Каталог изданий 116Рубрики 53Авторы 9259Новости 1824Ключевые слова 5095 |
Правила публикацииВебинары![]() |
Методология и история психологии Издатель: ООО «Исследовательская группа «Социальные науки» ISSN: 1819-2653 Издается с 2006 года Периодичность: 4 номера в год Язык журнала: русский Доступ к электронным архивам: открытый |
Методология и история психологии Единое и расчлененное знание в истории культуры (психология – физика – психология)Назаретян А.П. АннотацияОбыденное и теоретическое миропонимание сильно зависят от того, насколько люди склонны к причинному или целевому объяснению событий. Категории причины и цели были впервые разведены античными философами (и врачами) и концептуально синтезированы в категории целевой причинности, обеспечившей цельную антропоморфную картину мира средневекового европейца. Новое расщепление этой аристотелевской категории в XVII веке положило начало бурному развитию науки Нового времени, ценой за которое стала диверсификация картины мира на независимые дисциплины. Переход от додисциплинарной к дисциплинарной картине мира дал импульс трехсотлетней эпопее воссоединения путем сведения знаний о живой природе, обществе, человеке и его душе к простым принципам физики (механики). Редукционистская стратегия интеграции обеспечила единые научные основания биологии, социальным наукам, психологии и т.д. Однако с усложнением исследовательских и практических задач обнаружилась ограниченность классической естественно-научной парадигмы в понимании не только психологических, социальных или биотических, но и сугубо физических реальностей. В ХХ веке обозначилась дополнительная интегративная стратегия элевационизма, в рамках которой объяснительные модели распространяются «сверху вниз», от эволюционно позднейших реальностей к более ранним, от психологии – к физике. Новый синтез причинного и целевого подходов обеспечивает переход от дисциплинарного к постдисциплинарному знанию и от неклассической – к постнеклассической стадии развития науки. Ключевые слова: цель, причина, дифференциация, интеграция, додисциплинарное, дисциплинарное, постдисциплинарное знание, редукционизм, элевационизм, классическая парадигма, неклассическая парадигма, постнеклассическая парадигма Рубрика: философия психологии Тип: научная статья Литература
Статьи по теме
Межкультурная коммуникация, Организационная психология | Москвитина О.А. Оособенности жизненной стратегии родителей детей-инофонов и ее влияние на образовательную среду Литература, Теория и методология | Кузнецова А.А., Хромченкова И.Л. Межпредметная интеграция — как инструмент развития языковой и коммуникативной компетенции учащихся Психология развития, Теория и методология | Греченко Т.Н., Харитонов А.Н., Жегалло А.В., Сумина Е.Л., Сумин Д.Л. Синхронизация электрических осцилляций в организации социальной жизни микроорганизмов Психологическая диагностика, Психология личности | Корнилова Т.В., Павлова Е.М. Шкала интеллектуальной оценки риска и ее связь с готовностью к риску и эмоциональным интеллектом Психология личности, Социальная психология | Стрижицкая О.Ю., Петраш М.Д., Муртазина И.Р., Вартанян Г.А., Маневский Ф.С., Александрова Н.Х., Бабакова Л.В. |
© 2007–2021 Портал психологических изданий PsyJournals.ru Все права защищены Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г. Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ
|