Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 96Рубрики 51Авторы 8568Ключевые слова 21004 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Сборник международной конференции «Современные методы психологии»

Тезисы, видео лекций и докладов

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

Год издания: 2010

Формат: электронное издание

 

Парадигмы МЭГ-исследований мозговых основ речевой функции у человека

Штыров Ю.Ю., PhD, старший научный сотрудник, Центр исследований мозга и познавательных процессов, Кембридж, Великобритания
Видео
Полный текст

Где и когда обрабатываются различные аспекты устной речи в мозге? Можем ли мы дать надёжную количественную оценку этим процессам при помощи нейрофизиологических инструментов? В психолингвистике важным предметом обсуждения стал вопрос о порядке доступа к различным аспектам речевой информации в процессе обработки мозгом речевой стимуляции, при этом существует конкуренция двух альтернативных точек зрения о последовательной и параллельной обработке речи. Если в поведенческих экспериментах получены данные в поддержку обеих гипотез, то в первых нейрофизиологических исследованиях более явную поддержку получило представление о последовательном обращении к разным уровням организации информации. Однако в этом докладе я представлю данные недавних исследований с помощью МЭГ (и ЭЭГ), которые убедительно свидетельствуют, что обработка информации на фонологическом, лексическом, семантическом и синтаксическом уровнях начинается параллельно или почти одновременно.

Более того, в недавних исследованиях показано, что некоторые из этих процессов протекают значительно раньше, чем предполагалось, а именно в первые 200 мс после поступления слухового стимула. Эти ранние процессы обработки речевой информации, по-видимому, протекают автоматически, не требуя фокусировки внимания на воспринимаемой речи. Мы рассмотрим пространственно-временные характеристики такой ранней мозговой активации; проанализируем, как эти характеристики могут отражать следы речевой памяти; проследим их формирование и взаимодействие в семантическом и синтаксическом контекстах; оценим, могут ли задержки в проведении длительностью порядка нескольких миллисекунд играть заметную роль в обработке речевой информации. Мы исследуем вопрос о взаимодействии функций речи и внимания и в завершение обсудим, могут ли пассивные парадигмы без специального привлечения внимания испытуемого к речевой стимуляции помочь в разрешении (психо)лингвистических вопросов и насколько они перспективны для научных исследований.

Ссылка для цитирования

Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2020 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика