Методология и история психологии Издатель: ООО «Исследовательская группа «Социальные науки» ISSN: 1819-2653 Издается с 2006 года Периодичность: 4 номера в год Язык журнала: русский Доступ к электронным архивам: открытый |
Методология и история психологии Л.С. Выготский и А.Н. Леонтьев: личностные основания преемственности идей * 1358Братусь Б.С. Умрихин В.В. АннотацияРассматривается особая роль неявного знания в исторических судьбах научных школ, которые при подчас немногочисленном составе ученых способны совершать значительные прорывы в развитии мысли и порождать крупные исследовательские традиции. Отмечается, что подавляющее большинство наиболее крупных и ярких ученых оказываются учениками не менее ярких личностей в науке, а при обращении к опыту их учителей эта закономерность неизменно повторяется. Одним из скрытых оснований этого феномена выступает движение такой особой формы неявного знания, как личностное знание (М. Полани), не формализуемое в текстах и передаваемое в непосредственном общении между учителем и учеником. Яркий пример такого общения демонстрирует история зарождения и развития школы Л.С. Выготского — А.Н. Леонтьева — А.Р. Лурии, породившая крупную научную традицию — культурно-деятельностную психологию. На материале истории сотрудничества А.Н. Леонтьева с Л.С. Выготским рассмотрена диада «учитель — ученик» в науке. Логика преемственности поколений показана на примере возникновения в школе А.Н. Леонтьева смыслоориентированных концепций личности. Обоснована гипотеза о повторяющихся (архетипических) циклах жизненного пути ученого человека, в основе которых лежит движение неявного, личностного знания. * Работа выполнена при поддержке РГНФ: проект № 10-06-00437а. Ключевые слова: культурно-деятельностная психология, личность, смысл, нравственность, личностное знание, контекст, научная школа, Леонтьев А.Н., Выготский Л.С., неявное знание, научный текст, ценность, смыслоориентированные концепции личности, архетипы науки, циклы жизненного пути ученого, подтекст, драма идей, преемственность поколений Рубрика: История отечественной психологии Тип: научная статья Фрагмент статьи
В жизни ученого человека (если он скоропостижно не умирает в начале пути) можно
обнаружить целый ряд общих, по сути, архетипических моментов, этапов и фигур.
Конечно же, это изначальная, инициирующая фигура учителя (или учителей), далее
— этапы взаимоотношения с ним (с ними): встреча, увлечение, восхищение,
подражание, первые сомнения, возражения, желание обособиться, отъединиться,
самому стать именем существительным, а не прилагательным (к другому имени), в
дальнейшем — столь нередко — отхождение, противостояние, а то и конфронтация,
возникновение собственного окружения, наконец, школы, появление своих учеников
и их этапы отношения к тебе — от восхищения и подражания до отпочкования и
отвержения. Тем самым вычерчивается некий круг, повторяющийся (архетипический)
круг научной жизни, который цикл за циклом, оборот за оборотом определяет
конкретную историю науки. Известна формула А. Эйнштейна: «Наука есть драма
идей». В ней люди, несущие, отстаивающие идеи, составляют лишь фон. Поэтому в
более полном виде следует сказать: наука — это драма идей и людей. И как всякая
драма, она имеет в своей основе устойчивые, повторяющиеся внутренние законы,
коллизии и циклы развития.
Литература
Статьи по теме
История психологии, Клиническая психология | Зверева Н.В., Рощина И.Ф., Хромов А.И. Даниленко О.И., Сюй И. Сапогова Е.Е. |
© 2007–2022 Портал психологических изданий PsyJournals.ru Все права защищены Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г. Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ
|