Методология и история психологии 2008. № 3. С. 57–72
ISSN:
1819-2653
Социология психологического знания
Юревич А.В. доктор психологических наук, профессор, заместитель директора Института психологии РАН, член-корреспондент РАН, Москва, Россия e-mail: yurevich@psychol.ras.ru
Аннотация
В статье рассматривается влияние социальных факторов на психологическое знание. Автор выделяет две основные группы таких факторов: а) «внешние», действующие на уровне общества в целом, б) «внутренние», локализованные в психологическом сообществе. По мнению автора, воздействие и тех, и других на научное знание неизбежно, и наиболее рациональной позицией является не «очищение» психологической науки от этого влияния (что невозможно в принципе), а его аналитическая реконструкция, которой и посвящена статья.
Аллахвердов В.М. Научное исследование как тривиализация обоснованной ахинеи
// Теория и методология психологии: постнеклассическая перспектива / под. ред.
А.Л. Журавлева, А.В. Юревича. М., 2007. С. 174–194.
Андреева Г.М. О «социологизации» социальной психологии // Социологический
журнал. 2003. № 2. С. 12–30.
Арефьев П.Г. Российские интеллектуальные элиты в компьютерных сетях:
проблемы интеграции в структуру глобального взаимодействия // Социальные науки
в постсоветской России. М., 2005. С. 262–301.
Батыгин Г.С. «Социальные ученые» в условиях кризиса: структурные изменения
в дисциплинарной организации и тематическом репертуаре социальных наук //
Социальные нау ки в постсоветской России. М., 2005. С. 6–107.
Батыгин Г.С. Невидимая граница: грантовая поддержка и реструктурирование
научного сообщества в России // Социальные науки в постсоветской России. М.,
2005. С. 323–340.
Климов Е.А. Общая психология. Общеобразовательный курс. М., 1999. С.
138–139.
Климов И.А. Социальный состав и профессиональные ориентации российских
обществоведов // Социальные науки в постсоветской России. М., 2005. С.
203–227.
Кольцова В.А. Актуальные проблемы методологии современной отечественной
психологической науки // Психологический журнал. 2007. № 2. С. 5–18.
Корнилова Т.В. Означает ли свободная конкуренция идей отказ от критериев
научности в психологии // Методология и история психологии. 2007. Вып. 3. С.
120–129.
Левченко Е.В. Психоанализ и психологическое знание: динамика отображений
психоанализа в отечественных учебниках психологии // Методология и история
психологии. 2006. Вып. 2. С. 128–137.
Майерс Д. Социальная психология. СПб., 1997.
Мазилов В.А. Научная психология: тернистый путь к интеграции // Труды
Ярославского методологического семинара. Т. 1: Методология психологии.
Ярославль, 2003. С. 205–237.
Мангейм К. Идеология и утопия // Утопия и утопическое мышление. М., 1991.
С. 113–169.
Мироненко И.А. О концепции предмета психологической науки // Методология и
история психологии. 2006. Вып. 1. С. 160–173.
Олешкович В.И. Некоторые подходы к методологии психологии // Методология и
история психологии. 2007. Вып. 1. С. 20–36.
Петренко В.Ф. Конструктивистская парадигма в психологической науке //
Теория и методология психологии: постнеклассическая перспектива / под. ред.
А.Л. Журавлева, А.В. Юревича. М., 2007. С. 119–135.
Петров М.К. Философские проблемы «науки о науке». Предмет социологии науки.
М., 2006.
Плюснин Ю.М. Эпистемология и стратегия научного поиска // Наука. Инновации.
Образование. М., 2007. С. 74–95.
Прайс Д.Дж., Де С. Тенденции в развитии научной коммуникации – прошлое,
настоящее, будущее // Коммуникация в современной науке. М., 1976. С.
93–109.
Рапопорт С.С. Социокультарная компетенция интеллигента и здравый смысл //
Социальные науки в постсоветской России. М., 2005. С. 157–180.
Семенов В.Е. Современные методологические проблемы в российской социальной
психологии // Психологический журнал. 2007. № 1. С. 38–45.
Сироткина И.Е., Смит Р. «Психологическое общество»: к характеристике
феномена // Психологический журнал. 2006. № 1. С. 114–121.
Смирнов С.Д. Методологический плюрализм и предмет психологии // Труды
Ярославского методологического семинара. Т. 2: Предмет психологии. Ярославль,
2004. С. 276–291.
Смит Р. История психологии. М., 2008.
Соколова Е.Е. Апология системного монизма // Вопросы психологии. 2006. № 4.
С. 15–23.
Турецкий М.И. Шломо Зигмунд Фрейд // Методология и история психологии.
2006. Вып. 2. С. 113–127.
Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. М., 1986.
Фуко М. Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы. М., 1999.
Хозиев В.Б. К вопросу о месте консультативного метода исследования в
грядущей парадигме психологии // Методология и история психологии. 2007. Вып.
1. С. 190–206.
Школы в науке / под ред. С.Р. Микулинского и М.Г. Ярошевского. М.,
1977.
Щедровицкий Г.П. Методологическая организация сферы психологии //
Методология и история психологии. 2007. Вып. 3. С. 133–151.
Юревич А.В. «Методологический либерализм» в психологии // Вопросы
психологии. 2001. № 5. С. 3–19.
Юревич А.В. Наука при медиакратии // Науковедение. 2002. № 1. С.
69–85.
Юревич А.В. Национальные особенности российской науки // Науковедение.
2000. № 2. С. 9–23.
Юревич А.В. Психология и методология. М., 2005.
Юревич А.В. Перспективы парадигмального синтеза // Вопросы психологии.
2008. № 1. С. 3–15.
Юревич А.В. Социологический анализ психологического сообщества //
Психологический журнал (в печати).
Юревич А.В. Типология психологических фактов // Вопросы психологии. 2006. №
5. С. 3–13.
Юревич А.В., Цапенко И.П. Глобализационные процессы в современной
российской науке // Российский химический журнал. 2007. Т. LI, № 3. С.
91–98.
Юревич А.В., Ушаков Д.В. Макропсихология как новая область психологических
исследований // Вопросы психологии. 2007. № 4. С. 3–15.
Ярошевский М.Г. Логика развития науки и научная школа // Школы в науке /
под ред. С.Р. Микулинского и М.Г. Ярошевского. М., 1977. C. 7–97.
Balzer H.D. Soviet science on the edge of reform. Boulder, 1989.
Castel R., Castel F., Lovell A. The psychiatric spciety. N. Y., 1982.
Coates J. The next twenty-five years of technology: opportunities and risks
// 21-st century technologies: promises and perits of dynamic future. OECD,
1998. P. 33–46.
Hargens L. Using the literature: Reference networks, reference contexts,
and the social structure of scholarship // American sociological review. 2000.
Vol. 65, December. Р. 31–46.
Karpov Y.V. The Neo-Vygotskian approach to child development. Cambridge,
2005.
Rose N. Powers of freedom: Reframing political thought. Cambridge,
1999.