Методология и история психологии 2010. № 1. С. 102–121
ISSN:
1819-2653
Субъект: от философии и психологии
Косилова Е.В. кандидат философских наук, старший преподаватель философского факультета Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, Москва, Россия e-mail: implicatio@rambler.ru
Аннотация
В статье рассматриваются учения о субъекте в психологии, философии и пограничных областях. Субъект определяется как действующее и познающее начало, необходимым свойством которого является свобода. Психология, как наука двойственного, а именно естественно-научного и гуманитарного, типа, содержит принципиально различные трактовки субъекта, которые можно обозначить как «парадигма сущности» и «парадигма существования». Парадигма сущности, характерная для естественно-научной психологии, рассматривает субъекта как детерминированного, т.е. как агента, превращающего ранее произошедшие с ним детерминации в наличное поведение. Парадигма существования (характерная для экзистенциальной, позитивной и других видов «гуманитарной» психологии) рассматривает субъекта как свободно определяющего самого себя. В философии современные учения о субъекте в основном сводятся к критике картезианской и трансцендентальной парадигм, и в статье подробно рассматривается указанная критика с точки зрения неопределенности границ и единства субъекта. Подробно анализируется связь между субъектностью, свободой, смыслополаганием и отношением субъекта и Других. В заключение рассматриваются представления о субъекте на стыке психологии и философии.
Абульханова К.А. С.Л. Рубинштейн – ретроспектива и перспектива // Проблема
субъекта в психологической науке / под ред. А.В. Брушлинского др. М., 2000. С.
13–26.
Абульханова-Славская К.А., Брушлинский А.В. Несколько замечаний в связи со
статьей А.С. Арсеньева «О творческой судьбе С.Л. Рубинштейна» // Развитие
личности. 1999. № 4. C. 12–20.
Акопов Г.В. Проблема сознания в современной психологии // Методология и
история психологии. 2007. Вып. 3. С. 43–64.
Аппе Ф. Введение в психологическую теорию аутизма. М., 2006.
Аристотель. О душе // Сочинения в 4 т. Т. 1. М., 1976. С. 371–448.
Величковский Б.М. Когнитивная наука: основы психологии познания. В 2 т. М.,
2006.
Волков Д.Б. Теория сознания Д. Деннета: дис. канд. филос. наук. М.,
2008.
Гаррабе Ж. История шизофрении. М.; СПб., 2000.
Гильбурд О.А. Шизофрения: семиотика, герменевтика, социобиология,
антропология. М., 2007.
Гордеева Н.Д., Зинченко В.П. Функциональная структура действия. М.,
1982.
Грегори Р.Л. Разумный глаз: как мы узнаем то, что нам не дано в ощущениях.
М., 2003.
Гуссерль Э. Картезианские размышления. СПб., 2006.
Декарт Р. Сочинения. Т. 1. М., 1989.
Деннет Д. Виды психики: на пути к пониманию сознания. М., 2004.
Знаков В.В. Самосознание, самопонимание и понимающее себя бытие //
Методология и история психологии. 2007. Вып. 3. С. 65–74.
История философии / под. ред. В.В. Васильева, А.А. Кротова, Д.В. Бугая. М.,
2005.
Кабрин В.И. Ноэтическая коммуникация: на пути к релевантному исследованию
психологического опыта // Методология и история психологии. 2009. Вып. 3. С.
5–23.
Кемпински А. Психология шизофрении. СПб., 1998.
Колесников А.С., Ставцев С.Н. Формы субъективности в философской культуре
XX века. СПб., 2000. [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://anthropology.ru/ru/texts/gathered/subject.
Косилова Е.В. Философия и психология о сознании // Методология и история
психологии. 2009. Вып. 1. С. 25–46.
Кричевец А.Н. О категориях, экзистенциалах и психологическом понимании //
Методология и история психологии. 2009. Вып. 3. С. 24–39.
Круглый стол «Субъект и субъективность: аналитические и феноменологические
интерпретации». 2010. [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://www.hse.ru/news/24638672.html;
http://vfc.org.ru/rus/media/video/index.php?SECTION_ID=82#tb.
Куайн У. Онтологическая относительность // Современная философия науки. М.,
1996. С. 18–40.
Лакан Ж. О бессмыслице и структуре бога // Метафизические исследования.
Вып. 14. Статус иного. СПб., 2000. С. 218–231.
Лекторский В.А. Субъект, Я // Новая философская энциклопедия. В 4 т. / ред.
В.С. Степин. М., 2000.
Лекторский В.А. Эпистемология классическая и неклассическая. М., 2001.
Личность и бытие: субъектный подход. Материалы III Всероссийской
научно-практической конференции. Краснодар, 11–12 ноября 2005 г. / отв. ред.
З.И. Рябикина, В.В. Знаков. Краснодар, 2005.
Лоренц К.З. Оборотная сторона зеркала. М., 1998.
Лэнг Р.Д. Расколотое «Я». СПб., 1995.
Мотков О.И. Субъект как диспетчер личности. 2010. [Электронный ресурс].
Режим доступа: http://psychology.rsuh.ru/archive/motarticle26.rtf.
Никольская О.С. Аффективная сфера как система смыслов, организующих
сознание и поведение. М., 2008.
Пископпель А.А. Объяснение и понимание в диалоге «объяснительной» и
«описательной» психологий // Методология и история психологии. 2008. Вып. 1. С.
47–57.
Сергиенко Е.А. Развитие идей психологии субъекта А.В. Брушлинского:
системно-субъектный подход // Личность и бытие: субъектный подход. Материалы
научной конференции, посвященной 75-летию со дня рождения члена-корреспондента
РАН А.В. Брушлинского, 15–16 октября 2008 г. / под ред. А.Л. Журавлева, В.В.
Знакова, З.И. Рябикиной. М., 2008. С. 54–58.
Соколов В.В. Введение в классическую философию. М., 1999.
Сокулер З.А. Людвиг Витгенштейн и его место в философии XX века.
Долгопрудный, 1994.
Солсо Р.Л. Когнитивная психология. М., 1996.
Субъект, личность и психология человеческого бытия / под ред. В.В. Знакова,
З.И. Рябикиной. М., 2005.
Тхостов A.Ш. Топология субъекта (опыт феноменологического исследования) //
Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. 1994. № 2. С. 3–13; № 3. С. 3–12.
Фома Аквинский. Сумма против язычников. Кн. 2, гл. 80–81. Долгопрудный,
2001.
Фрейд З. Разделение психической личности // Введение в психоанализ. Лекции.
Лекция 31. М., 2003.
Фуко М. История безумия в классическую эпоху. СПб., 1997.
Шабельников В.К. Предметность и субъектность детерминирующего мира в
концепциях психологии // Методология и история психологии. 2006. Вып. 1. С.
23–40.
Юханссон И. Особое детство. М., 2010.
Ясперс К. Общая психопатология. М., 1997.
Ясперс К. Стриндберг и Ван Гог. Опыт сравнительного патографического
анализа с привлечением случаев Сведенборга и Гельдерлина. СПб., 1999.
Edelman G.M. Neural Darwinism: The theory of neuronal group selection. New
York, 1987.
Happé F., Frith U. The weak coherence account: detail-focused cognitive
style in autism spectrum disorders // J. of Autism and Developmental Disorders.
2006. № 36 (1). P. 5–25.