Беседы разных лет

433

Аннотация

На страницах нашего журнала читатель встречался с владыкой Антонием – вдохновенным проповедником, «пастырем добрым», ученым-богословом, теперь же нам предстоит встреча личная, непосредственная. Легко вообразить атмосферу многих бесед митрополита Антония, когда епископской кафедрой служила тесная комнатенка в обычной московской квартире. За окнами еще было прохладно: ледниковому периоду, казалось, не будет конца, а в комнате жарко: горит лампадка, дымок от чайника, заваренного «Бодростью», да и «не горело ли в нас сердце наше» (Лк. 24: 32). Обеденный стол-книжка распахнут во всю ширь, а все же тесно, открыты двери в прихожую, стоят и там. И снова Марфа пробирается среди знакомых и незнакомых, пытаясь встретиться взглядом: «Долить?», но все лица устремлены к одному. Пиршество духа. Вопросы, вопросы, вопросы... Некоторые из них были прямо связаны с психологией и психотерапией или касались смежных областей. Публикуя фрагменты этих бесед, редакция предлагает читателю прислать свои вопросы к владыке Антонию. Мы перешлем иx в Лондон, и, Бог даст, беседа продолжится.

Общая информация

Рубрика издания: Психология веры, христианская психология и психотерапия

Для цитаты: Сурожский А. Беседы разных лет // Консультативная психология и психотерапия. 1994. Том 3. № 4.

Фрагмент статьи

– Где лежит граница между духовностью и душевностью? Как самому узнать, что тобой двигало – не в обычной жиз­ни, а когда встречаются особенные моменты? Где кончается психология и начинается что-то высшее, можно ли и нужно ли это узнать, и какую градацию можно установить? Какие принципиальные признаки различия болезней – душевных, не­вротических, психофизических?

– Я не уверен, что о себе самом можно знать столько, сколько можно ощутить в другом; одно мне кажется достовер­ным: духовное не есть просто продолжение или высшее выра­жение душевного, совершенство душевного. Нельзя сказать, что где-то кончается душевное и начинается духовное: есть какая-то область, где самым нормальным образом совершается взаимное проникновение. Трудность опознать, где что начина­ется или кончается, в том, что духовный опыт мы сознаем в душевной плоскости; все духовные явления так или иначе отражаются в нашей психической области. Скажем, благого­вение, радость, страх Божий (в хорошем смысле, не в смысле испуганности перед Богом, а трепет) и т.д. – это духовные явления, но охватывают нас душевно и физически, отражают­ся в этой области и делаются предметом нашего сознания. Старец Силуан говорил, что благодать достигает нашего духа, затем нашей души – психики – и, наконец, заполняет нашу плоть, это, конечно, предел, говорящий о святости. Просто я не знаю такого критерия. Если можно так выразиться, иног­да, имея дело с другим человеком, на нюх как бы, на слух какой-то знаешь: вот, это душевный человек говорит; а вот в это мгновение человек тебе сказал что-то, что принадлежит к области духа. Делатели молитвы Иисусовой большое внима­ние обращали на физические феномены; у них преимущество то, что их не создашь искусственно, поэтому если какой-то феномен присутствует, он вне вашей воли, вашего выбора, и поэтому может являться объективным элементом в расценке. И духовные наставники говорили, что такие-то и такие-то физические ощущения, переживания относятся к той или  другой области, но опять-таки, нужно, чтобы говорящий знал, о чем говорит, чтобы он сам прошел этот путь.

Информация об авторах

Сурожский Антоний, доктора богословия, Абердинского и Кембриджского университетов, Лондон, Великобритания

Метрики

Просмотров

Всего: 907
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 1

Скачиваний

Всего: 433
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 0