психологических методов и теорий состоит в том, что их редко удается трансформировать в эффективные психологические технологии, они не ведут к созданию машин и приборов, ограничивающих или даже замещающих влияние человека.

Ссылка для цитирования

Литература
  1. Аллахвердов В.М. Методологическое путешествие по океану бессознательного к таинственному острову сознания. СПб., 2003.
  2. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. В 2-х т. Т. 1. М., 1980.
  3. Батыгин Г.С. Лекции по методологии социологических исследований. М., 1995.
  4. Василюк Ф.Е. Методологический анализ в психологии. М., 2003.
  5. Вигнер Е. Непостижимая эффективность математики в естественных науках // Этюды о симметрии. М., 1971.
  6. Гарбер Е.И., Гарбер И.Е. Адаптивное поведение минимальной восьминейронной модели мозга // Вопросы кибернетики. Адаптивные системы. Труды II Ленинградского симпозиума «Тео рия адаптивных систем». М., 1976. С. 151–152.
  7. Гарбер Е.И., Гарбер И.Е. О теоретико-множественных моделях мозга и личности // Личность, коллектив и проблемы воспитания. Оптимизация формирования личности и межличностных отношений. Саратов, 1983. С. 83–106.
  8. Гофман А.Б. Семь лекций по истории социологии. М., 2003.
  9. Гудвин Дж. Исследование в психологии: методы и планирование. СПб., 2004.
  10. Дорфман Л.Я. Эмпирическая психология: исторические и философские предпосылки. М., 2003.
  11. Карицкий И.Н. Теоретико-методологическое исследование социально-психологических практик. М., 2002.
  12. Козелецкий Ю. Психологическая теория решений. М., 1979.
  13. Лем С. Сумма технологии. М., 2002.
  14. Лефевр В.А. Рефлексия. М., 2003.
  15. Лефевр В.А. Формула человека: контуры фундаментальной психологии. М., 1991.
  16. Лихи Т. История современной психологии. СПб., 2003.
  17. Мазилов В.А. Теория и метод в психологии: период становления психологии как самостоятельной науки. Ярославль, 1998.
  18. Маслоу А. Мотивация и личность. СПб., 2003.
  19. Миллс Ч.Р. Социологическое воображение. М., 2001.
  20. Морено Я.Л. Социометрия: экспериментальный метод и наука об обществе. М., 2001.
  21. Петренко В.Ф. Основы психосемантики. СПб., 2005.
  22. Платонов К.К. Структура и развитие личности. М., 1986.
  23. Полани М. Личностное знание. На пути к посткритической философии. М., 1985.
  24. Поппер К.Р. Нищета историцизма // Вопросы философии. 1992. № 4. C. 49.
  25. Поспелов Д.А. «Серые» и/или «черно-белые»? // Прикладная эргономика. Специальный выпуск «Рефлексивные процессы». 1994. № 1.
  26. Психология XXI века / Под ред. В.Н. Дружинина. М., 2003.
  27. Ракитов А.И. Философия компьютерной революции. М., 1991.
  28. Робер М.-А., Тильман Ф. Психология индивида и группы. М., 1988.
  29. Российская социологическая энциклопедия / Под ред. академика РАН Т.В. Осипова. М., 1998.
  30. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб., 1999.
  31. Смит Н. Современные системы психологии. СПб., 2003.
  32. Тодд Дж., Богарт А.К. Основы клинической и консультативной психологии. СПб.; М., 2001.
  33. Фейнман Р.Ф. Вы, конечно, шутите, мистер Фейнман! Невероятные приключения Р.Ф. Фейнмана. М., 2001.
  34. Хайек Ф.А. Контрреволюция науки. Этюды о злоупотреблениях разумом. М., 2003.
  35. Харди Г.Г. Апология математика. М., 2005.
  36. Эйнштейн А., Инфельд Л. Эволюция физики: развитие идей от первоначальных понятий до теории относительности и квантов. М., 1966.
  37. Юревич А.В. Психология и методология. М., 2005.
  38. Ярошевский М.Г. Психология в ХХ столетии. Теоретические проблемы развития психологической науки. М., 1974.
  39. Danziger K. Naming the Mind. How Psychology Found its Language. London, 1997.
  40. Fülöp M. Competition as a culturally constructed concept // Travelling facts. The Social Construction, Distribution, and Accumulation of Knowledge / Eds. C. Baillie, E. Dunn, Y. Zheng. Frankfurt – N.Y., 2004. P. 129–153.
  41. Meehl P.E. Theory-Testing in Psychology and Physics: A Methodological Paradox // Philosophy of Science. 1967. Vol. 34. P. 103–115.
  42. Tracy J.L., Robins R.W., Gosling S.D. Tracking Trends in Psychological Science: An Empirical Analysis of the History of Psychology // The Life Cycle of Psychological Ideas: Understanding Prominence and the Dynamics of Intellectual Change (Path in Psychology). Kluwer Academic – Plenum Publishers, 2003. P. 105–130.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2021 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License Репозиторий открытого доступа     Рейтинг репозиториев Webometrics

Яндекс.Метрика