Методология и история психологии 2008. № 3. С. 43–56
ISSN:
1819-2653
Социология психологии
Юревич А.В. доктор психологических наук, профессор, заместитель директора Института психологии РАН, член-корреспондент РАН, Москва, Россия e-mail: yurevich@psychol.ras.ru
Аннотация
В статье представлена точка зрения, с позиции которой автор полагает, что саморефлексия психологии свелась преимущественно к ее методологической рефлексии – над развитием психологического знания. Отмечается, что вместе с тем очень актуален и анализ происходящего в психологическом сообществе, а также его взаимоотношений с обществом, что должно стать предметом социологии психологии. Обобщаются основные тенденции в развитии мирового и отечественного психологического сообщества, взаимоотношения психологической науки и практики в современном российском обществе. Показывается, что психологическая культура нашего общества носит «закрытый» характер, психология занимает в современной России скромное место в сравнении с другими социогуманитарными дисциплинами, которое не соответствует ее возможностям и амбициям.
Андреева Г.М. Социальная психология и социальные изменения //
Психологический журнал. 2005. № 5. С. 5–15.
Белов Е.В., Плотникова С.Г. Социально-гуманитарное образование в России:
материалы социологического исследования // Преподавание социально-гуманитарных
дисциплин в вузах России: состояние, проблемы, перспективы. М., 2001. С.
225–311.
Василюк Ф.Е. Методологический смысл психологического схизиса // Вопросы
психологии. 1996. № 6. С. 25–40.
Дежина И.Г. Кадровая политика государства в сфере науки: новые меры при
старых подходах // Наука. Инновации. Образование. М., 2007. С. 309–322.
Задорин М. Апология «прикладности», или Еще раз о профессионализме,
профессии и профессиональном сообществе // Социальная реальность. 2007. № 5. С.
65–74.
Коллингвуд Р.Дж. Идея истории. М., 1980.
Корнилова Т.В. Означает ли свободная конкуренция идей отказ от критериев
научности в психологии // Методология и история психологии. 2007. Вып. 3. С.
120–129.
Маршакова-Шайкевич И. Вклад России в развитие мировой науки:
библиометрическая оценка // Отечественные записки. 2002. № 7. С. 314–345.
Микулинский С.Р. Еще раз о предмете и структуре науковедения // Вопросы
философии. 1982. № 7. С. 118–131.
Мироненко И.А. Об источниках сомнений в прогрессе психологии // Методология
и история психологии. 2007. Вып. 3. С. 94–106.
Мошкова Г.Ю., Юревич А.В. Психобиография – новое направление в изучении
науки // Вопросы истории естествознания и техники. 1989. № 3. С. 67–75.
Нефедова З.А., Пахомов Н.Н., Розин В.М. Об обеспеченности высшего
социально-гуманитарного образования учебной литературой // Преподавание
социально-гуманитарных дисциплин в вузах России: состояние, проблемы,
перспективы. М., 2001. С. 312–317.
Опросы без комментариев // Социальная реальность. 2006. № 6. С. 59–66.
Опросы без комментариев // Социальная реальность. 2006. № 12. С.
49–56.
Основы науковедения / под ред. С.Р. Микулинского. М., 1986.
Профессиональные психологи в России / Г. Кертман // Социальная реальность.
2006. № 7–8. С. 95.
Пружинин Б.И. Два этоса современной науки: проблемы взаимодействия // Этос
науки. М., 2008. С. 108–121.
Рачков П.А. Науковедение: проблемы, структура, элементы. М., 1974.
Родный Н.И. История науки, науковедение, наука // Вопросы философии. 1972.
№ 5. С. 36–49.
Семенов Е.В. Сфера фундаментальных исследований в постсоветской России:
невозможность и необходимость реформы // Наука. Инновации. Образование. М.,
2006. С. 29–61.
Семенов В.Е. Современные методологические проблемы в российской социальной
психологии // Психологический журнал. 2007. № 1. С. 38–45.
Сироткина И.Е., Смит Р. «Психологическое общество»: к характеристике
феномена // Психологический журнал. 2006. № 1. С. 114–121.
Социологические проблемы науки. М., 1974.
Филатов В. Ученые «на виду»: новое явление в российском обществе //
Общественные науки и современность. 1993. № 4. С. 89–96.
Хозиев В.Б. К вопросу о месте консультативного метода исследования в
грядущей парадигме психологии // Методология и история психологии. 2007. Вып.
1. С. 190–206.
Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб., 1997.
Шиянова И.А. Фундаментальное и прикладное знание в преподавании
социально-гуманитарных дисциплин // Преподавание социально-гуманитарных
дисциплин в вузах России: состояние, проблемы, перспективы. М., 2001. С.
70–78.
Щедровицкий Г.П. Методологическая организация сферы психологии //
Методология и история психологии. 2007. Вып. 3. С. 133–151.
Юревич А.В. Поп-психология // Вопросы психологии. 2007. № 1. С. 3–14.
Юревич А.В. Социальная релевантность и социальная ниша психологии //
Психологический журнал. 2006. № 4. С. 5–14.
Юревич А.В. Теневая наука в современной России // Наука. Инновации.
Образование. М., 2007. С. 41–54.
Coolican H. Research methods and statistics in psychology. London,
1998.
Harre R. The positivist-empiricist approach and its alternative // Human
inquiry: A sourcebook of new paradigm research. Chichester, 1981. P.
20–48.
Moscovici S. Society and theory in social psychology // The context of
social psychology: A critical assessment. N.Y., 1972.
Rosenzweig M.R. What is psychological science // International
psychological science: Progress, problems, and prospects. Washington,
1992.
Sexton V.S., Hogan J. (Eds.) International psychology: Views from around
the world. Lincoln, 1992.
The next twenty-five years of techno logy: opportunities and risks // 21-st
century technologies: promises and perits of dynamic future. OECD, 1998. P.
33–46.
Thurgood D.H., Weinman J.M. Summary report, 1990: Doctorate recipients from
United States universities. Washington, 1991.
Tracy J.L., Robins R.W., Gosling S.D. Tracking trends in psychological
science: An empirical analysis of the history of psychology // The life cycle
of psychological ideas: Understanding prominence on the dynamics of
intellectual change (path in psychology). N. Y., 1992. P. 105–130.